Дипломная работа на тему: Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках технологии средствами игры


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(СОФ НИУ «БелГУ»)
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Выпускная квалификационная работа студентки
очной формы обучения 4 курса 92061101 группы

Кузьменко Дарьи Васильевны
Научный руководитель
к.п.н., ст. преподаватель
Каротовская Л.В.
СТАРЫЙ ОСКОЛ - 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….. 6
1.1.Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес» в педагогике и психологии ……………………………………….. 6
1.2.Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников..…….............. 14
1.3.Использование игровых технологий для формирования познавательного интереса младших школьников…………........ 17
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ …………………………………….…………….. 23
1. Диагностика уровней сформированности познавательного
интереса обучающихся 1 класса …………………………...…….. 23
2.2. Опытно – экспериментальная работа по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников на уроках технологии средствами игры…………………..……….... 28
2.3. Итоги работы по формированию познавательного интереса младших школьников ……………………………………..……… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………... 41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………. 45
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальной является проблема развития познавательного интереса учащихся к изучаемым предметам в начальной школе. Познавательный интерес как целеполагающий мотив и движущая сила учения школьника является основой формирования ценностных ориентаций развивающейся личности. Именно познавательный интерес пробуждает в личности способность к вдохновению и творческой активности в любом виде деятельности, что подтверждается психолого-педагогическими исследованиями ученых (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.П.Подласый, Г.И.Щукина и другие).
Изучение проблемы формирования познавательного интереса младших школьников к предметам художественно – прикладного цикла, в которых личность познает мир на чувственно-эмоциональном восприятии и воспроизведении действительности, представляется для нас наиболее важным. Главенствующим предметом, формирующим творческо-эстетическую культуру, приобщающим учащихся к творчеству и ручному труду, является технология.
Урок технологии в начальных классах, по мнению некоторых учителей, не является основным учебным предметом, но, тем не менее, в современном мире – эпохе стремительного роста науки и техники – особую важность приобретает проблема творчества, становление и воспитание творческой личности. В младшем школьном возрасте обучение на уроках технологии, способствует формированию художественно-творческих способностей, развитию у детей не только навыков самообслуживания, но и учит их самостоятельности, умению принимать собственные решения, выходить из проблемных ситуаций без чьей-либо помощи. Без этого невозможно успешное обучение в школе.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению.
В начальных классах начинается целенаправленное обучение человека, в этом возрасте учеба становится ведущей деятельностью ребенка, в процессе которой формируются его психические свойства и качества, в первую очередь это познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, способность к сотрудничеству, самооценка, основные коммуникативные навыки и прочее).
В современной школе требуется расширение методического потенциала в общем и в активных формах обучения в частности. Активными формами обучения являются игровые технологии, которые, недостаточно раскрыты в методике преподавания начальной школы. Игровая деятельность в начальной школе является основной, но начинает отходить на задний план, так как у ребенка возникает потребность в обучении, получении новых знаний.
Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках общеобразовательной школы рассматривалась в трудах многих педагогов и психологов, которые выявили познавательную деятельность как естественное стремление обучающихся к познанию. (И.П.Волков, Л.В.Занков, А.К.Марков, Г.И.Щукина, В.Я.Якунин). Отечественные педагоги в последнее время активно изучают особенности познавательной деятельности, а также средства ее формирования у младших школьников (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, В.В.Петрусинский, Е.В.Шорохов, Д.Б.Эльконин). Именно познавательный интерес активизирует в личности способность к вдохновению и творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, К.П.Коралёв, А.Н.Леонтьев, Т.И.Шамова). На сегодняшний день учителя-практики наблюдают снижение или полное отсутствие познавательного интереса учащихся начальной ступени образования к урокам труда. Тем не менее, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования познавательных интересов школьников, стоит заметить, что относительно уроков технологии в начальной школе, она рассмотрена недостаточно. Из этого возникают следующие противоречия:
между разными методиками обучения технологии на начальном уровне образования и методикой учителя технологии первой ступени;
между необходимостью приобретения познавательного интереса младших школьников к труду и отсутствием методической системы его сохранения;
между потребностью в диагностике формирования познавательного интереса обучающихся первой ступени и отсутствием показателей и уровней его развития у детей младшего школьного возраста.
Необходимость разрешения выявленных нами противоречий определяет проблему исследования, которая связана с недостаточным методологическим обоснованием и практическим обеспечением процесса формирования познавательного интереса младших школьников на уроках технологии.
Таким образом, опираясь на актуальность изучаемой проблемы, нами была выбрана тема работы: «Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках технологии средствами игры».
Цель исследования: спроектировать уроки ручного труда с применением игровых технологий, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников.
Объект исследования: методы формирования познавательного интереса на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников на уроках технологии средствами игры.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что если активно использовать игры на уроках технологии в начальных классах, то это будет способствовать успешному формированию познавательного интереса у обучающихся, тем самым, делая занятия творчеством более интересными, яркими и увлекательными для детей, повышая успехи младших школьников в обучении.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой, нами были сформированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательного интереса на уроках технологии.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников.
3. Организовать практическую работу младших школьников на уроке технологии с использованием игры.
4. Подвести итоги проделанной работы по формированию познавательного интереса младших школьников и разработать методические рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методических, педагогических работ по изучаемой нами проблеме; анализ продуктов деятельности обучающихся начальных классов на уроках технологии; анализ учебных программ по предмету «Технология»; анкетирование обучающихся; статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Практическая база исследования: муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30», города Старый Оскол, обучающиеся 1-Г класса в количестве 33 учеников.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес»
в педагогике и психологии
С того момента, как ребенок приходит в первый класс, его основной деятельностью становится учение. По мнению психологов и педагогов, движущей силой учения является мотивация, И.П.Подласый дает этому понятию следующее определение: «Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности» [29, с. 133].
Мотивация, в свою очередь основывается на мотивах – причинах, заставляющих ученика учиться, действовать, совершать поступки. Особо важный мотив учения – это интерес, его можно определить как форму проявления познавательных потребностей, то есть желание школьника познать определенное явление или объект, стремление овладеть каким-либо видом деятельности [5].
Интерес играет важную роль в образовании человека. Педагоги и психологи трактуют его определения по разному, например, Б.Г.Ананьев дает следующее понятию этому понятию: «избирательная направленность внимания человека» [2, с. 105]. Л.А.Гордон считает, что интерес – это активатор разнообразных чувств [12]. По мнению С.Л.Рубинштейна – «проявление умственной и эмоциональной активности человека» [30, с. 250]. Н.Г.Морозова дает определение - «активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [22, с.116], а по К.П.Коралёву, интерес – «специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [18, с.36].
Значительная часть общего явления интереса — это познавательный интерес, предметом, которого является познание человеком окружающей его действительности как с целью биологическом и социальном направлении в действительности, так и в существенном отношении человека к миру, а именно - в желании познать его разнообразие, выражать в своем сознании значимые стороны, закономерности, противоречивость, причинно-следственные отношения.
О степени выражения познавательного интереса можно узнать по эмоциональному отношению школьника к изучаемому предмету. Л.С.Выготский пишет: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. …Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [10, с. 116].
Следует отметить, что наибольшую значимость познавательной интерес приобретает в первые годы обучения, когда знания становятся фундаментальной основой жизни. Поэтому педагогу необходимо не только вызвать у ученика интерес, но и направить его в нужное русло. «…Использование интереса, - как считает Л.С.Выготский, - предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [10, с. 117].
Заметим, что познавательный интерес, являясь включённым в познавательную деятельность, тесным образом связан с формированием и развитием таких личностных отношений, как избирательное отношение к изучаемой области науки, участие в ее изучении, а также познавательная деятельность и общение с соучастниками познания.
Познавательный интерес побуждает человека к активному поиску изменения окружающей действительности посредством деятельности, усложнения ее целей, поиска новых способов, внесение в них творческого начала. Также он активирует все психические процессы человека, на высоком уровне его развития [13].
