План — конспект урока русского языка по теме Составление и употребление в устной и письменной речи предложений, разных по цели высказывания, интонации

План-конспект урока № 1
Дата: _____________ Класс: ____ Предмет: русский язык учитель: __________________
Присутствуют: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Составление и употребление в устной и письменной речи предложений, разных по цели высказывания, интонации.
Цель: отработать умение учащихся составлять и употреблять в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.
Задачи:
Образовательные:
- наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания, по интонации;
- отработка навыка составления и применения в устной и письменной речи предложений, различных по интонации и цели высказывания
- совершенствование всех видов речевой деятельности.
 Развивающие:
- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
 Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Тип урока: урок-закрепление знаний.
Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, элементы диалогического и развивающего обучения.
Критерии успеха: обсудить с детьми в начале урока критерии успеха, чтобы дети для себя определили, что для них будет являться успехом к концу урока
Ход урока
Задачи этапа
Этапы и стратегии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Помочь учащимся
эмоционально настроиться на работу.

Подготовитель
ный этап

Приветствие “Здравствуйте!”
 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учащиеся повторяют слова и предлагаемые действия. Эмоционально и психологически настраиваются на работу.



Помочь учащимся
психологически настроится на работу.

Орг.момент. Саморегуляция.
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний:
- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)
- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
- Какой сегодня день? 
- Записываем в тетради:
Учащиеся отвечают на вопросы и настраиваются на урок.



Создание коллаборатив
ной среды.
Повторить правописание
словарных слов.
Деление по группам + словарная работа
Инструктаж:
распределиться по группам, собрав слова по смысловому значению.

-Запишите словарные слова в тетрадь, назовите получившуюся группу слов одним словом. (Например: медведь, заяц, корова, собака, дельфин, овца – млекопитающие)
Дети выбирают карточки со словами и, определив смысловое значение, распределяются по группам.

Каждый ученик проговаривает участникам группы свое словарное слово и комментирует его.

Повторить и закрепить знания о видах речи и о составных единицах речи, как средства общения
Актуализация опорных знаний.
Составление кластера по предложенной схеме
- Чтобы люди хорошо понимали друг друга, они должны уметь говорить, уметь общаться. При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи речи.)
- Какие виды речи вы знаете? (Устная и письменная.)
- Чтобы говорящего человека было интересно слушать, он должен уметь правильно и грамотно строить предложения. Для этого он должен знать, что:
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
- Из чего состоят предложения? (Из слов.)
- Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)
- Что выражено в предложении? (Законченная мысль).
Учащиеся начинают работу по составлению кластера, отвечая на вопросы и заполняя предложенную схему.

Создание
коллаборативной среды
- повторение правил работы в группе и распределение ролей активности в группе
Определение и принятие правил работы в группе.
Распределение обязанностей в группе
Регистрация правил работы в группе, принятых учащимися.
Комментирование распределения ролей в группе.
Выбирают роли:
- организатор работы – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
- протоколист – записывает идеи и результаты работы;
- «хранитель времени» – следит за временем отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;
- оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всему классу;
- наблюдатель («хранитель правил») – следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе.


Основной этап

Инструктаж:
- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
на, созрел, урожай;
как, быстро, пролетела, зима;
небу, тучи, по;
наступила, красавица, весна;
- Постарайтесь доказать, что это - предложения?
- Прочитайте предложения без эмоций (голос робота), с выражением.
- Подумайте и скажите, что еще нужно говорящему человеку, чтобы его было интересно слушать? (Эмоции, эмоциональная окраска, интонация.)
- Запишите предложения в тетрадь.
Учащиеся обсуждают в группах задание, доказывают, что выбранные ряды слов являются предложениями (с опорой на карту)



Проверка
Как быстро пролетела зима!
Наступила красавица-весна.
- Какой знак вы поставили в конце первого предложения?
В конце второго?
- Почему разные знаки препинания в конце предложений?
Учащиеся аргументируют выбор знака препинания в конце каждого предложения:


Продолжить работу по составлению кластера, сформулировать тему и цель урока
Составление кластера
(продолжение)
- Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
Предложения

по интонации                              ?

