Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ, как в учебной, так и внеучебной деятельности



Формы и виды
социализации обучающихся
в норме и обучающихся  с ОВЗ, как в учебной,
так и  внеучебной деятельности
Тимофеева Светлана Григорьевна Проблемой современного общества и государства XXI века является проблема воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Система образования сегодня является одним из важнейших и мощных факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, так как содержание образования формируется под влиянием общества и общество изменяется под влиянием образования.
  Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, делает процесс обучения максимально способствующим раскрытию задатков и развитию способностей личности.
Вступая в разнообразные отношения с людьми, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, познавая мир и себя как частицу мира, ребенок включается в общество, становится его членом, потому что с первого в своей жизни вдоха он - существо общественное. А общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Происходит процесс приобщения личности к обществу, а это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.
Социализация ребёнка – это стратегическая цель деятельности каждого педагога, так как знания, приобретаемые на уроках - это база для социального становления ребёнка, даже если он даже, к примеру, не станет специалистом в области социальных отношений или истории. Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Общепризнанно, социализация личности - это способность к творчеству,  это поведение в быту, восприятие культуры своего народа. Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Пристальный анализ показывает, что социализация имеет сложную природу, разнообразные виды и формы. Так, существует полная и частичная социализация, кроме того односторонняя, актуальная и неактуальная социализация, неадекватная, быстрая и медленная, ограниченная и бесконечная социализация. И наконец, затухающая и развивающаяся социализация, существует и ее порог. Порогом, а не этапом и не формой, называется момент, после которого начинаются принципиально иные и практически необратимые процессы социализации. Полная социализация означает: из всего объема знания и культуры данной социальной группы или окружения ребенок и взрослый человек усваивают тот объем, который им необходим для решения своих задач. Социальная группа, например, может иметь высокий уровень профессиональной социализации, содержащий различные профессиональные знания. Но для каждого отдельного ее представителя достаточно в полном объеме овладеть одной профессией или несколькими, чтобы быть полностью социализированным. Иными словами, полная социализация - это полное соответствие требованиям своей социальной группы и успешное выполнение тех функций, которые ставит данное социальное сообщество перед каждый своим членом. Только в этом случае он становится полноценным членом данной группы.
Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.
Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен длясоциализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.
Остальные виды социализации:
Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Также социализацию можно разделить на три периода, а именно: вхождение в социальный мир, социальное действие и прекращение социальной жизни. Период вхождения и собственно то, что называется процессом социализации в широко бытующем мнении, характеризуется тем, что человек становится социальным, или, как раньше говорили, общественным существом. Другими словами, человек становится частью того социального образования, в котором он с рождения оказался, и равноправным членом всего общества. Он получил полную или частичную, но адекватную, социализацию. Это означает, что полностью или по большей части человек соответствует данному обществу и своему непосредственному социальному окружению, своей социальной среде. Полностью или преимущественно выражает интересы, потребности своей социальной среды, решает соответственно стоящие перед ним задачи, концептуально определяем и концептуально определяющий свою социальную среду.
Период социального действия означает воспроизводство того социализированного образа, который был заложен в человеке социальной средой в первый период социализации. Человек действует, т.е. решает поставленные обществом актуальные задачи, тем самым продвигает общество, развивает его, изменяет именно в том направлении, которое определяется программными целями. Здесь наблюдается почти полное соответствие характера социализации человека актуальным целям и задачам, которые стоят перед обществом.
Особенность первого периода социализации, как уже отмечалось, заключается в том, что общество формирует социализированного человека в соответствии со своими актуальными задачами. Эти задачи человек решает во второй период - в период социального действия. Никакой другой человек, социализированный в другое время и в другом месте, не сможет их решить, потому что он был социализирован для решения других задач другого общества.