Спецификой познавательного интереса является его особенность активизировать и обогащать процесс как познавательной, так и любой другой деятельности человека, так как познавательное начало находится в каждой из них. Например, человек в труде использует предметы, инструменты, материалы, он нуждается в познании их качеств и свойств, в изучении научных способов современного производства, в знании технологии разных производств. Каждый вид деятельности человека имеет в себе познавательное начало, творческие поисковые процессы, которые способствуют изменению действительности. Всякую деятельность одухотворенный познавательным интересом человек, осуществляет более эффективно, с наибольшим пристрастием [8].
В процессе жизнедеятельности человека формируется важное образование личности - познавательный, который складывается в социальных условиях его существования и ни в коем случае не является неотъемлемо присущим человеку от рождения.
Роль познавательного интереса в жизни конкретного человека трудно оценить. Интерес является самым энергичным стимулятором деятельности, реальных творческих, предметных, учебных действий и жизнедеятельности в целом.
Итак, познавательный интерес — это общий феномен интереса, выступающий как интегральное образование личности. Он как имеет сложную структуру, составляющую как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и субъективные и объективные связи личности с миром, выраженные в отношениях.
В общности объективного и субъективного в интересе отражается диалектика сформированности, развития и углубления интереса. Интерес развивается и формируется в деятельности, в связи с чем, влияние на него проявляют не единичные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность - характер, результат, процесс. Интерес — это «сплав» различных психических процессов, которые образуют определенный тонус деятельности, особые состояния личности, а именно: желание погрузиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, получить удовольствие от процесса учения, переживать неудачи и иметь волевые устремления к их преодолению [20].
По мнению отечественных педагогов и психологов, познавательный интерес выражается в своём развитии некоторыми состояниями, которые принято условно различать: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес – это последовательные стадии его развития. Несмотря на то, что эти стадии выделяются символически, наиболее характерные их признаки являются общепринятыми. Рассмотрим их подробнее.
Любопытство — это элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная только внешними, как правило, неожиданными обстоятельствами, которые привлекли внимание личности. Эта ориентировка связанна с новизной ситуации, при этом иногда не имеет особой значимости. На данной стадии ребенок ограничивается только связанной с занимательностью определенного предмета, определенной ситуации ориентировкой. Любопытство ещё не означает подлинное стремление к познанию чего – либо, однако, занимательность как фактор проявления познавательного интереса может послужить ему первоначальным толчком [19].
Любознательность определяется желанием ребенка проникнуть за границы увиденного и узнанного им. Это ценное состояние личности, когда обнаруживаются более глубокие выражения эмоций радости познания, удивления, удовлетворённости своей деятельностью. Сущность этого явления интереса как активного мировоззрения личности заключается в появлении загадок и их разгадке. Любознательность должна формироваться и развиваться не только во время школьных занятий, но и в самом труде, когда школьник отрешён от обыденного исполнения деятельности и пассивного запоминания. Любознательные личности не безразличны к окружаемому миру, они постоянно находятся в поиске. Любознательность же, становится устойчивой чертой личности, имеет огромную ценность в развитии человека [24].
Когда любознательный ребенок начинает тратить свое свободное время на предмет познавательного интереса, проявляется новая стадия - познавательный интерес, который принято характеризовать познавательной активностью, очевидной избирательной направленностью учебных предметов, а также ценной мотивацией, где важную роль играют познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует проникновению личности в значимые для нее отношения, связи и закономерности познания. Данная стадия определяется постепенно растущей познавательной деятельностью ребенка, поиском интересующей его информации [32].
Последней ступенью познавательного интереса, условно принято считать теоретический интерес. Он напрямую связан и со стремлением к познанию более сложных теоретических вопросов и проблем изучаемого предмета, и с использованием их как способа познания. Данная стадия активного влияния человека на переустройство окружающего мира, непосредственно связана с мировоззрением личности, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Таким образом, теоретический интерес характеризует как познавательное начало в структуре личности, так и человека - деятеля, субъекта, личность.
В жизнедеятельности ребенка, перечисленные стадии познавательного интереса выражают сложные взаимосвязи и сочетания. Следует отметить, что в познавательном интересе случаются иногда и рецидивы, связанные со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство перетекает в любознательность.
В современных условиях обучения, познавательный интерес проявляется в расположении школьника к познавательной деятельности какого-либо учебного предмета и к учению в частности.
Анализируя психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что интересы младших школьников отличаются ярко выраженным эмоциональным отношением к тому, что наиболее эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес у школьника, как правило, проявляется к впечатлившим его фактам (к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории). Нужно помнить, что учитель играет не последнюю роль в формировании познавательного интереса у школьника, например, наблюдения за миром с помощью учителя, могут породить у ребенка интерес к явлениям окружающей среды. Что позволяет нам говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения и от своего учителя. Вместе с тем практические занятия с растениями, животными во внеурочное время еще больше формируют кругозор детей, тем самым, повышая интерес, провоцируют исследовать причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора младших школьников вносит в их познавательные интересы изменения [37].
По мнению И.П.Подласова, интересы младшего школьника в учебно-познавательной деятельности иногда не сосредоточены, так как объём систематизированных знаний и опыт их приобретения незначительны. В связи с этим попытки учителя сформировать способы обобщения, а также поиск детьми обобщённых приемов решения поставленных задач, могут стать безуспешными, что сказывается на характере интереса личности ребенка, обращённого обычно не только к самому процессу учения, но и в большей степени к его практическим результатам (решил, сделал, сумел). Поэтому близость к цели деятельности, к его результату становится для младшего школьника немаловажной основой, укрепляющей его интерес. Но стоит помнить, что частые переключения интереса нередко отрицательно влияют не только на укрепление интереса к учению, но и на сам процесс формирования личности младшего школьника. Только с приобретением опыта познавательной деятельности, безошибочно направляемой учителем, осуществляется постепенное познание обобщённых способов, позволяет решать сложные задачи обучения, обогащать интерес младшего школьника [29].
Многочисленные исследования Т.А.Куликовой, И.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной доказали, что познавательный интерес не является неотъемлемо присущим человеку от рождения, а складывается в социальных условиях его существования, формируется в процессе жизнедеятельности человека [25]. В то же время развитие интереса младшего школьника протекает в несколько этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающей действительности к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, которые существуют между ними.
В нашем исследовании мы трактуем познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение, которое возникает из эмоционально-познавательного переживания к предмету или напрямую мотивированную деятельность, как отношение, перерастающее при оптимальных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности [26].
Итак, познавательный интерес в общей трактовке можно рассматривать, как избирательную деятельность младшего школьника, направленную на познание предметов, явлений и событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность ребенка, его познавательные возможности. В следующем параграфе мы рассмотрим психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников
Для того чтобы ребенок успешно и с удовольствием учился, необходимо сформировать у него познавательный интерес еще в младшем школьном возрасте. Вопрос формирования познавательного интереса младших школьников всегда остается актуальным и подробно рассматривается в психолого-педагогической литературе. Стоит обратить внимание на то, что в мотивах учения младших школьников в последние время произошли весомые изменения. Это связано также и с тем, что другими стали и школы и ученики. Вместе с тем, современная педагогическая наука располагает наибольшим количеством приемов активизации познавательной деятельности школьников, чем, например, несколько десятилетий назад, это проявляется и в появлении новых способов и методов формирования и развития познавательного интереса, технологический прогресс приходит на помощь педагогике [9].
Основываясь на большом опыте прошлого, на специальных исследованиях и на практике современного опыта, мы можем говорить об условиях, соблюдение каковых содействует формированию, развитию и закреплению познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что «стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального аспектов в обучении. Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». С данной целью учителя наполняют свою деятельность приемами, которые пробуждают прямой интерес школьника. Педагоги применяют разные занимательно - познавательные приемы: сюжетно-ролевые игры, шарады, задачи на сообразительность, ребусы, мини-викторины, занимательные ситуации. В настоящее время педагогическая наука владеет большими запасами, использование которых в практической деятельности способствует успешному решению целей обучения и воспитания младших школьников [25].