восклицательные  невосклицательные
- Итак, мы знаем, какие  бывают предложения 
· по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака? (Ответы учащихся.)
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
(Тема: Предложения по цели высказывания и по интонации.)
 - По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы? (Ответы учащихся.)
- Попытайтесь сформулировать цель урока.
(Уметь составлять и характеризировать предложения по цели высказывания и по интонации.)
Учащиеся продолжают заполнять концептуальную карту, отвечая на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока

Критерии успеха
Введение в тему. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке:
- учащиеся смогут распределить предложения и охарактеризовать их по интонации;
- учащиеся смогут распределить предложения и охарактеризовать их по цели высказывания;
- составят кластер по теме «Предложение и его виды».
Критерии успеха
- я смогу распределить предложения и охарактеризовать их по интонации;
-я смогу распределить предложения и охарактеризовать их по цели высказывания;
- я буду работать в группе и смогу составить концептуальную карту (кластер) по теме «Предложение и его виды».
Критерии оценивания в индивидуальных картах.

Распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

Работа по теме урока. Работа в группах.

Инструктаж:
- Чтобы повторить, какими бывают предложения по цели высказывания, нам помогут слова – волшебники. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
- Подумайте, в какую группу какой глагол вы определите.
сообщить                спросить             повлиять
повествовать           узнать                побудить к действию
оповестить              расспросить        запретить
обменяться             опросить             приказать
(впечатлениями)                               
Учащиеся, работая в группах, распределяют глаголы по трём основным группам – задачам общения.



Составление кластера
(заключение)
Проверка
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?
- Сделайте вывод. Какими бывают предложения по цели высказывания?
- Сравните свои ответы с таблицей.         
Учащиеся делают вывод о том, какими бывают предложения по цели высказывания.

Создание коллаборатив
ной среды.
Помочь учащимся применить знания на практике
Применение знаний на практике. Работа в группах.

- Замечательно поработали, повторили и обобщили знания, полученные на предыдущих уроках. Какую теперь задачу поставим перед собой? (Применить полученные знания на практике.)
- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
Как быстро пролетела зима!
Наступила красавица – весна.
- Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
- Какие записаны предложения по цели высказывания?  
- Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
- Запишите получившиеся предложения.

- Дайте характеристику записанным в тетради предложениям по интонации, по цели высказывания.









Учащиеся обсуждают задание в группах, составляют предложения. Заслушиваются ответы спикеров от групп. Наиболее удачные предложения выписываются в тетрадь.
Учащиеся дают характеристику записанным в тетради предложениям по интонации, по цели высказывания.

Помочь учащимся закрепить знания и умения давать характеристику предложениям по интонации, по цели высказывания.
Закрепление знаний.

- В конце каждого предложения обязательно нужно ставить соответствующий знак препинания.
- Прослушайте стихотворение «Поэт» и ответьте на вопрос: «Какими знаками препинания пользовался поэт и должны пользоваться мы?» (Прослушивание стихотворения)
- Упражнение 493 стр. 184 - запишем предложения, расставим соответствующие знаки и укажем, какие они по цели высказывания и интонации.
Ягоды
- Где растут лесные ягоды? (вопросит., невосклиц.)
- Душистая земляника созревает на лесной опушке. (повеств., невосклиц.)
- А какая сладкая малина растет на вырубке! (повест., восклиц.)
- Ребята, берегите лес! (побудит., восклиц.)
Учащиеся после прослушивания стихотворения делают вывод о том, какие знаки препинания нужно ставить в конце предложения.

Учащиеся дают характеристику записанным в тетради предложениям по интонации, по цели высказывания.

Критерии успеха
Самостоятельная работа.
Работа по уровням (дифференцированный подход).
Карточка с дифференцированными заданиями
1 уровень – упр. 498 – из данных групп слов составить и записать предложения, дать их характеристику по интонации, цели высказывания
2 уровень – упр. 498 - из данных групп слов составить и записать 3 предложения, дать их характеристику по интонации, цели высказывания, наличию главных и второстепенных членов.
3 уровень - упр. 498 - из данных групп слов составить и записать 3 предложения, дать их характеристику по интонации, цели высказывания, наличию главных и второстепенных членов, сделать синтаксический разбор с указанием частей речи.
Критерии успеха
- я смогу выбрать задание из карточки и хорошо справиться с ним
Критерии оценивания в индивидуальных картах.


Помочь учащимся обобщить и закрепить знания, полученные на уроке.
Заключительный этап
Итог урока.

- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
- Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
- Какова цель высказывания у побудительного предложения?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя с опорой на составленную в группах карту.

Обратная связь
Рефлексия. «Аргументация своего ответа».
- На уроке я работал(а) , потому что
- Своей работой на уроке я ., потому что
- Урок показался мне .
- За урок я успел ..
- Материал урока мне был
- Мое настроение.., потому что ..
Учащиеся продолжают предложенные фразы, стараясь аргументировать свой ответ


Домашнее задание
с. 185 упр. 498.







15