Формирование ключевых компетенций обучающихся на занятиях технологии через классно-урочную и внеурочную формы обучения средствами проектной деятельности.

Формирование ключевых компетенций обучающихся на занятиях технологии через классно-урочную и внеурочную формы обучения средствами проектной деятельности.
Мальцева Светлана Равилевна, г. Снежинск
Свою статью начну словами японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму! »
Инновации в содержании образования поставили передо мной важные проблемы:
Как вовлечь ребенка в активный процесс познания мира?
Как повысить качество знаний учащихся?
Как формировать всесторонне развитую, конкурентоспособную личность, востребованную на современном рынке труда?
Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деятельности?
Как работать на уроке со всем классом и одновременно индивидуально с каждым ребенком?
Актуальность данных проблем заключается в том, что каждый ребенок должен самореализоваться и социализироваться в современном обществе, где востребована всесторонне развитая личность. На мой взгляд, проектная деятельность позволяет обучающимся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным в век рыночной экономики и достигать поставленных целей. Ведь творчество заложено в каждом человеке, нужно его только развивать.
Основной принцип метода проектов - формирование творческого мышления обучающихся через исследовательские навыки и развитие фантазии.
Проектная деятельность способствует:
формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции обучающихся в учении (рис. 1);
развитию в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
формированию компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности (рис.2);
развитию познавательного интереса обучающихся;
реализации принципа связи обучения с жизнью.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (рис.3).


Как я реализую проектную деятельность на своих занятиях?
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо разблокировать творческий потенциал обучающихся. Для этого я использую специальные педагогические приёмы, направленные на выработку идей:
- прием быстрой зарисовки и описания идеи (Рис.4);
- приём на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления, умение использовать природные формы для создания изделия;
- приём использования дополнительных источников информации по теме проекта (ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность);
- проработка одной или нескольких идей (Рис.5). Чем больше идей, тем лучше результат.


Любой проект, независимо от типа (долгосрочный или краткосрочный, групповой или индивидуальный, по доминирующей деятельности обучающихся, любой тематики), имеет практически одинаковую структуру "пять П": проблема (разработка проектного задания), проектирование (планирование), поиск информации (исследование), продукт (технологическая стадия), презентация (защита проекта).
Для моих учениц работа над проектами доставляет удовольствие. Они работают по той проблеме, которая им интересна, достигают успехов и стремятся к еще большим достижениям, что хорошо стимулирует их исследовательскую деятельность. На исследовательском этапе я особое внимание девочек обращаю на отражение региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством (Рис.6).
Использование проектной деятельности на моих уроках способствует интеграции учебных предметов и имеет большое значение в развитии ключевых компетенций обучающихся: формированию научно-теоретического, нестандартного мышления; развитию основ исследовательской деятельности; созданию ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий); развитию коммуникативных умений; формированию навыков самостоятельного «добывания» знаний и использования их при решении практических задач; развитию способности к рефлексии; пробуждению осознанного интереса к предмету.
Представляю несколько проектов, выполненных моими ученицами. Творческий проект «Моё выпускное платье» (Рис.7) выполнила Яловая Екатерина ученица 9 «А» класса. Перед Екатериной встала проблема: «Что надеть на выпускной вечер?» Я посоветовала ей сшить выпускное платье. И Катя приступила к работе по созданию своего проекта. На выпускном вечере она была красивая и счастливая, ведь ее работу высоко оценили педагоги, родители и одноклассницы.


К Государственной итоговой аттестации в 9 классе подготовили и успешно защитили: творческий проект «Жакет» (Рис.8) Самойлова Кристина 9 «Б» класс и проект «Праздничный наряд» (Рис.9) Борисова Аня 9 «А» класс.
Творческий проект «Кисет» подготовила Пашкова Диана ученица 8 «В» класса для участия в городском мероприятии «Музы в шинелях», посвященного 65-летию Победы (Рис.10). Когда перед моими ученицами встала проблема, как можно представить наш предмет на этом мероприятии, идей было много (панно на военную тему, вязаные носки и варежки, вышитые носовые платки, кисеты). Обсудив идеи среди 5-9 классов. Решение было принято: «Изготовить кисеты!». Позже Диана представила свой проект на ученической конференции в школе.
Для участия в городском конкурсе творческих работ школьников «Снежинск - остров детства моего», посвященного 55-летию города Снежинска ученицы 9 «В» класса Илютина Кристина и Пашкова Диана подготовили творческий проект «Ротонда» (Рис.11). И стали победителями в номинации «Художественно-прикладная».


Творческие проекты в рамках областного конкурса «Пожарам.NET!» (Рис.12) подготовили: Наговицина Полина 7 «Б» класс и Горновая Юля 5 «А» класс. Их работы будут использоваться как наглядное пособие в детских учреждениях.
Для участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии Исаева Аня провела огромную исследовательскую работу при создании своего проекта «Ветка сакуры» (Рис.13). Аня увлечена Японией. Самостоятельно изучает японский язык и знакомится с ее культурой. Поэтому она связала тему своего проекта с японским минимализмом в дизайне интерьера.
Девочки активно и успешно представляют свои творческие работы на выставках, конкурсах и фестивалях и ежегодно становятся победителями и призерами.
Обобщая свой опыт работы, хочу отметить положительные стороны проектного метода обучения в формировании и развитии ключевых компетенций обучающихся: постановка проблемы; работа с информацией; планирование работы; выдвижение и проверка гипотез; проектирование процессов и явлений; рассуждение; оценка (самооценка), рефлексия, коррекция.
А теперь о некоторых недостатках этого метода:
1.Невозможность частого, ежеурочного применения, так как это требует огромных сил и времени учителей и обучающихся.
2.Применение этого метода требует использования большого количества литературы и дополнительных источников информации, которых в школе не хватает.
3.Обязательное использование и практическое применение выводов, вынесенных по этому методу невозможно, так как зависит от многих факторов.
.Таким образом, проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать обучающегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности обучающегося, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса.
Рис.3

Рис.2

Рис.1

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.9

Рис.8

Рис.7

Рис.13

Рис.12

Рис.10

Рис.11



Новый рисунок Новый рисунок (2) Новый рисунок (6) Новый рисунок (7)Новый рисунок (9)Новый рисунок (10)15