Методы формирования устойчивых познавательных интересов, выработанные многолетней практикой педагогов многообразны. Выделим следующие из них:
- применение нетрадиционных форм обучения;
- формирование положительного микроклимата в классе;
- тактичность учителя и педагогическое мастерство;
- отношение учителя к преподаваемому предмету, к своим ученикам;
- формирование ситуации успеха;
- соревнование, соперничество;
- новизна учебного материала;
- взаимосвязь знаний с судьбами ученых, их открывших;
- историзм;
- изображение практического использования знаний в тесной связи с жизненными планами учеников;
- проблемное обучение;
- эвристическое обучение;
- обучение с поддержкой компьютерных технологий;
- использование игровых форм и другие [29].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет охарактеризовать интерес как многогранное психическое образование со свойственными ему чертами: единством эмоциональных, интеллектуальных и волевых компонентов, избирательной направленностью. Так же сложная структура свойственна и разновидности интереса — познавательному интересу.
Сформированность познавательного интереса у младших школьников проявляется в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания, из-за чего некоторые ученые считают внимание интересом; но не стоит путать эти понятия. Внимание — лишь механизм выражения ситуативного интереса. Переход интереса с одной ступени своего развития на другую не является исчезновением предыдущих стадий, они остаются и функционируют также как и вновь появившиеся формы [6].
К формированию интереса также можно причислить и такие случаи, как ситуации преобразования познавательного интереса в учебный интерес. В.Н.Мясищев изучил особенности учебного интереса, которые отличают его от иных видов познавательного интереса [23]. Формирование познавательного интереса у младших школьников начинается с первого класса. Лишь после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей начинает формироваться интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении новых знаний.
На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, которые связанны с подлинно ответственным отношением к школьным урокам. Преподаватель должен воспитывать такие мотивы учения, обязан добиваться осознания учениками общественного значения учебного труда. Ускорять этот процесс не стоит, пока для него не созданы соответствующие условия.
Процесс формирования познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению новых знаний непосредственно связан с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений.
В наше время отмечают разнообразие понятия познавательный интерес многие ученые, в их числе Б.И.Додонов и Л.И.Божович, которые посвятили ему как психологическому феномену отдельные главы в своих трудах. Так, Б.И.Додонов отмечает в своей монографии, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, а другие — к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности [13]. Л.И.Божович, в свою очередь, обращает наше внимание на то, что интерес предстает то, как мимолетное состояние, то, как свойство личности и его проявление в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. В то же время, ученый предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе скрываются не предрассудки исследователей, а «схватывание» каждым из них отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями иных образований психики [4]. Интерес является постоянным побудителем механизма познания.
Проблема формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста не имеет определенного решения, так как является многофакторной. Т.И.Шамова утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников оказывает влияние содержание изучаемого материала, методы обучения, организационные формы, постановка воспитательной работы, материальная база школы и, наконец, личность преподавателя [33].
1.3.Использование игровых технологий для формирования познавательного интереса младших школьников
Развитие познавательного интереса школьников напрямую зависит от организации учебной работы. Именно поэтому учитель должен помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для успешного формирования и развития познавательного интереса у ребенка важно соблюдать принцип: чем младше учащийся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование.
Для младшего школьника, по мнению большинства психологов и педагогов наиболее эффективным способом формирования и развития познавательных интересов является использование на уроках игровых технологий. Это связанно с тем, что основной деятельностью ребенка младшего школьного возраста – является игра, по средствам которой ребенок знакомится с окружающим миром, получает новые знания и обретает умения и навыки необходимые ему для жизни в обществе. Далее рассмотрим игры, как действенное средство формирования познавательного интереса у младших школьников.
Итак, как нам известно, игры являются составной частью педагогических технологий. Проблема использования игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выявлением ее социальной природы, а также ее значения в развитии школьника в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.
Слово «игра» - не научное понятие в прямом смысле этого слова. Возможно потому, что весь ряд ученых старались найти что-то общее между различными действиями, которые означает слово «игра», при этом мы не имеем до настоящего времени нужного разграничения данных деятельностей и удовлетворяющих нас объяснений разных форм игры [1].
Начало работы над теорией игры, как правило, связывают с именами таких мыслителей XIX в., как В.Вундт, Г.Спенсер, Ф.Шиллер. Трудясь над своими философскими, психологическими и в первую очередь эстетическими взглядами, они заодно, касались и игры как одного из общераспространенных явлений в жизни, сопрягая появление игры с происхождением искусства. В отечественной психолого-педагогической литературе рассматриваются разные подходы к сущности дидактических особенностей игр. Часть ученных, к примеру, Л.И.Крюкова, Л.С.Шубина и другие, причисляют их к методам обучения. В.П.Бедерканова, Н.Н.Богомолова определяют игры как способ обучения. Игровую деятельность как проблему изучали П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский.
По мнению В.В.Петрусинского, «игра является формой психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного личности» [28, с. 31]. Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С.Выготский [10, с.180].
А.Н.Леонтьев охарактеризовал это понятие, как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [19, с. 93]. На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у Ш.А.Амонашвили: «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением» [1, с. 20].
В структуру игровой технологии как деятельности входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью проявляет себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса включены:
роли, которые берут (примеряют) на себя играющие;
игровые действия как средство воплощения своих ролей;
игровое применение предметов, то есть замещение действительных вещей условными;
реальные взаимоотношения играющих;
сюжет (содержание) – область действительности, которая условно воспроизводится в игре.
Роль игровой технологии нельзя оценивать как относящеюся к сфере развлечений. Это и является ее феноменом, что, будучи развлечением, отдыхом, игра может превратиться в обучение, в терапию, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Современная школа делает ставку на активизацию учебного процесса и повышение качества обучения с одновременным снижением временных затрат. При этом игровая технология в настоящее время используется в таких случаях:
как самостоятельная технология для изучения и усвоения учебного материала;
как значимые элементы другой, более широкой, технологии;
как технологии занятия или его части: введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля;
как технология внеклассного занятия [7].
На основе изученного материала, касаемо игровых технологий для формирования и развития познавательного интереса, в том числе последовательности и системности включения игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, мы выделили основные аспекты использования игры в процессе обучения младших школьников:
- потребность оценивания ежедневного использования игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой формирования познавательного интереса у младших школьников;
- рассмотрение игры как вида организации коллективной, учебной деятельности, руководимой учителем;
- надобность обеспечения обучающего эффекта игры, то есть, познавательную деятельность, направленную на овладение способами учебных действий;
- организация положительного эмоционального настроя, который может вызвать у ребенка стремление к творческому поиску, способствовать проявлению инициативы в процессе игры [9].
Благодаря использованию на уроках игровых приёмов и ситуаций, выступающих средством побуждения к учению и активизации обучающихся в учебной деятельности, создается игровая форма занятий.
При применении игровых технологий на занятиях нужно соблюдать следующие условия:
- игра обязана быть доступной для младших школьников;
- игровые технологии должны соответствовать учебно-воспитательным целям урока;
- необходимо умеренное применение игр на уроках.
Психологи и педагоги выделяют следующие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые, как правило, используются на традиционном уроке;
3) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий, например: урок - конкурс, урок - соревнование, урок - путешествие, урок - КВН;
4) применение игры на каком-либо этапе урока - начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного.
Игры занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, они способствуют формированию, развитию познавательных интересов и активизации деятельности школьников, при этом выполняют ряд других значений [28]. Грамотно построенная и организованная с учетом специфики материала игра выполняет такие функции:
- тренирует память, творческое мышление, помогает обучающимся разработать мелкую моторику рук;
- стимулирует умственную деятельность школьников, формирует внимание и познавательный интерес к изучаемому предмету;
- является одним из способов преодоления неактивности учеников.
