Понятие о литературном языке. Урок в 9 классе


Дата:19.09.2016
Класс: 9 «А»
Тема урока: Понятие о литературном языке
Цели: научить владеть нормами и правилами, едиными для всех говорящих и пишущих на русском языке, показать разнообразие лексического состава русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснительный диктант.
Задание: записать текст под диктовку. Определить его тему, основную мысль, объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность.Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума». (Д. С. Лихачев.)
III. Сообщение учителя о литературном языке.
– Литературный язык, сложившийся в течение нескольких столетий, обладает нормами, благодаря творчеству поэтов, прозаиков, ученых. Литературный язык впитал в себя из языка народа все лучшее, проверенное традициями.
– Какие же нормы изучают в школе?
1) Правильного произношения: яи[ч]ница или яи[ш]ница; позвонишь или позвонишь? Этоорфоэпические нормы.
2) Правильного словоупотребления, то есть употребления нужных, уместных в языковой ситуации слов, оборотов речи: ударить или двинуть?  Это стилистические нормы.
3) Правильного соединения слов: пять стульев стояло или стояли?  Это  синтаксические нормы.
4) Правильного написания. Это орфографические и пунктуационные правила.
5) Правильного изменения слов различных частей речи: лечь – лягу или ляжу?  Этоморфологические нормы.
Основные разделы науки о языке
Наука, изучающая язык, называется языкознанием, или языковедением, лингвистикой. Ее основные разделы связаны с изучением определенных единиц русского языка.
Орфоэпия  - изучает правила произношения звуков, их сочетаний.
Орфография – правила написания слов.
Пунктуация – правила постановки знаков препинания.
Стилистика – стилистические ресурсы языка и нормы их использования в конкретных стилях речи.
Литературный язык – это основа русской художественной литературы.
IV. Самостоятельная работа (по вариантам).
Записать и устно прокомментировать высказывания о русском языке:
I вариант – А. С. Пушкина;
II вариант – Н. В. Гоголя;
III вариант – Л. Н. Толстого;
IV вариант – И. С. Тургенева.
V. Итог урока. Оценивание.
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение Т. Зумакулова «Два языка», сформулировать собственные комментарии.