Выступление на августовском совещании по темеФормирование компетентности учащихся в области информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания математики в основной и старшей школе


Министерство Образования Республики Башкортостан
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Гимназия с. Кушнаренково
Формирование компетентности учащихся в области информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания математики в основной и старшей школе.
Выступление учителя математики
МБОУ Гимназия с. Кушнаренково
Исмагиловой Зульфии Ильясовны на августовском совещании учителей.
с. Кушнаренково - 2015
Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: устный счет, при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером.
Информационно-коммуникативная компетентность учащихся в основной и старшей школе - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении и умелом использовании информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими правильно выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Компетенция Цели
Информационная
учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, интернет и т.д.)
передавать информациюКоммуникативная Совершенствовать
навыки работы в группе,
умение работать на результат,
доказывать собственное мнениевести диалогИнформационные и коммуникативные компетенции обучающегося формируются не раздельно, а вместе, образуя информационно-коммуникативную компетентность обучающегося, которая в дальнейшем поможет в эффективной работе с информационными процессами.
Возникает необходимость использования образовательных, развивающих возможностей информационно-коммуникационных технологий, возможности их интеграции с основным образовательным процессом. Информационно-методические умения педагога должны отражать неразрывное единство эффективной методической деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в предметной методике. Образовательный процесс, интегрирующий компьютерные и педагогические технологии, обеспечивает формирование информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, способствует раскрытию возможностей мультимедиа технологий для преподавания учебных предметов, обеспечивает не только обучение, но самостоятельную деятельность по овладению знаниями; формирование осознанных мотивов учения.
Я нередко сталкиваюсь с проблемами, возникающими  у учащихся при работе с текстовой информацией, при этом слыша объяснение «Прочитал, но ничего не понял». Неумение передавать прочитанное или услышанное в сжатом и развернутом виде, анализировать содержание, выделять главную мысль прочитанного, наблюдаются проблемы с адаптацией к математическому тексту.
А перед учителем стоит задача развить информационно-коммуникативную компетенцию у учащихся, то есть сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах, а также работы как автономно, так и в группе. Итак, на первом этапе по развитию информационной компетентности  я использую простые приемы и методы:
Составление вопросов к тексту.
Комментированное чтение текста.
Аналитическое чтение текста.
Составление тезисного плана.
Составление сравнительных таблиц.
Преобразование цифровой информации в диаграмму, график.
Главная задача на первом этапе сделать так,  чтобы учебник для ученика стал другом и помощником,  причем понятным и интересным. После освоения простых способов работы с информацией переходим к более сложным способам.
На втором этапе чаще всего он начинается в 7-8 классе я использую активные и интерактивные методы, так как в их основе лежит деятельностный подход. Уроки, на которых используются активные методы, предоставляют ученику максимум свободы для индивидуального развития, а также способствуют формированию умения работы в команде при решении поставленной задачи.
Я использую приемы:
Составление логической схемы.
Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
Проблемный вопрос.
Подбор аргументов для ответа на вопрос, требующий  доказательств.
Опоры, по которым работают ученики.
Проблему формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся на уроках математики мне кажется, можно решать, используя следующее:в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетенции;
изменение дидактических целей типовых заданий;
использование технологии проблемного обучения;
использование проектной технологии обучения ;
прием решения ситуационных задач.
самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках математики и во внеклассной работе я применяю следующие виды творческих заданий:
составление задач учащимися;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
реферат, информационное сообщение;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов по математикесоставление тестов для контроля знаний по предмету;
составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу;
Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий в воспитательной работе:
создание тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам,
разработка тестовых заданий для проведения анкетирования и т.д.
Программное обеспечение на данный момент разнообразно: программы-тренажеры, электронные учебники, справочники, энциклопедии, видеоуроки, готовые презентации по темам. Так же использую творческие домашние задания, где учащиеся сами составляю презентации, рефераты, доклады, буклеты.
Для учащихся старших классов ( 9- 11 класс) можно использовать такую программы как EXSEL для построения графиков функции, для фиксирования результатов по решению тематических тестов. По этим таблицам учащиеся видят свои продвижения при подготовке к экзамену.
Тестирование. Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самопроверку учащихся. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Умение работать с различными источниками информации. На уроке при работе с определениями, понятиями работа ведется не только с учебником, но и с компьютером, планшетом, телефоном. Часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения учителя, вот тут и пригодится компетентность ученика информационная, развивая которую он работает с различными информационными источниками. Например: при изучении темы математическая модель, мы знакомимся с понятием «модель». Затем работаем со всем собранным материалом и у учащихся уже формируется понятие модели.
Использование мультимедиа технологий на уроках математики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет, проходить on-line тестирование, что является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся. Использование компьютерных технологий в курсе алгебры дает возможность производить исследовательские работы на выяснение и установление различных закономерностей, взаимосвязей объектов (например, при исследовании свойств функций). Современный учитель должен не только владеть знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности. Сегодня основой организации самостоятельной работы учащихся является не только традиционная учебная литература, но все возможные виды электронных баз знаний, обучающие и тестирующие программные комплексы на CD-RAM и DVD-RAM, разработанные учеными-специалистами, учителями-предметниками. ИКТ выступают здесь как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ самообразования. Использование ИКТ в преподавании математики способствует формированию информационно-коммуникативных компетенций учащихся и повышает эффективность системы образования в целом.
Краткие рекомендации к использованию:
Использование сайтов для подготовки к экзаменам Сайт uztest.ru, Алекс Ларин, Решу ЕГЭ.
Программа EXSEL
Использование сайта
ЦОР по математике 1С образование.