Конспект урока по истории на тему Египетское общество (5 класс)


Методическая разработка урока
Тема урока: Египетское общество
Класс: 5 класс
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать знания о структуре египетского общества.
Составить и прокомментировать соц. пирамиду населения Древнего Египта.
Рассмотреть права и обязанности каждой категории.
Сравнить роль в обществе и образ жизни представителей сословий
Научиться выявлять различия между представителями различных слоев населения
Развивающие:
Работать над развитием устной речи;
Развивать навыки работы с текстом учебника и документами, умение выделять главное, делать выводы.
Воспитательные:
Формирование интереса к истории;
Сформировать у детей уважение к труду и наследию прошлого.
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Анализируя отличия социальных слоев древнеегипетского общества, научились определять и объяснять, справедливы ли эти отличия с позиции жителя Древнего Египта человека XXI века.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма урока: урок игра.
Оборудование:
Учебник: Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 класс. М.: Дрофа, 2010 г.
Презентация: «Древнеегипетское общество»
Компьютер
Проектор
Карточки с заданиями для работы в группах
Карточки с текстом документа
План урока
Структура египетского общества
Выступление детей по группам
Фараон, вельможи
Писцы
Ремесленники
Земледельцы
Рабы
Подведение итогов
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Организационный этап
Приветствие учащихся
Отметка отсутствующих
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности Записывают в тетрадь число, название главы: «Египетское общество»
Ребята делятся на группы
II Создание проблемной ситуации
- Чем отличается общество Египта о первобытного общества?- назовите общепринятый символ Египта
- Пирамида является не толь культурным символом этой страны. Структуру египетского общества также можно представить в форме пирамиды
- Давайте ее заполним.
- Для этого, перечислите все сословия, на которые делилось египетское общество.
- Установите иерархическую последовательность
- Кто располагается в вершине пирамиды, а кто составляет ее основание? Оно не было однородным. Появляется неравенство. Население делится на богатых и бедных.
- пирамида
Смотрят на слайд с изображением пирамиды
Перечисляют группы египетского общества
Заполняют пирамиду.
Отвечают на вопрос
III Формирование проблемы
- Работа с документом
- Как фараон советовал укреплять свою власть?
_ чьи интересы защищал фараон в стране?
Можно ли считать, что фараон выражал интересы всех жителей Египта?
- В источниках не сохранилось сведений о бунтах низших против высших
- кто заметил, в чем противоречие?
- Какой возникает вопрос? Читают документ со слайда
С одной стороны в Египте случались восстания, однако о них мало что известно.
Записывают вопрос
Почему в Египте редки упоминания о восстаниях бедных и низших слоев против высших?
IV Выдвижение гипотезы
- Почему, на ваш взгляд, это могло произойти? Предлагают свои гипотезы
V Актуализация знаний
Для того чтобы ответить на главный вопрос, нам нужно определить роль, вид занятий и положение в обществе каждого сословия. VI Поиск решения проблемы
- Сейчас нам предстоит поработать в группах. Вам необходимо узнать, из каких социальных групп состояло древнеегипетское общество, чем отличались их роль в обществе и образ жизни.
- Давайте проверим, что у вас получилось

После выступления каждой из групп, ребята вносят необходимые сведения в таблицы, которые также раздаются каждому учащемуся.
- Чем отличалось положение в обществе знатных слое от положения простых тружеников?
Справедливы ли были эти отличия на ваш взгляд? Н взгляд жителей Древнего Египта Работа в группах.
Представитель от каждой группы выбирает карточку с заданием и распределяет работу в группе.
Группа № 1 Фараон, вельможи
Группа № 2 Писцы
Группа № 3 Ремесленники
Группа № 4 Крестьяне, рабы
Представители от групп по очереди выходят к доске и дают описание (в виде пантомимы, рассказа от имени представителя группы, загадки, ребуса). Другие группы должны догадаться о каком сословии идет речь. В конце все вместе подводят итог и вносят необходимые сведения в таблицу
Группа № 1 Фараон, вельможи
Фараон был живым воплощением бога на земле, принимал законы. Любой его приказ считался волей богов.
Вельможи служили фараону, заботились о состоянии оросительной системы. За службу они получали владения, жили в богатых домах и вели праздный образ жизни
Группа № 2 Писцы
Писцы были освобождены от физического труда. Они состояли на службе у вельможи, записывали и вели учет выполненным земледельческим работам, носили благородную одежду, организовали и контролировали труд земледельцев.
Группа № 3 Ремесленники
В Египте были развиты разные ремесла и жили талантливые люди. Изготовленные вещи ремесленники обменивали на другие товары.
Группа № 4 Крестьяне, рабы
Свободные земледельцы занимались физическим трудом, подчинялись как вельможам, и так и писцам, платили 1/3 урожая фараону. Они носили грубую одежду, вели бедный образ жизни, за неповиновение могли быть наказаны.
Рабы - «живые убитые». Они были несвободны и не имели прав
- высказывают свое мнение
Отвечают на вопросы, пытаются приводить аргументы, подтверждающие их точку зрения
VII Решение проблемы
- какой ответ на основной вопрос мы можем дать?
