Исследовательская работа по теме Развитие творческого потенциала учащихся на уроках ИЗО средствами нетрадиционных техник рисования

Методическая работа по теме: «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках изобразительного искусства средствами нетрадиционных техник»

СОДЕРЖАНИЕ



I.Выдвижение гипотезы
1.1.Цели, задачи, прогнозируемый результат
1.2.План самообразования
Введение
II. Развитие творческого потенциала учащихся как социально-педагогический аспект в процессе изучения предмета «Изобразительное искусство»
2.1. Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития.
III. Практические способы развития творческого потенциала учащихся в процессе обучения изобразительному искусству
3.1. Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения изобразительному искусству
3.2 Этапы реализации практической части проекта
3.3. Развитие творческого потенциала учащихся на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник и материалов.
IV. Итоги самообразовательной работы
Список литературы
Приложение №1. Тест
Приложение №2. Рисунки
I.Выдвижение гипотезы

Цель: раскрыть особенности развития творческого потенциала учащихся в учебно-воспитательном процессе по предмету «Изобразительное искусство»
Объект: развитие творческого потенциала личности школьника.
Предмет: нетрадиционные техники и материалы на уроках изобразительного искусства
Для достижения поставленной цели, в соответствии с указанным объектом и предметом, были поставлены задачи и разработан план самообразования.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования и развития творческого потенциала учащихся по предмету «Изобразительное искусство».
2. Анализ условий развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Изобразительное искусство».
3. Определить потенциальные возможности нетрадиционных материалов и техник на уроках ИЗО, в развитии творческих способностей учащихся.
План самообразования
№ п.п
Этапы работы
Содержание
Практическая деятельность
Сроки

1
Диагностический
1. Изучение литературы по выбранной теме
Изучение методической, педагогической и специализированной литературы по предмету.
сентябрь-октябрь

2
Прогностический

1. Определение целей и задач темы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.

Составление плана работы, подготовка практического материала.
Посещение предметных выставок, тематических экскурсий и мастер –классов.
октябрь-ноябрь

3
Практический

1. Внедрение опыта работы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы

Диагностика творческих способностей учащихся.
Разработка конспектов уроков по выбранной теме.
Проведение открытых уроков.
Участие в городских и областных конкурсах детского творчества.
ноябрь-апрель

4
Обобщающий

1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы

Анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы.
Организация выставки рисунков учащихся и собственных работ.
апрель-май


Предполагаемые итоги реализации проекта.
В результате проведения запланированной работы учащиеся должны:
- совершенствовать графические навыки работы в различных техниках,
-расширить свои представления о возможных методах, способах, приемах работы традиционными материалами,
-смело применять полученные знания на практике,
-развивать воображение, фантазию, неординарное творческое мышление,
-раскрывать творческий потенциал в реализации собственных проектов,
-выражать активную позицию в отношении предложенных тем уроков.
Введение
Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, является основным ресурсом развития открытого общества.
Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся.
Проблема творчества традиционно рассматривалась в философии, психологии, педагогике, то с позиции бессознательного, интуитивного (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Я.А. Пономарев и др.), то сводилась только к сознательному, к активности личности (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Давыдова, С.Л. Рубинштейн и др).Также проблема творчества поднимается в трудах современных ученых, таких как В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова, В.И. Андреев, С.Д.Смирнов.
Анализ педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что понятие «творческий потенциал» в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества как процесса межличностных отношений. Вопросы же, связанные с развитием творческого потенциала учащихся в учебном процессе, как меры творчества, не были предметом специального исследования. Появление новых технологий усиливает актуальность нашего исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать творческий потенциал учащихся в учебном процессе.
II. Развитие творческого потенциала учащихся как социально-педагогический аспект в процессе изучения предмета «Изобразительное искусство»
2.1. Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития.
Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий.
«Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» (Большой энциклопедический словарь).
Потенциал (от лат. - сила) - в широком смысле трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Творческий потенциал включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.
Основным признаком творчества считается продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д
Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов.
Современный учитель должен свободно ориентироваться в психолого-педагогических концепциях обучения, иметь прочные и разносторонние знания по своему предмету; свободно ориентироваться в специальной и методической литературе, творчески ее использовать.
Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие «творческий потенциал» можно рассматривать, как совокупность знаний, умений, способностей и стремлений человека преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.
III. Практические способы развития творческого потенциала учащихся в процессе обучения изобразительному искусству
3.1. Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения изобразительному искусству
Особенностью обучения на уроках ИЗО является два основных подхода: академический и свободный (творческий).
В первом случае детей учат создавать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают практические навыки, развивают мелкую моторику, но они не получают опыта решения творческих задач. На таких уроках ученики осваивают новую технику - работу красками и кистью, графическими материалами (карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы, пластилин, природные материалы, картон).
Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образцы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.
Чтобы путь творческого развития был целенаправленным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение, мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках, необходимо использовать оба подхода.
3.2 Этапы реализации практической части проекта
Первым этапом реализации практической части проекта стало проведение диагностики художественно-творческих способностей учащихся начальной школы («5 рисунков» Н. Лепская) (Приложение №1).
Цель: выявить уровень развития художественных способностей учащихся 1 класса.
«5 рисунков». Н. Лепская. Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа). Инструкция для детей. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели: 1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