Таким образом, формирование познавательного интереса младшего школьника к учению – одна из основных проблем современной педагогики. Известно большое количество способов и приемов формирования познавательного интереса. По нашему мнению, исходя из изученного материала, самым продуктивным приемом для достижения данной цели является - применение на уроках игровых технологий. Это способствует эффективному усвоению изучаемого материала, так как у ребенка, пришедшего в школу, на первый план выходит учебная деятельность, заменяя игровую, свойственную дошкольнику. Игры - это актуальная форма обучения, важным свойством игры на уроках творчества является то, что она вносит разнообразие в учебный процесс, что способствует успешному формированию познавательного интереса к урокам у обучающихся.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Значимая часть общего явления интереса — это познавательный интерес. Познавательный интерес в общей трактовке можно рассматривать, как избирательную деятельность младшего школьника, направленную на познание предметов, явлений и событий окружающего мира, он активизирует психические процессы, деятельность ребенка, его познавательные возможности.
Для того чтобы ребенок успешно и с удовольствием учился, необходимо сформировать у него познавательный интерес еще в младшем школьном возрасте. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование.
Эффективным способом формирования познавательного интереса младших школьников к предмету, является грамотное применение игровых технологий, так как одной из основных деятельностей учащихся начальной школы – по прежнему остается игра, по средствам которой ребенок знакомится с окружающим миром, получает новые знания и обретает умения и навыки необходимые для его жизни в обществе.
Игра - это актуальная форма обучения, способствующая лучшему усвоению учащимися нового материала, способна сделать урок интересным и увлекательным на творческо-поисковом уровне.
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Диагностика уровней сформированности
познавательного интереса учащихся 1 класса
Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников на уроках технологии проводилась на базе МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №30» среди учащихся 1-Г класса под руководством их классного руководителя Еськовой Светланы Ивановны. Возраст детей 7-8 лет, в классе 33 ученика - 13 девочек и 20 мальчиков.
В соответствии с поставленными нами в начале исследования целями и задачами, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках технологии. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и заключительного.
Проведение опытно-экспериментальной работы предусматривало положительные изменения главных характеристик познавательного интереса младших школьников. Теоретический анализ психолого–педагогической литературы позволил нам определить три уровня сформированности познавательного интереса младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень сформированности познавательного интереса определяется не полным участием ребенка в учебной деятельности, а периодическим включением в процесс, а также характеризуется слабовыраженным проявлением познавательного интереса к предмету.
Средний уровень сформированности познавательного интереса младших школьников проявляется в том, что ребенок включается в творческий процесс урока и проявляет более активное выражение познавательного интереса.
Для высокого уровня сформированности познавательного интереса младших школьников характерно полное включение ребенка во все направления учебной деятельности и высокая степень выражения познавательного интереса к художественно-творческой деятельности.
При исследовании познавательного интереса младших школьников и выявлении уровней его сформированности, мы использовали следующие методы:
- метод наблюдения;
- анкетирование обучающихся (вопросы анкеты взяты из методики диагностики познавательных интересов, предложенной Н.Е.Елфимовой [14]);
- анализ продуктов деятельности обучающихся;
- беседы с учениками и их классным руководителем.
На констатирующем этапе мы наблюдали за первоклассниками, изучали их поведение в процессе совместной подготовки к уроку технологии и во время творческого процесса. Обращали внимание на наличие у младших школьников следующих проявлений:
Является прилежным учеником.
Проявляет интерес к изучаемому предмету (к технологии).
Интерес направлен на объект изучения.
Самостоятельно выполняет задание, данное учителем.
Показывает устойчивые волевые устремления.
Эмоционально активен на уроках.
Активно задает вопросы и стремится на них отвечать.
Проявляет любознательность.
Анализ последних продуктов деятельности обучающихся (приложение 1), проведенный перед началом эксперимента, показал, что не все дети в классе выполняют задание до конца, кроме работ, выполненных на «отлично», имеется 8 оценок на «4» и 2 работы оценены на «3». Оценочный лист и система анализа приведены в приложении 2.
Следующим шагом стало проведение среди первоклассников анкетирования. Анкета позволила нам выявить уровень заинтересованности учащихся на уроках технологии. У этого метода исследования есть недостаток, он не может проследить процесс формирования познавательного интереса, может только зафиксировать факт наличия или отсутствия этого интереса и выявить его уровень. Однако этот метод полезен, если его использовать на констатирующем и заключительном этапах исследования, для первичной диагностики познавательного интереса младших школьников и после проведения работы по его формированию.
Для выявления уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников мы использовали анкету, предложенную Н.Е.Елфимовой. Вопросы анкеты были нами адаптированы применительно к первоклассникам. Бланки анкеты представлены в приложении 3.
Анкетирование проходило в начале опытно-экспериментальной работы в индивидуальном порядке, обучающимся было предложено ответить на 12 вопросов, которые задавал школьникам интервьюер, взрослый самостоятельно вписывал в графу напротив знаки «+» или «-», которые соответствовали ответам «да» или «нет». Затем проводилась работа над выявлением результатов исследования. Каждый положительный ответ ребенка в дальнейшем оценивался как 1 балл, а отрицательный - 0 баллов. Нами было подсчитано общее количество баллов и найден процент – соответствующий уровню познавательного интереса, по формуле:

Трем уровням сформированности познавательного интереса, выделенным нами в начале исследования, соответствуют следующие проценты:
Низкий уровень – 30% -49%;
Средний уровень – 50% -74%;
Высокий уровень – 75% -100%.
Индивидуальные результаты анкетирования вынесены в приложение 4.
Мы проанализировали полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента результаты, обобщили их и представили в таблице 2.1.
Итак, исходя из наблюдения за первоклассниками, изучения их поведения в процессе совместной подготовки к уроку технологии и во время творческого процесса, из анализа анкетирования и из беседы с классным руководителем, мы получили результаты констатирующего этапа.
Таблица 2.1.
Результаты констатирующего этапа
опытно-экспериментального исследования
Уровень сформированности познавательного интереса Количество школьников (чел.) Процент
Низкий 3 9%
Средний 21 64%
Высокий 9 27%
На низком уровне развития познавательного интереса до начала экспериментальной работы находилось 3 ученика (9%). Эти дети не проявляли инициативы на уроках, не задавали познавательных вопросов, не могли выполнять самостоятельно, без помощи учителя задания, теряли интерес при появлении затруднений во время выполнения работы, утрачивали эмоциональное отношение (испытывали огорчение, раздражение), прекращали работу, нуждаясь в подробном объяснении процесса изготовления изделия. Выявили, что большее количество детей, а именно - 21 первоклассник (64%), находились на среднем уровне развития познавательного интереса. Этих детей мы охарактеризовали как в большей степени способных к самостоятельной работе. Они искали способ выполнения задания, в случае, если у них в ходе работы возникали трудности, то обращались к учителю, не испытывая при этом отрицательных эмоций, задавали уточняющие вопросы, что свидетельствует о наличии интереса к деятельности, а так же о желании выполнять полученное задание, но при помощи учителя. На высоком уровне познавательного интереса оказалось 9 учеников (27%). Дети, на этом уровне, отличались проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений они не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за свои достижения.
Для наглядности результаты первичной диагностики уровня познавательного интереса младших школьников на уроках технологии, представили диаграмму (рис.2.1.).

Рис.2.1.
Результаты констатирующего этапа
опытно-экспериментального исследования
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента нами было установлено, что 9% всех испытуемых имеют низкий уровень, 64 % испытуемых находятся на среднем уровне, и только 27% детей имеют высокий уровень сформированности познавательного интереса.