Иначе говоря, не человек создает общество, и решает он не свои собственные задачи, и не он организует процесс социализации, а общество, как мы уже говорили, проводит социализацию нового поколения, которое могло бы решать задачи, поставленные перед обществом его программными целями. Не человек выбирает дорогу, а дорога выбирает человека и отказывается от тех людей, которые не способны ее пройти. Свобода выбора и свобода действий человека, которые всегда имеются, означает свободу выбора между детерминациями, т.е. решение тех или иных задач в общем потоке программных целей. Таким образом, человек может стать ученым или писателем, рабочим или крестьянином, но занимаясь исследованиями или создавая произведения, или выполняя ту или иную работу, он будет делать только то, что требуется данному обществу в данный период его существования. Этот период довольно короткий, всего-то 25- 30 лет.
Мы знаем немало примеров, когда писатели, пережив свое поколение, продолжали в своих работах воспроизводить свое время. Л. Толстой творил практически до последнего дня жизни, но каждый раз в произведениях возвращался в середину восемнадцатого века. М. Горький почти ничего не написал про советское время и в своих последних пьесах описывал дореволюционный период России. И Толстой, и Горький, как и многие другие, продолжали жить в прежней парадигме своей жизни, ее они воспроизводили, она им была ближе, понятнее и приятнее.
Понимание сути общественных явлений на основе жизненного опыта, межличностных отношений самого ученика и более широкого социального контекста является одним из способов социализации. Накапливаемый жизненный опыт, очевидно, не всегда положителен. Задача учителя помочь переосмыслить его, развивая социально-критическое мышление. Это должно послужить основой для создания у школьников более адекватной картины мира, способности человека к пересмотру собственных взглядов и представлений, способности противостоять разного рода манипуляциям, как в межличностных отношениях, так и в потоке разного рода информации, в т.ч. и получаемой через СМИ. В последнее время трансформируется само понятие знание – школа должна не только и не столько дать ученику определённый объём знаний, но и научить его, используя эти знания, проектировать свою жизнь, т.е. каждый преподаваемый в школе предмет обязан иметь помимо знаниевой ещё и компетентностную составляющую.
Обычно мы под деятельностью мы понимаем всякую активность ребёнка, главным образом – реактивную деятельность, осуществляемую в ответ на требования педагога. Схема деятельности, предложенная А.Н. Леонтьевым такова: потребность – мотив- цель – задачи – действия - рефлексия, очень неплохая, если мы главной составляющей определим и поставим потребность и мотивацию ученика на более высокий уровень. Огромная роль в данном случае должна отводиться работе над мотивацией ученика и его рефлексией.
Рефлексию на каждом уроке делается по следующим направлениям: что нового я узнал? Как я это сделал? Зачем мне это нужно в жизни? Эти вопросы учитель задает довольно часто, зачастую не акцентируя внимания, на разных этапах урока. И опять та же самая проблема – перегруженность учебного материала именно знаниевым компонентом. Несколько решить эту проблему может проблемный подход. В этом случае учебный материал как бы делится на две части: первая – теоретические знания о сферах общественной жизни, основных проблемах в каждой сфере и историческом аспекте их решения. Вторая часть должна информировать о современном содержании этих проблем. Вот на этом этапе ребят можно научить выделять эти проблемы и находить пути их решения. 
Но существует такая категория детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). А именно это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития.
Недостаточное формирование способностей к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены незрелостью эмоционально-личностной сферы, снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех и других неблагоприятных факторов.
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённой социально-психологической программой,  содержание которой  зависит как от ролевых позиций обучающегося - субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Эта проблема является следствием  физического и психического здоровья ребёнка,  результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для ребенка с ОВЗ архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Верно, сегодня  образовательные организации РТ  функционируют в формате «Доступная среда», хотя и здесь имеются свои проблемы.
Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать обобщающий вывод о том, что с оциализация выступает одним из путей решения задачи ответственности человека перед природой, обществом и каждым конкретным человеком. Только социализация, развивая и совершенствуя различные социальные институты, способствует решению не только основных природных задач, но и сверхзадач - воспроизводства жизни. Социализированное общество становится творцом новой жизни.