Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.  
 1. Актуальность и перспективность опыта.
Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют  трудиться над развитием   собственного интеллекта.        Одна из актуальных проблем формирования  школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Моя задача - научить детей не только правильно говорить и грамотно писать, но и донести до них много нового о своей родине,  научить понимать величие и красоту родной природы, чувств овать свою сопричастность к проблемам своей страны, республики, района, села и иметь страстное желание их решать.
Необходимо формировать у школьников прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся, вырабатывать у детей не только умение, но и потребность связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.    2. Концептуальность опыта.
      Новизна и своеобразие опыта заключается в мотивировании учащихся на творческую и познавательную деятельность. Моя работа способствует речевому, интеллектуальному нравственному развитию учащихся на уроках русского языка и литературы, а также проявлению эмоциональности и воли ребёнка, повышению мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям, следовательно, формированию коммуникативной компетенции учащихся. 
В своей работе использую разнообразные методы и формы; большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Знания ученики добывают сами в процессе работы на уроке, анализируя и рассуждая. Стремлюсь к новым эффективным формам и методам работы с учащимися.
 3. Наличие теоретической базы.
Уроки языка и литературы для меня и моих учеников – поиск, диалог и совместный труд. Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является самой значимой задачей. Ведь именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс обучения продуктивным и привлекательным.
Каждый учитель формирует интерес к своему учебному предмету в значительной степени благодаря грамотной, творческой организации учебной деятельности, вызывающей у учеников положительные эмоции. В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к изучению языка и литературы через использование информационных технологий, межпредметных связей, использование разных форм уроков.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся
В результате использования на уроках развития речи ИКТ , формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. Для лучшего понимания художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.
Мной разработаны поурочные планы – конспекты уроков, большое количество дидактического материала, презентации к урокам, тестовые задания, карточки с дифференцированными и индивидуальными заданиями, перфокарты. Широко использую таблицы, картины, рисунки. Для подготовки к  ГИА я использую КИМ, сама составляю тестовые задания.
 Провожу следующие виды контрольных работ: тесты, контрольные диктанты, словарные диктанты,  творческие диктанты, объяснительные диктанты, графические диктанты, предупредительные диктанты, письмо по памяти, комментируемое письмо.
    При проведении контрольных диктантов обязательно включаю грамматические задания (полный синтаксический разбор предложения, морфемный разбор слова, словообразовательный разбор, фонетический разбор слова, лексический разбор, морфологический разбор).
    Часто использую на уроках орфографические и синтаксические пятиминутки. Большой интерес у детей вызывают такие виды заданий, где надо найти ошибки в тексте. Эти задания развивают внимание учащих
·ся, учат анализировать, делать выводы, объяснять правописание каждой найденной ошибки.
Идеальной   формой  для сотрудничества  и  взаимопомощи  является   парное   обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Работа  в парах ребятам очень нравится. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь  и  консультировать, решая спорные вопросы.
На уроках развития речи провожу изложения и сочинения. Учащиеся пишут мини - изложения, подробные изложения, выборочные, сжатые, контрольные, изложения с творческим заданием (с элементами сочинения); сочинения по картине, сочинения – рассуждения, описания, повествования, размышления, отзывы.
    Уроки развития речи рассчитаны на развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, грамотности, (орфографической  зоркости), совершенствование навыков по изучаемой теме, умение использовать знания в заданиях творческого характера.              
Обязательно провожу анализ проверочных работ, который позволяет выявить ошибки в работе и организовать работу по их предупреждению и исправлению.
   Большое внимание на уроках уделяю индивидуальной работе с детьми.     На уроках литературы решаю задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, разучивание наизусть стихотворений, отрывков из текстов. Обращаю внимание на выразительность, правильность чтения текста, понимание смысла прочитанного, умение ответить на вопросы по содержанию и сформулировать их самим. Уделяю внимание заданиям на понимание темы, идеи, основной мысли текста. Веду работу по умению пересказывать текст подробно, выборочно, сжато, выделяя главное. Учу ставить проблемные вопросы и отвечать на них. Учу детей работать с текстом, составлять сравнительные характеристики, сопоставлять, анализировать. Добиваюсь, чтобы дети давали свою оценку изучаемому произведению. Обращаю
Внимание на решение задач нравственного воспитания учащихся, воспитания правовой культуры.
    Провожу работу по теории литературы. После изучения творчества писателей провожу уроки – семинары, викторины, обобщающие уроки,. Также проводятся уроки внеклассного чтения.    На примере литературных героев учу детей быть гуманными, милосердными, добрыми, честными, справедливыми, отзывчивыми, правдивыми.
    И по русскому языку, и по литературе большое значение придаю закрепляющим и обобщающим урокам. При их проведении ставлю целью не только закрепление пройденного материала, но и систематизацию знаний, умений и навыков учащихся.
Я понимаю, что успешное обучение детей находится в прямой зависимости от тщательной подготовки учителя к уроку, от элементов творчества.
Постоянно работаю над повышением самообразования: анализирую, использую в своей работе новинки методической литературы, читаю методическую литературу, составляю тестовые задания, презентации, доклады.
4. Педагогическая идея.
   Я работаю над проблемой: «Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы».
   Реализовывать свою проблему я начала с повышения эффективности уроков.                                              
Стараюсь вести уроки на таком уровне, чтобы материал был доступен и       понятен каждому ученику, был интересен и заставлял думать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать  практическую ценность и необходимость  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
5. Результативность опыта.
Я убедилась, что работа по развитию речи на уроках русского языка и литературы  дает высокие результаты: 
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.
Благодаря урокам развития речи закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в  ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.

 

15