Анализируя полученные нами в ходе диагностики данные, сделаем вывод, что большее количество первоклассников находится на низком или среднем уровне сформированности познавательного интереса, это позволяет нам говорить, что необходимо их формирование и развитие. Для этого нами проводился формирующий этап опытно - экспериментальной работы, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников
на уроках технологии средствами игры
На формирующем этапе эксперимента с младшими школьниками проводились занятия, направленные на формирование и развитие познавательного интереса через использование игры на уроках технологии, так как один из наиболее действенных способов, который может вызвать интерес у первоклассника к декоративно - прикладному творчеству – это игра. Цель игры на данном этапе состоит в том, чтобы пробудить у ребенка способность к вдохновению и творческой активности. В младшем школьном возрасте игра также как и учение является важной в развитии ребенка. При использовании на уроках игровой ситуации, интерес к учебной деятельности у первоклассника резко возрастает, полученные знания для него становится более доступными, значительно повышается работоспособность на уроке.
Как уже было сказано, мы взяли за основу игровой метод обучения и процесс формирования познавательного интереса младших школьников к урокам технологии строили на игре. Чтобы игра стала методом, мы должны придерживаться ряду условий:
1. Игра должна соответствовать задачам учения.
2. Игровая деятельность не должна затмить учебную задачу, при этом нужно сохранить игровую ситуацию
3. Стоит помнить, что одиночная игра не даст нужного эффекта обучения, так как нужно построить систему игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
На уроке технологии мы использовали по 1 - 2 игры, они проводились в классе или в школьном коридоре. Использованные игры способствовали тому, что школьники стали чувствовать себя увереннее, перестали бояться школы, у них стали преобладать положительные эмоции, первоклассники стали организованнее, лучше принимали учебную задачу.
В ходе эксперимента, мы использовали комплекс занятий с применением игр. Кроме проведения уроков в игровой форме (приложение 5), в уроки технологии активно включались игровые ситуации и упражнения. Наши испытуемые – ученики 1 класса, поэтому существует необходимость развития мелкой моторики, особенно мелких мышц руки, а так же формирования движений и координации, поэтому на уроках нами использовались игры, подготавливающие руки и пальцы ребенка к выполнению заданий. Стоит отметить, что некоторые ученые (Е.Ф.Рыбалко, Н.Г.Морозова и другие) считают, что развитие мелкой моторики также оказывает положительное влияние на становление речи школьника.
Рассмотрим игровые упражнения для пальцев и кистей рук включенные в ход урока и направленные на формирование познавательного интереса младших школьников, в скобках указано время, которое необходимо на игру:
«Помоги Золушке». Каждому ребенку дается по 3 конверта, из них два пустые, а в третьем перемешанные рис и гречка. Детям предлагается вспомнить сказку и помочь Золушке разложить крупу в свой конвертик (7 минут).
«Шаловливый котёнок». Учитель предлагает представить себя сначала играющими котятами и на скорость размотать небольшой моток ниток, а затем – стать порядочным внуком (внучкой) и смотать клубочек обратно. Затем выбирается самый быстрый и самый аккуратный ученик. Игра повторяется, дети меняют руки – сначала держат моток левой, потом правой. (5 минут)
«Гармошка». Дети выступают в роли мастеров, изготавливают себе игрушечную гармошку. В большую пуговицу с двумя отверстиями вставляют толстую нитку, завязывают узелок, растягивают нитку между указательными пальцами каждой руки за петли. Закручивают нитку и тянут за петли, изображая игру на гармошке (5 минут).
«Художник». Перед тем как приступать к работе, как бы рисуется в воздухе «невидимыми чернилами» предмет, о котором будет далее идти речь. При этом локоть рисующей руки стоит на столе, ребенок рисует предмет каждым пальцем по очереди (3 минуты).
«Барабанщик». Учитель предлагает провести отбор в группу барабанщиков, для этого надо отстучать пальцами по парте ритм каждым пальцем по очереди обеими руками.
«Теневая игра» или «Театр теней». Задание выполняется парами. Детям нужно придумать животное или предмет и изобразить его в паре, спроектировав изображение на экран с помощью тени. Класс должен отгадать, что задумали актеры. Победителем становится пара, показавшая наиболее похожую фигуру.
Во время возникновения на уроках эмоционального напряжения, для большей продуктивности деятельности младших школьников, нами проводились игры, которые способствуют развитию самоорганизации, самоконтроля, мышечному расслаблению и эмоциональной разгрузке.
«Песок». Детям предлагается на вдохе набрать в руки воображаемый песок и с усилием сжать пальцы в кулак. Пока задерживается дыхание - удерживать песок. На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы.
«Медвежата». Учитель: «Медвежата лежат в берлоге. Подул холодный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замёрзли (дети сжимаются в клубочек, греются). Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали от удовольствия (дети потягиваются и рычат)».
«Насос и мяч». Дети становятся в пары. Один изображает «мяч», а другой – «насос». «Мяч» стоит, расслабив тело, ссутулив плечи, опустив низко руки и на полусогнутых ногах, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос», сопровождая движения звуком «с», начинает надувать «мяч». «Мяч» надувается всё больше и больше - ребёнок вдыхает воздух, выпрямляется, расправляет плечи, поднимает подбородок, надувает щёки, руки разводит в стороны (мяч надут). «Насос», как бы выдергивает шланг «мяча» - из него с силой выходит воздух, сопровождаемый громким звуком ''ш''. «Мяч» возвращается в исходное положение.
На уроках в 1 классе, также необходимо использовать игры, направленные на развитие коммуникативного навыка и формирование познавательного интереса, например:
«Передай по кругу». Не вставая с мест, дети передают цепочкой хрупкую бабочку, горячую картошку или воздушный шарик, сопровождая действия пантомимикой. Победитель - самый активный и артистичный ребенок.
«Совместный рисунок». К доске подходит ребенок и рисует произвольную линию, затем в порядке очереди, подходят другие участники и подрисовывают новые линии, имеющие отношение к предыдущим. В итоге получается совместный рисунок, класс обсуждает, что у них получилось и придумывают название.
Воображение играет главную роль на уроках технологии, его также необходимо развивать, для чего использовали следующие игры:
«Передача воображаемого предмета». Учитель загадывает предмет - например, котенка - показывает действия, совершаемые с ним (гладит). Вслух предмет не называется, изображаются только действия. Воображаемый предмет передаётся по цепочке, при этом каждый участник должен догадаться, что ему передали. Помимо воображения, в этой игре тренируется тактильная и образная память.
«Дорисуй рисунки». Учителем на доске рисуются элементы любых предметов по количеству детей в классе. Например, если в классе 33 ученика, то они делятся на 3 команды, на доске в таком случае изображается по 11 кругов, квадратов и треугольников. Дети должны по цепочке подходить к доске и дорисовывать фигуру, одновременно встать могут только по одному участнику от команды просят додумать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка, при этом, нельзя повторяться. Оценивается оригинальность и неповторимость рисунка.
Рекомендации по организации и проведению игр с младшими школьниками приведены в приложении 5.
Для того чтобы определить, насколько эффективными были наши занятия с использованием игровых технологий, мы провели контрольное исследование, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
2.3. Итоги работы по формированию познавательного интереса
младших школьников
На заключительном, контрольном, этапе опытно-экспериментального исследования, мы определяли продуктивность предложенной нами методики формирования познавательного интереса младших школьников. Мы наблюдали за учащимися экспериментального 1-Г класса на протяжении всего эксперимента. На контрольном этапе, так же как и на констатирующем, обращали внимание на наличие у младших школьников следующих качеств: является прилежным учеником; проявляет интерес к изучаемому предмету (к технологии); интерес направлен на объект изучения; самостоятельно выполняет задание, данное учителем; показывает устойчивые волевые устремления; эмоционально активен на уроках; активно задает вопросы и стремится на них отвечать; проявляет любознательность.
Метод наблюдения позволил нам сделать вывод, что, безусловно, проделанная работа способствовала формированию познавательного интереса младших школьников на уроках технологии. Это проявлялось в том, что при использовании игровых моментов на занятиях, дети проявляли больший интерес к процессу творчества, у них появлялась положительная мотивация, которая способствовала повышению уровня эмоционального настроя. Также, мы заметили, что повысилась и производительность труда, дети стали выполнять работу быстрее, у детей оставалось больше времени для анализа своих творческих работ и на оценку работ одноклассников., в конце занятия первоклассники успевали полностью убрать рабочее месте, при этом все задачи и цели, поставленные в начале урока были полностью выполнены.