 
Уровень художественной выразительности
 
тип
Критерии оценки



Замысел
Рисунок


1
Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение
Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень


2
Показатели для 1 типа, но менее яркие
Показатели для 1 типа, но менее выражены

Уровень фрагментарной выразительности
3
Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения
Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений


4
Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности
Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

Дохудожественный уровень
5
Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях
Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции


6
Стереотипный
Репродуктивный

5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами
В ходе эксперимента были получены следующие результаты:
-учащиеся склонны к репродуктивной деятельности,
-преобладает стереотипное мышление,
-не сформирована способность создавать замысел своего рисунка,
-эмоциональное отношение к изображаемому,
-однообразие графических средств выразительности,
-отсутствие перспективы, пропорций,
-схематичность отдельных изображений.
3.3. Развитие творческого потенциала учащихся на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник и материалов.
Вторым этапом реализации проекта стала разработка уроков с использованием нетрадиционных графических техник и материалов.
Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа различными материалами расширяет возможности ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности, изобразительные навыки.
Цель художественно-графических техник–раскрыть художественные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
-сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности,
-познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними,
-закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения,
-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность,
-прививать навыки работы в группе,
-поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

В процессе изобразительной деятельности учащиеся знакомятся и осваивают некоторые нетрадиционные техники рисования. (Приложение №2)
Техники:
«Рисование восковыми карандашами» (Рис. 1)
«Граттаж» (Рис. 2)
«Коллаж» (Рис. 3)
«Монотипия» (Рис. 4)
«Печать со стекла (Рис. 5)
«Рисование на фольге» (Рис. 6)

