Презентация Нарушение письменной речи, чтения у младших школьников


Что такое дисграфия, дислексия?! Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 13» Шабала Наталья Николаевна г. Нефтеюганск Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дисграфия Специфические ошибки: на уровне буквы и слога Звуковой анализ Фонематическое восприятие (смешение) Фонетическое наполнение слова пропуск букв, слогов; перестановка букв, слогов; вставка букв, слогов. по акустико- артикуляционному сходству; по оптическому сходству;по кинетическому сходству. персеверации (циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, действия, мысли, переживания); -антиципации (замена предшествующих звуков последующими). Специфические ошибки на уровне слова: раздельное написание частей слов;слитное написание слов с последующим или предыдущим словом;смещение границ слов;контаминация слов (ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов-белток (белок и желток);морфемный аграмматизм. Специфические ошибки на уровне предложения (словосочетания): аграмматизмы (нарушение связи слов);оперирование однородными членами предложения;неумение выделить ведущее слово в словосочетании;употребление норм управления. ДИСГРАФИЯ Акустическая и артикуляторно - акустическая Фонематическая и на фоне нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая Аграмматическая Моторная проявляется в смешениях, заменах (б-п, з- с, д-т, ц-с, ж-з, у-ю, о-ё и др.),пропусках букв.Причины: недостаточное развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, зрительного внимания.Направления работы: слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков. проявляется: в искажениях структуры слова и предложения. Наблюдаются пропуски согласных при их стечении (диктант-дикат, кричат-кичат); пропуски гласных (санки-снки, девочки-девчки); перестановки букв(ковров-корвов, окно-коно); добавление букв, перестановка слогов,слитное написание предлогов со словами, слитное написание слов. Причины: нарушение различных форм языкового анализа и синтеза;недоразвитие фонематического анализа, фонематических представлений.Направления работы:анализ предложений и синтез слов в предложении;развитие навыка слогового анализа и слогового синтеза;развитие навыка фонематического анализа и фонематического синтеза. Оптическая дисграфия проявляется: в виде замен и смешения графически сходных букв (П-Т, Л-М, И-Ш, Х-Ж), либо букв, состоящих из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С, Т-Ш, Б-Д).Зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо. Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная – нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. Вербальная – изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.Зеркальное письмо наблюдается у левшей и при органических поражениях мозга. Причины: недоразвитие зрительного гнозиса (познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения), анализа, синтеза, пространственных представлений. Направления работы:-развитие звукового синтеза;-развитие грамматического строя речи;-обогащение словарного запаса;-формирование морфологических и синтаксических обобщений. Очень важно помнить, что ученик, страдающий дисграфией и дислексией и не получающий помощи, в которой он нуждается, обязательно оказывается и педагогически запущенным.В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!