Анализируя продукты деятельности обучающихся (приложение 7) после проведения работы по формированию познавательного интереса, заметили, что качество работ значительно улучшилось, оценки распределились так: 29 учеников получили «отлично» и 4 – «хорошо», оценок «3» и «2» никто не получил (см.приложение 2).
Повторно было проведено диагностическое анкетирование на основе методики Н.Е.Елфимовой. Учащимся задавались те же вопросы, что и на констатирующем этапе (см. приложение 3), итоги анкетирования проанализированы, подсчитаны и внесены в таблицу в приложении 8. Результаты диагностики познавательного интереса первоклассников после проведения опытно-экспериментальной работы мы обобщили и вынесли в таблицу 2.2. Обработка данных проводилась так же, как и при первичной диагностике. Выделены три уровня сформированности познавательного интереса на уроках технологии:
Таблица 2.2
Результаты повторной диагностики уровня сформированности познавательного интереса у испытуемых
Уровень сформированности познавательного интереса Количество школьников(чел.) Процент
Низкий 0 0%
Средний 18 55%
Высокий 15 45%
По итогам повторной диагностики получили следующие данные.
Низкий уровень – 30% -49%;
Средний уровень – 50% -74%;
Высокий уровень – 75% -100%.
На низком уровне развития познавательного интереса после экспериментальной работы не оказалось ни одного ученика (0%), который бы не проявил инициативы на уроке, не задавал познавательных вопросов. По-прежнему, большее количество - 18 (55%), находились на среднем уровне познавательных интересов. Школьники, которые способны к самостоятельной работе, искали способ выполнения задания, в случае, если у них в ходе работы возникали трудности, то обращались к учителю, не испытывая при этом отрицательных эмоций. Дети задавали уточняющие вопросы, что свидетельствует о наличии интереса к деятельности, а так же о желании выполнять полученное задание, но при помощи учителя. На высоком уровне познавательных интересов оказалось 15 учеников (55%). Эти обучающиеся отличались проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений они не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за свои достижения.
Для наглядности результаты повторной диагностики уровня познавательного интереса младших школьников на уроках технологии, представили диаграмму (рис.2.2).
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента нами было установлено, что нет испытуемых, которые имеют низкий уровень, 55 % испытуемых находятся на среднем уровне и 45% детей имеют высокий уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников на уроках технологии.
Итак, проанализировав совокупность результатов, полученных нами на начальном и заключающем этапах эксперимента, мы составили сравнительную таблицу 2.3, в которой указали какое количество детей и какой процент от класса находился на разных уровнях сформированности познавательного интереса до и после проведения опытно - экспериментального исследования.

Рис. 2.2
Результаты диагностики
после проведения экспериментальной работы
Таблица 2.3
Результаты контрольного этапа исследования
Результаты
Уровень Первичная диагностика Повторная диагностика
Количество обучающихся (чел.) Процент Количество обучающихся (чел.) Процент
Низкий 3 9% 0 0%
Средний 21 64% 18 55%
Высокий 9 27% 15 45%
Мы наблюдаем положительную динамику результатов формирующего этапа эксперимента. После проведения опытно-экспериментальной работы обучающиеся 1 Г класса распределились на уровне среднем и высоком уровнях сформированности познавательного интереса, ни осталось учеников с низким уровнем заинтересованности к предмету «технология». К концу педагогического эксперимента на высоком уровне оказалось 45 % первоклассников. Мы видим улучшение результатов - в начале исследования на низком уровне находилось 9% учащихся, а на высоком – 27% - можем сделать вывод, что предложенная нами методика – эффективна и допустима для формирования познавательного интереса.
Изобразим сравнительную гистограмму (рис. 2.3), чтобы проследить динамику опытно-экспериментальной работы

Рис. 2.3
Результаты контрольного этапа исследования
Итоговая диагностика уровня сформированности познавательного интереса младших школьников на уроке технологии показала продуктивность разработанной модели, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла практическое подтверждение. Полученные в ходе исследования результаты не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективами дальнейшей разработки темы могут стать: выявление различий в возможностях формирования познавательного интереса у младших школьников в зависимости от условий обучения, гендерных различий.
На основе проведенного теоретического анализа и результатов экспериментальной работы составили методические рекомендации по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках технологии:
1. Познавательный интерес – один из основных активизаторов у обучающихся творческой деятельности. Учителю необходимо подкреплять интерес к процессу учения, формировать, развивать и укреплять познавательный интерес.
2. Продуктивно формировать познавательный интерес младших школьников возможно только в системной работе, включающей: цель, содержание, технологии (методы, приемы, формы), деятельность учителя, деятельность школьников, результаты. Система имеет замкнутый характер и отличается особо прочным пересечением вертикальных, горизонтальных связей.
3. Следует учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, так как формирование познавательного интереса осуществляется разнообразными способами, каждый учитель выбирает наиболее преемственные для себя приемы.
4. Один из наиболее действенных способов, который может вызвать интерес у младшего школьника к декоративно - прикладному творчеству – это игра. Цель игры на данном этапе должна состоять в том, чтобы пробудить у ребенка способность к вдохновению и творческой активности.
5. В младшем школьном возрасте игра также как и учение является важной в развитии ребенка. При использовании на уроках игровой ситуации, интерес к учебной деятельности у первоклассника резко возрастает, полученные знания для него становится более доступными, значительно повышается работоспособность на уроке.
6. Чтобы игра стала продуктивным методом, мы должны придерживаться ряду условий: игра должна соответствовать задачам учения; игровая деятельность не должна затмить учебную задачу, при этом нужно сохранить игровую ситуацию; стоит помнить, что одиночная игра не даст нужного эффекта обучения, так как нужно построить систему игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:
Во второй главе даётся характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках «Технологии». Констатирующий этап исследования выявил проблемы работы, формирующий этап – это система работы учителя по формированию познавательного интереса. Для отслеживания результатов нами условно были выявлены три уровня познавательного интереса. На контрольном этапе показатели в экспериментальном классе значительно улучшились по сравнению с началом эксперимента. Это подтвердило продуктивность разработанной системы по формированию познавательного интереса младших школьников.
Уроки технологии идеально вписываются в общую атмосферу творчества в школе. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, формируют начальные профессиональные навыки. Перед учителем начальных классов стоит важная задача, он должен сформировать, развить и укрепить познавательный интерес младших школьников к предмету. На помощь современным педагогом приходит множество приемов, способных повысить и удержать уровень познавательного интереса у детей.
На основе проведенного теоретического анализа и результатов экспериментальной работы составлены методические рекомендации по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках технологии. Проблемы формирования познавательного интереса младших школьников к предметам художественно – прикладного цикла, в которых личность познает мир на чувственно-эмоциональном восприятии и воспроизведении действительности, представляется для нас наиболее важным. Главенствующим предметом, формирующим творческо-эстетическую культуру, приобщающим учащихся к творчеству и ручному труду, является технология.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме, рассмотрели критерии, методы и средства по формированию познавательного интереса младших школьников, провели диагностику сформированности познавательного интереса обучающихся, а также уроки с использованием игровых форм обучения. Тем самым нами достигнута цель исследования, которая состояла в том, чтобы спроектировать уроки ручного труда с применением игровых технологий, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников, так как наиболее преемственным способом повышение заинтересованности детей в обучении является метод игры.
В ходе написания бакалаврской работы нами были решены следующие задачи:
1. Провели анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательного интереса на уроках технологии.
2. Выявили психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников.
3. Организовали практическую работу младших школьников на уроке технологии с использованием игры.
4. Подвели итоги проделанной работы по формированию познавательного интереса младших школьников и разработали методические рекомендации.