1 класс.
Тема «Изображать можно пятном». Материалы: тушь, гуашь. Техника: «Монотипия». Задание: придумать образ. Инструктаж. Небольшое количество краски стряхнуть с кисти на чистый лист бумаги. Свернуть лист пополам, прогладим, раскрыть и дать просохнуть. Превратить получившееся пятно в образ, дорисовав детали.(Рис. 4)
Тема «Узоры на крыльях». Материалы: гуашь Техника: «Монотипия». Задание: изображение бабочек. Инструктаж. Небольшое количество краски стряхнуть на чистый лист бумаги. Сложить лист пополам и хорошо прогладить. Дорисовать узоры на крыльях.(Рис. 4)
Тема «Красивые рыбы» Материалы: восковые карандаши, наждачная бумага. Задание: изображение рыб. (Рис. 1).
2 класс Тема «Изображение животных» Материалы гуашь, стекло. Техника: «Печать со стекла». Инструктаж. Изобразить на куске стекла фон. Сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию животных.(Рис.5)
Тема «Несуществующее животное». Материалы: гуашь, фольга. Техника: «Рисование по фольге». Инструктаж. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подобрать по замыслу. Для изображения животного, необходимо сделать рисунок, а потом “передавить” его на фольгу закрасить.(Рис. 6)
Тема «Паутинка» Материалы: гуашь, воск, плакатное перо. Техника: «Граттаж». Инструктаж. Лист бумаги натереть воском. Гуашь смешать с тушью или мылом, закрасить лист в несколько приемов. Процарапать рисунок острым предметом (перо). После такой работы ребята становятся более уверенными. (Рис. 2)
3 класс. Тема «Картина-портрет» Материал бумага, клей, картон, гуашь. Техника: «Аппликация». Инструктаж. На листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем и быстро поставить на линию бумагу. Немного подержать для сцепки. Портрет можно раскрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги.
Тема «Ажурные ограды».Материал: воск, гуашь, перо. Техника: «Граттаж». (Приложение №3. Конспект урока). (Рис. 2)
4 класс. Тема «Пейзаж родной земли» Техника: «печать со стекла». Инструктаж. На стекло нанести зеленую траву, небо, а облака оставить белыми. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа дети дорисуют позже, когда высохнет бумага. (Рис. 5).
Тема «Япония. Праздник сакуры» Материал: свеча, цветной картон, гуашь. Техника: «Аппликация». Инструктаж. Свечу нарезать небольшими кусочками, размять их до эластичного состояния, расплющить и капнуть в середину краску. Разминать, пока воск не станет цветным. Прилепить его на картон там, где будет ствол или ветка дерева, как бы растирая его. Также поступаем с листьями и цветами.
Тема «Образ художественной культуры Средней Азии». Материал: свеча, восковые мелки. Техника: «Восковые карандаши». Задание: изображение города в пустыне. Инструктаж. Нарисовать восковыми карандашами город вдалеке. Закрасить весь лист желтым цветом. Вы увидите, как проявится город на вашем листе, и будет похож на мираж в пустыне. (Рис.1)
5 класс
Тема «Праздничный народный костюм» Материал: картон, лоскутки ткани, бисер, нитки. Техника: «Коллаж». (Рис.3).
Тема «Народные художественные промыслы». Материал: карандаши, альбомный лист. Коллективная работа- иллюстрированный альбом рисунков по народным промыслам (Дымковская игрушка, Гжель, Хохлома, Городец и т.д.)
6 класс. Тема «Осенний букет» Материал: засушенные растения, картон, клей. Техника: «Флористика». Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.
Тема «Натюрморт». Техника: «Коллаж». Инструктаж. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы.
Тема «Конструирование из бумаги геометрических тел». Материал: бумага, линейка, циркуль, ножницы. Техника: «Конструирование».
Применение различных художественных техник в работе значительно расширяет графические возможности, развивает воображение, творческий потенциал ребенка.
IV.Итоги самообразовательной работы
Данная работа была направлена на изучение и обобщение передового педагогического опыта, на диагностирование художественно-творческих способностей учащихся и на вовлечение их в активную и целенаправленную деятельность по развитию творческого потенциала средствами различных графических техник и материалов.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и педагогического эксперимента можно сформулировать следующие положения:
1. Проблема: развития творческого потенциала учащихся, требует более пристального внимания и более глубокой проработки, а также внедрение в широкую практику.
2. Разработка уроков с применением нетрадиционных техник и материалов, диагностика художественно-творческих способностей учащихся.
3. Для успешного развития творческого потенциала детей рекомендуем придерживаться следующих психолого-педагогических условий:
-обогатить окружающую среду детей разнообразными новыми для них предметами с целью развития любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий,
-широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.),
-создать в группе благоприятную атмосферу, предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей, использовать личный пример творческого подхода к решению проблем,
-не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо, давать задания по собственному творческому замыслу,
-доброжелательно относиться к детям, воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.
Тему «Использование нетрадиционных техник и материалов на уроках ИЗО как способ развития творческого потенциала учащихся» нельзя считать в полной мере завершенной. В данной работе представлены некоторые итоги, рассмотренные по этой теме, и они также могут дальше исследоваться на разных уровнях. Цель, поставленная вначале работы, была достигнута в результате исследования литературы и на практике. В ходе исследования были решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Выявлен ряд проблем, изучение которых необходимо продолжить. В частности, это: изучение путей и средств эффективного развития творческого потенциала.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый человек. И потенциал этот нужно раскрыть.
Результатом проделанной работы является разработка и проведение открытых уроков, разработка дидактического и наглядного материала, а так же выставка детских работ, организованная в конце учебного года.
Рекомендации.
Проведя самоанализ и оценку эффективности выполненной работы, я пришла к следующим выводам.
Необходимо дальнейшее изучение и внедрение в практику различных нетрадиционных техник и материалов, что в значительной степени повышает интерес к предмету, способствует развитию творческих способностей учащихся и увеличивает шансы на завоевание призовых мест в городских, областных и всероссийских конкурсах детского творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. // Школа - 1997. - №2.
2. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: «Академия», 2007.
3. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993.
4. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. - Челябинск, 1998.
5. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 1997.
6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, 1991.
7. Подласый И.П. Педагогика, книга 1. - М.: «Владос», 2003. - С. 475.
8. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). - М., 1997.
9. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. - М., 2001.
10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.
11. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995.
12. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М., 1976.
13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: «Агар», 2000.
14.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.
15.Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002.
16.Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 6.
17.Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.: Педагогическое общество России, 1998
18.Венгер Л. Педагогика способностей. - М.,1973.
19.Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 48.
20.Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». - М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.
21.Рогаткина Т. Красоту природы поможет возродить граттаж. // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. с. 48.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615