- Восстания в Египте были очень редки, т.к. общественный порядок в Египте жители воспринимали как условие существования государства
Приложение
Задание к тексту
(карточки получают все группы)
Прочитайте текст
Выделите род занятия сословия, о котором идет речь в тексте
Обозначьте роль данного сословия в жизни египетского общества
Варианты презентации выполненного задания
Составить ребус
Придумать загадку
Составить рассказ от имени представителя общественной группы.
Показать пантомиму, сценку, отражающую род занятия сословия
Таблица
Сословия древнеегипетского общества
Род занятий Положение в обществе
Фараон Вельможа Писцы Ремесленники Крестьяне Рабы Текст документов для групп
Группа № 1 Фараон, вельможи
Фараон
«Египетское общество жило не по совсем обычным законам и правилам. Если им правил властитель, поставленный богами и произошедший от их божественной плоти, стране были обеспечены мир и процветание. Однако если это главное основное условие – божественность фараона – не соблюдалась, все шло прахом. Страна приходила в упадок.
Главная обязанность фараона – выражать свою признательность богам. На большинстве стел сообщалось, что фараон, будучи в Мемфисе или в Фивах, совершал угодное богам: восстанавливал пришедшие в упадок святилища, сооружал новые, укреплял стены храмов, устанавливал статуи, обновлял мебель и священные ладьи и щедростью своей превосходил все что делали до него другие цари.»
Вельможа
«Начальник каналов – вельмож Ахтой – вышел из ворот дворца, уселся на носилки, и 8 рабов быстро перенесли его к пристани. Лично спустившись в колодец – ниломер, вельможа убедился, что и здесь уровень воды на нужный отметке – сезон разлива закончился. Взойдя на корабль, вельможа уселся под навес, взмахнул рукой, и 20 рабов опустили весла в прохладную воду. По недавно прорытому каналу вельможа прибыл в Фаюмскую низменность. Бывшее болото превратилось в огромное водохранилище. Сеть малых каналов расходилась вокруг, орошая по плану Ахтоя поля и сады нового оазиса. Довольный проверкой, вельможа вернулся в собственную усадьбу.»«Назначение судей –
Его величество назначил меня судьей и устами Нехена (судейская должность), т.к. он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей – верховным сановником в случае любого тайного дела…»
«Приготовление к войне с бедуинами -
Его величество посылал меня пятикратно водить войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью этих отрядов я действовал так, что его величество хвалил меня.»«Когда я был чиновником при дворе и носил сандалии фараона, его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого своего слугу.»Группа № 2 Писцы
«Будь писцом! Освободит эта должность тебя от податей, защитит она тебя от работ всяких. Удалит она тебя от мотыги и не будешь ты носить корзину. Она отдалит тебя от гребли и весла, удалит она тебя о хлопот. Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными.»«Весь сезон засухи писец принимал и записывал для вельможи сведения, как в разных селениях готовились к сезону разлива Нила. Старейшины докладывали, что дамбы вокруг полей поправлены, укреплены камнями…
Писец причаливает к берегу. Он записывает урожай…
И вот писец Каи прибыл в родную деревню на праздник начала сева. … писец размышляет: «У нас здесь не как в дельте, где можно сразу после схода воды бросить зерна в земляную жижу, а потом просто прогнать десяток овец, чтобы их копыта укрыли зерна землей. Нет, нам в Верхнем Египте нужно сначала разрыхлить землю». Писец достает папирус с указанием отмеренного на посев зерна.
После пахоты старейшина выразил надежду, что, когда через три месяца писец Каи приедет забирать третью долю урожая в амбары фараона, никого не придется бить палками за задержку»
Группа № 3 Ремесленники
«Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл.
Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он заканчивает, руки его падают, и он утомлен.
Строитель стен постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к верхушкам колонны… все одежды его лохмотья моется он только один раз…Хлеб – отдает он его домой, избиты, избиты его дети…
Ткач – внутри дома, хуже ему , чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно ткани, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…»
Группа № 4 Крестьяне, рабы
«У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… Устает он … и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… и едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»
«Земледельцы надевают на шеи голубые цветы лотоса и запрягают коров в плуги. Одни взмахивают палками, кричат: «О! Иди!», и коровы двигаются вперед, потянув за собой плуги. Другие, согнувшись, крепко держат рукояти, чтоб деревянный сошник с медным наконечником не вилял в вязкой влажной земле. За ними идут сеять, бросая зерна… »
Рабы
«Два раба, тащившие за писцом мешки , жадно облизнулись.
- Да, - заметил один, - «царским людям» живется проще, чем свободным. Нужно только правильно исполнять приказы, а думают за тебя начальники и писцы.
- Ты с детства живешь в сытом рабстве и не знаешь, что такое свобода! - ответил другой. – Я же плакал, когда меня, вольного кочевника, воины фараона в бою взяли в плен. Вельможа назвал нас «живые-убитые», пересчитывая, словно ослов.»