На констатирующем этапе, мы выявили, что в экспериментальном классе 27% учащихся имеют высокий уровень, 64% имеют средний уровень и 9% находятся на низком уровне сформированности познавательного интереса. Анализ проведенной работы показал, что необходимо провести работу для формирования познавательного интереса школьников на уроках технологии. Для этого использовали урок – игру, а также проводили на каждом занятии по 1-2 игры, способствующих повышению интереса. В заключение эксперимента, повторно была проведена диагностика уровня сформированности познавательного интереса испытуемых. Мы получили результаты, которые говорят о продуктивности нашей работы: на низком уровне не оказалось ни одного ребенка, значительно увеличился процент детей, находящихся на высоком уровне развития познавательного интереса, от 27% до 45%. Это говорит о том, что работа по формированию познавательного интереса младших школьников в 1 Г была результативной.
Таким образом, мы выполнили все поставленные задачи и доказали гипотезу: если активно использовать игры на уроках технологии в начальных классах, то это способствует успешному формированию познавательного интереса у обучающихся, тем самым делая занятия творчеством более интересными, яркими и увлекательными для детей, повышая успехи младших школьников в обучении.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы в педагогической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет. Педагогический поиск / Ш.А.Амонашвили, И.Б.Баженова. - М.: Педагогика, 2000. – 165 с.
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы./ Б.Г.Ананьев - СПб.: Питер,. 2004. - 254 с.
Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К.Бабанский // РБК – 2008. - №.3 — С. 19-27,47.
Божович, Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребёнка / Л.И.Божович // АПН - 2006. - №5-С. 5-8
Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б.Бондаревский - М.: Просвещение, 2005. - 145с.
Вербицкий, A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / A.A.Вербицкий, Т.А.Платонова // Высш. шк., 2006. - №2 — С.14
Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. / И.П.Волков - М.: Просвещение, 2012. – 157с.
Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. / JI.C.Выготский // Союз - №11 - 2007.-С. 67-69
Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C.Выготский - М.: Современное слово, 2008. -480 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / JI.C.Выготский - М.: Педагогика, 2001. - 408 с.
Голомшток, А.Я. Анкета интересов / А.Я.Голомшток, О.Б.Мешковская //Воспитание школьников. 2007.-№1.-С. 57-60
Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А.Гордон // Радяньска школа, 2000. - №11- С. 33
Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И.Додонов // Педагогика. 2001. - № 9. - С. 72 - 81
Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.Е.Елфимова - М.: Просвещение, 2001. – 58 с.
Закон федеральный от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
Занков, Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении / Л.В.Занков // Учпедгиз, 2000. - №7-С. 58
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М.Конышева – М.: Академия, 2000. – 192 с.
Королёва, К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П.Королёва – Свердловск: Свердл. ГПИ, 2008. - 59 с.
Леонтьев В.Г. Формирование учебной деятельности обучающихся: Межвуз. Сб. науч. тр. / В.Г.Леонтьев - Новосибирск: НГПИ, 2005. - 134с.
Маркова, А.К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности / А.К.Маркова //Сов. педагогика. 2009. - №11.-С. 63-71
Маркова, А.К. Пути исследования мотивов учебной деятельности школьников / А.К. Маркова // Вопр. психологии. 2000. - №5. - С. 63-71
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе /, Н.Г.Морозова // Диагностика и психология, 2009.— №2. - С. 5
Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям / В.Н.Мясищев — М.: Просвещение, 2006. - 184 с.
Неменская, JI.A. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для 1 класса. / JI.A Неменская, Б.М. Неменский - М.: Просвещение , 2004. – 166 с.
Педагогика: Большая современная энциклопедия / подред. Е.С.Рапощевин - М.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
Педагогический энциклопедический словарь / М.М.Безруких, В.А.Болотов, JI.C.Глебова; подред. Б.М.Бим-Бад - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с.
Петровский, A.B. Мотивация как проявление потребностей личности / A.B. Петровский. // Общая психология, 2010. - №7 - С. 101-117
Петрусинский, В.В. Игры для интенсивного обучения / В.В.Петрусинский - М.: Прометей, 2005. — 285 с.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» /И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 463 с..
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Серия «Мастера психологии» / С.Л.Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 2009. - 720 с.
Рыбалко, Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в школьном возрасте / Е.Ф.Рыбалко // Учёные записки ЛГУ. № 265.: Серия философских наук. 2009.- №16 - С. 61 - 70
Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения [Текст] / О.П. Савельева. М.: Просвещение 2006. – 133с.
Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Шамова, Т.И. // Педагогика, 2002. - №8 - С. 74
Шорохов, Е.В. Психология / Е.В.Шорохов - М.: Просвещение, 2008.- 245 с.
Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А.И.Щербаков - СПб.: Просвещение, 2007. – 266с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе / Г.И.Щукина // Педагогика, 2009. - №7- С. 97
Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И.Щукина, М.: Педагогика, 2001. - №5 - С. 31
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б.Эльконин - М.: Педагогика, 2009. - 554 с.
Якунин, В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов / В.А.Якунин // Вестник,2007. - №23. - С.14-23

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Коллективная творческая работа 1 -Г класса
В начале опытно – экспериментильного исследования


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценочный лист
Планируемые результаты
Предметные,
max – 5 б
  Соблюдение правил техники безопасности
Владение инструментами для ручных работ
Аккуратность
Овладение технологией выполнения изделия
Использование различных способов декорирования изделия
Регулятивные,
max – 4*2=8 б Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Определение наиболее рациональных способов выполнения изделия
Формулировать и удерживать учебную задачу
Умение работать с информацией предложенной в технологической карте
Познавательные,
max – 3*2=6 б Знание законов композиции
 
Знание законов цветовой гармонии
Выбор наиболее эффективных способов решения задачи (оригинальность)
Коммуникативные,
mах – 2 б Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций
 Итого
max – 21б  
Личностные результаты:
- испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности, что особенно важно на занятиях по внеурочной деятельности, где отметки не ставим, но должны оценить достижения каждого ребенка.
Вариант оценивания
10-13 б – низкий уровень сформированности УУД ; оценка «3»
14-17 б – средний уровень сформированности УУД; оценка «4»
18-21 б – высокий уровень сформированности УУД; оценка «5»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для диагностики уровней сформированности познавательных интересов младших школьников (Елфимова Н.Е)
Люблю урок технологии, потому что…
Баллы
1. Это интересный предмет 2. Мне нравится, как учитель ведет урок 3. Учитель интересно объясняет 4. У меня хорошие отношения с учителем 5. Получаю удовольствие от урока 6. Интересны отдельные факты 7. Учитель часто хвалит 8. Родители считают его важным 9. Он требует терпения 10. Он считается выгодным 11. Просто интересно 12 Он влияет на изменение знаний об окружающем мире Итого (баллов) Итого (%), кол-во бал/кол-во вопр х 100% = %
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты первичного анкетирования
№ Испытуемый Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Ангелина К. + 2. Анна П. +
3. Арина Б. +
4. Артем М. + 5. Артем Н + 6. Артемий М. + 7. Валерия Ш. +
8. Виоллетта Т + 9. Владислав А. + 10. Даниил П. + 11. Данил Е. + 12. Данил П. + 13. Дмитрий А. + 14. Дмитрий Т. + 15. Егор О. + 16. Егор П. + 17. Игорь А. + 18. Илья С. +
19. Кирилл В. + 20. Константин Т. + 21. Максим П. +
22. Марина Б. +
23. Михаил К. + 24. Никита С. + 25. Никита Ш. + 26. Николай Ч. + 27. Оксана П. + 28. Ольга Б. + 29. Ольга С. + 30. Софина Е. +
31. София Г. +
32. София С. +
33. Софья Д + Итого: 3 21 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Тема «Работа с бумагой».
Урок технологии в 1 классе, УМК «Гармония»
Тема  урока: Формы и краски зимы.
