Статья на тему: Потенциал информационно-коммуникативных технологий в развитии читательской компетентности обучающихся.

Потенциал информационно-коммуникативных технологий в развитии читательской компетентности обучающихся.

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания, ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны.
Важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
На сегодня основной проблемой в начальной школе является читательская компетенция учащихся.
Читательская компетенция - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). [5]
Перед учителями стоит цель при обучении чтению – научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать её.
В соответствии с этой целью и методической концепцией можно сформулировать следующие задачи:
- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
- развитие воображения, творческих способностей;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- обогащение представлений об окружающем мире. [1]
Для решения поставленных задач многие учителя используют информационно - коммуникационные технологии в развитии читательской компетентности обучающихся.
В настоящее время одной из актуальных проблем образования в начальной школе является его компьютеризация. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений с помощью графических средств изображения. По мнению исследователей, компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний.
Современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Слово технология - имеет греческие корни и в переводе означает наука, совокупность методов и приемов обработки и преобразования информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. [1]
Ни для кого не секрет, что современные дети, приходя в школу, владеют компьютером, иногда даже лучше учителя. Поэтому одной из главных задач современного образования является формирование информационной грамотности обучающихся: умение находить и использовать полученную информацию, способность её критически оценивать. И этому мы должны учить наших школьников, начиная с начальной школы. Таким образом, включение информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью. [2]
Существуют различные способы использования информационных технологий в развитии читательской компетентности, самыми распространенными являются: Интерактивная доска, проектор, экран. Интерактивная доска - это удобный современный инструмент для эффективного проведения уроков, презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества обычной маркерной доски и большого экрана для проектора, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения, и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления. Чаще всего для выступления используют Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным. [4]
Читательская компетентность в рамках новых образовательных стандартов относится к универсальным учебным действиям и одним из средств её формирования является применение ИКТ - технологий. [2] Ученик со сформированной читательской компетентностью знает, что читать (ориентируется в мире литературы), знает, как читать (адекватно воспринимает прочитанное), опираясь на представления о художественных приёмах, на свой вкус и чувства. Читательская компетентность, культура восприятия литературы, основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. [4]
Развитие читательской компетентности, интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской компетентностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считается, что одним из вариантов повышения читательской компетентности в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Следовательно, для развития читательской компетентности обучающихся, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения, беглости, осознанности, выразительности и правильности от класса к классу. [2]
Для развития читательской компетентности учитель может использовать следующие виды работ с использованием ИКТ:
1) знакомство с творчеством писателей и поэтов (презентации, содержащие сведения о писателях и поэтах; компьютер помогает улучшить содержательную сторону урока: узнать историю семьи, традиции, интересные факты из жизни писателя или поэта);
2) воспроизведение эталонной художественной речи (помогает прочувствовать авторский замысел, способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, «будят» творческое воображение; дети легче находят слово, с помощью которого смогут выразить свои чувства);
3) задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения;
4) видеофрагменты (оживляют урок, позволяют заинтересовать учащихся);
5) тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся.
В результате использования ИКТ при развитии читательской компетентности, наблюдается:
1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
2) возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);
3) усиление наглядности;
4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
5) расширение объёма предъявляемой учебной информации;
6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах;
9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом);
10) активизация творческого потенциала ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества. [4]
Приобщая детей к искусству литературы, необходимо не разрушить процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному.
Проводя работу с использованием ИКТ, учителя должны работать над накапливанием читательского опыта учащихся, развивать технику чтения на основе понимания смысла прочитанного, учить сравнивать произведения литературы, живописи, музыки, воспитывать желание читать постоянно.
Формируя читательскую компетентность мы знакомим детей с авторами, их позицией, которая выражена прежде всего в их произведениях. Мы учим детей сравнивать тексты, знакомим со средствами художественной выразительности, учим бережно относиться к слову. А бережное отношение к авторскому слову невозможно без книги в руках.
Более широкие возможности для решения важнейших задач, направленных на развитие читательской компетентности даёт использование ИКТ.
Изучив требования СанПиНа, закона «Об образовании в РФ» [6] к использованию ИКТ на уроках, для регулярного развития читательской компетентности, возможно использовать:
презентации учителей России (сайт – Сеть творческих учителей) и свои собственные презентации;
Цель: работа по плану урока, знакомство с авторами, их жизнью, проведение викторин по произведениям, использование иллюстративного материала, проведение сочинений и изложений, редактирование текста, проведение тестов;
электронные альбомы «Портреты писателей», их краткая биография;
Цель: совместный или самостоятельный поиск информации об авторах произведений, оформление доски к уроку;
электронный каталог детских библиотечных книг;
Цель: умение пользоваться каталогами, поиск нужной информации в книгах;
электронные домашние задания по чтению
Цель: индивидуальная работа учащихся с текстом;
видеоматериалы;
Цель: заочное посещение музеев мира, общение с автором через видеозапись;
аудиозаписи – чтение авторами или мастерами слова произведений;
Цель: развитие выразительности чтения, бережное отношение к авторскому слову;
использование сети Интернет для за очных путешествий по музеям России и мира при работе с картинной галереей, для поиска необходимой информации
Цель: расширение сферы интересов детей;
использование дисков «Уроки Кирилла и Мефодия»;
Цель: проведение уроков литературного чтения в интерактивной форме.
использование электронных учебников;
Цель: разнообразие форм и методов работы с детьми, экономия учебного времени. [3]
Такой подход к урокам литературного чтения, использование ИКТ, дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.
Таким образом, развитие читательской компетентности будет  эффективным  при  условии  осознания  педагогами  важности  вовлечения  ИКТ  в  образовательный  процесс. Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволит в значительной степени оптимизировать процесс творческой деятельности обучающихся.
Литература
Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроке внеклассного чтения. – М., 1975.
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу "Литературное чтение" 2 класс.- Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Фёдоров", 2013.
Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. – М., 1998
Нечаева Н.В., Бухалова С.В., Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова: сборник программ: в 2ч. - 2-е изд., испр./ сост. Н.В.Нечаева, С. В. Бухалова.- Самара: Издательский дом "Фёдоров", 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": текст с изм. и доп. на 2014г. - М.: Эксмо, 2014.
15