Изделие: аппликация «Снеговик»
Задачи урока: учить располагать на листе бумаги композицию; выполнять аппликацию из ваты; повторить и закрепить правила безопасной и аккуратной работы с бумагой; развивать внимание, тонкую моторику, аккуратность и точность выполнения действий; воспитывать аккуратность, формировать коммуникативные навыки.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения: фронтальная работа; групповая; парная; индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, образец работы; цветная бумага, цветной картон для фона, вата, клей, ножницы
Формируемые УУД:
Познавательные учебные действия:
анализ изделия,
сравнение,
построение логической цепи,
создание способов решения проблемы.
Регулятивные действия:
умение действовать по плану,
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,
умение преодолевать трудности,
умение адекватно оценивать свою и сверстников деятельность.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и сверстниками,
проявление инициативы.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационный
момент. Самоопределение к учебной деятельности. Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз: Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
У нас все получится.
2.Актуализация знаний - Приближается самый любимый праздник всех детей и взрослых. Это Новый год. И мы уже начали подготовку к этому празднику. Что мы уже сделали?
Вы познакомитесь с новым приспособлением для аккуратной разметки деталей, научитесь с ним работать. Будете сами размечать и вырезать детали, и надо будет всё сделать как можно точнее и аккуратнее.
Сегодня к нам на электронную почту пришло письмо от Деда Мороза, его помощники не справляются с работой, потому что в этом году много детей, которые вели себя хорошо. Поэтому дедушка просит вас ему помочь и смастерить новогодние подарки своими руками. Вы согласны ему помочь? Рисовали, вырезали снежинки, лепили из пластилина елочку.
- Да!
3.Постановка учебной задачи. Снегурочка просит вас отгадать загадку.
Мы слепили снежный ком,Шляпу сделали на нем,Нос приделали, и в мигПолучился …
- Ребята, кого нас сегодня попросили сделать Дедушка Мороз и Снегурочка? Только не из снега и из пластилина, а из ваты. Снеговик
Снеговика
4. Анализ образца, обсуждение способов работы Снегурочка передала нам пример работы, которую мы с вами сегодня должны сделать- Посмотрите внимательно на эту работу (образец изделия)
- Какая главная фигура в этой аппликации? Правильно – снеговик, остальные детали являются дополнительными.
- Из скольких деталей составлен снеговик?
– Какую форму имеют эти детали?
– Что можно сказать о размерах кругов?
- Какие материалы будем использовать?
- Каким клеем будем пользоваться?
- Необходимо правильно расположить снеговика на картоне - это называется композиционное решение. Для этого: вокруг снеговика должно оставаться пространство, т.е. – “воздух”, нельзя размещать снеговика точно по центру; должно соблюдаться равновесие в композиции
- Давайте составим план работы:
Физминутка
Раз -рука, два -рука,Лепим мы снеговика!Три-четыре, три-четыре,Нарисуем рот пошире!Пять - найдем морковь для носа,Угольки найдем для глаз.Шесть - наденем шляпу косо,Пусть смеется он у нас.Семь и восемь, семь и восемь.Мы сплясать его попросим! Снеговик
Из шести: основание, туловище, голова, 2 руки, шляпа.
Все детали, кроме шляпы, имеют форму круга.
Размеры кругов разные. Основание – самого большого размера, туловище поменьше, голова ещё меньше, а ручки – самые маленькие круги.
Картон для фона, цветную бумагу для ведра, метлы, носа глаз и рта снеговика, ватные диски.
Клеем ПВА
 I. Сначала сделаем заготовки снеговика:
основание, туловище, голова.
II. Составление фигуры снеговика на основе, сборка
III. Украшаем снеговика: шляпа, две руки, нос, глаза, пуговицы
IV. Дополняем: сугробы, снежинки
V. Просмотр работа, выставка.
Дети повторяют за учителем слова и действия.
5.Практическая работа I. Делаем заготовки снеговика
- Прежде чем вырезать детали, повторим правила работы с ножницами.
– Выполните разметку кругов для снеговика на ватных дисках. Соблюдайте все необходимые правила.
– Вырезайте все детали по намеченным линиям и складывайте их в коробочку.
II. Составление фигуры снеговика на основе, сборка
- Повторение правил работы с клеем. Наклеивание деталей снеговика.
– Вспомните, как правильно работать с клеем.
Физминутка - пальчиковая гимнастика
III. Украшаем снеговика: шляпа, две руки, нос, глаза, пуговицы
- Теперь приступаем к наряду снеговика: приклеим на голову ведро, из кусочков цветной бумаги сделаем нос, рот, глаза.
 
IV. Дополняем: сугробы, снежинки
- Теперь вам надо придумать картину со снеговиком – такую,
чтобы её интересно было рассматривать. Одного снеговика для картины недостаточно. Что ещё на ней может быть изображено?
- Из чего их можно сделать? Нужно аккуратно обращаться с ножницами: концы ножниц направляем всегда от себя; при вырезании поворачиваем в руках бумагу, а не ножницы; не приближаем пальцы рук к лезвиям ножниц.
Клей наносим на изнаночную сторону детали быстро и равномерно. Излишки клея снимаем салфеткой. Деталь с нанесённым на неё клеем прикладываем на место и притираем её через другой лист бумаги.
Снежные сугробы, солнце, деревья, покрытые снегом, снежинки летят и т. д.
Из цветной бумаги, ваты
6.Рефлексия - Давайте сделаем выставку наших работ и посмотрим - у кого как получилось. Что в этих работах вам понравилось и почему?
- С каким материалом мы работали на уроке?
- Что еще можно сделать из ваты?
– А теперь давайте посмотрим, у кого получились наиболее
интересные и выразительные работы.
- Все справились с заданием, молодцы! Сейчас организуем из ваших работ выставку “Парад снеговиков”!Ребята, к нам на почту пришло новое письмо от Дедушки Мороза, он пишет, что вы молодцы и замечательно потрудились сегодня и просит передать, что открытки после выставки вы можете забрать с собой домой и порадовать своих близких таким замечательным подарком! Всем спасибо за работу! С Наступающим! До скорой встречи!
- А теперь приведем в порядок рабочие места. Мы работали с ватными дисками, цветной бумагой.
Из ваты можно сделать одуванчики, снег на домах …
Дети отмечают наиболее удачные композиции и объясняют
свой выбор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рекомендации по организации и проведению игр с младшими школьниками
Содержание игры, её условия не должны быть слишком сложными. В противном случае она потеряет свою привлекательность.
Недопустимы игры, связанные с большими силовыми перегрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.
Рекомендуется чередование различных видов деятельности в ходе игры или использование нескольких небольших по длительности игр.
Если по правилам игры ребёнок должен будет выйти из неё, то только на короткое время, иначе он будет вступать в неё самостоятельно, без разрешения.
Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Эти игры способствуют развитию функции торможения.
Выбор водящего в игре должен быть обоснован. Водящего можно выбирать с помощью считалок или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
Детей надо учить играть, чётко соблюдая правила игры.
Заканчивая игру нужно отметить лучших, самых активных игроков.
В этом возрасте дети предпочитают сюжетно-ролевые и имитационные игры, где предстоит выполнять роли животных или взрослых людей (разведчиков, путешественников и др.)
Важны для младших школьников подвижные игры и игры, развивающие внимание, наблюдательность, глазомер, память, мышление и т. п.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7







ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Результаты вторичного анкетирования
№ Испытуемый Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Ангелина К. + 2. Анна П. +
3. Арина Б. +
4. Артем М. +
5. Артем Н + 6. Артемий М. + 7. Валерия Ш. +
8. Виоллетта Т +
9. Владислав А. +
10. Даниил П. + 11. Данил Е. + 12. Данил П. + 13. Дмитрий А. +
14. Дмитрий Т. + 15. Егор О. + 16. Егор П. + 17. Игорь А. + 18. Илья С. +
19. Кирилл В. + 20. Константин Т. + 21. Максим П. +
22. Марина Б. +
23. Михаил К. + 24. Никита С. + 25. Никита Ш. +
26. Николай Ч. + 27. Оксана П. + 28. Ольга Б. +
29. Ольга С. + 30. Софина Е. +
31. София Г. +
32. София С. +
33. Софья Д + Итого: 0 18 15