Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности как одно из условий становления духовного мира школьника.


ВЫСТУПЛЕНИЕучителя русского языка и литературы МОУ СОШ с.Чехова Холмского района Сахалинской областиБелобородовой Натальи Михайловны Тема работы: Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности как одно из условий становления духовного мира школьника. Цель моих уроков: воспитание читателя, который на основе русской литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины. Основными задачами своей работы считаю: воспитывать любовь к чтению и изучению литературы;формировать потребность читать настоящую литературу;воспитывать литературный вкус;развивать творческие способности детей;формировать духовно-нравственные ценности, собственные убеждения, способность их утверждать и отстаивать;создавать единое читательское пространство во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.Способствовать установлению типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности – основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития. Читать – значит мыслитьСоциологическое исследование, проведённое в школе: 5-8 классы 9-11 классы Любят читать 64% 58% Не любят читать 36% 42% Анкета для родителейКакие книги Вы бы хотели, чтобы читал Ваш ребёнок? «Информационно-познавательная» группа «Эмоционально-нравственная» группа «Книги – наше всё» 1. Разные – 24% 1. Воспитывающие, добрые, духовные – 41% Классика – 30%Детская классика – 32% 2. Энциклопедии и научно-популярная литература – 22% 2. Детская классика – 32% 3. Познавательная литература – 24% 3. Классика – 20% 3. Энциклопедии, познавательная литература – 24% 4. Воспитывающие – 21% 4. Натуралисты – 18% 4. Сказки, историческая литература, разные – по 16% 5. Разные – 18% 5. Сказки – 16% 5. Поэзия - 12% 6. Энциклопедии – 16% 6. Воспитывающие - 14 7. Весёлые – 10% 7. Поэзия – 12% 8. Приключения, поэзия – по 8% Сравнение читательских интересов родителей и детей. Родители Дети Городская школа 85,71% 23,08% Сельская школа 69,23% 31,25% ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЬСКИЕИНТЕРЕСЫ ОПРЕДЕЛЯЮТЛИЧНОСТЬ ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОДИТЕЛИ ПСИХОЛОГ КЛАССНЫЙРУКОВОДИТЕЛЬ СЕЛЬСКИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ ШКОЛЬНЫЙБИБЛИОТЕКАРЬ УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ Уроки литературы становятся неиссякаемым источником духовного приобщения учащихся к слову. Именно русская классическая литература, её лучшие произведения помогают человеку в любом возрасте обрести духовные ценности, понять себя. На мой взгляд, человеческая душа – это Вселенная, а произведения художественной литературы – это способ выражения Души. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ(ПО Е.Н.ИЛЬИНУ) УРОК- ОБЩЕНИЕ, А НЕ ТОЛЬКО РАБОТА ИСКУССТВО, А НЕ ТОЛЬКО УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ЖИЗНЬ, А НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТ В РАСПИСАНИИ ОСОБЕННОСТИУРОКА ЛИТЕРАТУРЫ(ПО Е.Н.ИЛЬИНУ) ОЧАРОВАТЬКНИГОЙ ОКРЫЛИТЬГЕРОЕМ ОБВОРОЖИТЬПИСАТЕЛЕМ Для формирования интереса к чтению и изучению литературы в моём арсенале есть разнообразные формы уроков: урок-диспутурок-рекомендация произведенияурок-спектакльурок-праздникурок-интервьюурок-эссеинтегрированный урокурок-конференция Формы проведения читательских конференций : турнир литературных героев,театр миниатюр,литературный ринг,литературная гостиная писателя,литературная встреча. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно»,- так великий гуманист А.Н.Толстой сформулировал основное правило развития читательского интереса. ПРОЕКТ «ТАЛАНТЛИВЫЕ ЧИТАТЕЛИ» Читающий человек – это мыслящий человек, личность социально активная, способная ускорять духовные процессы общества, созидать нравственную культуру ПРАЗДНИК «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ»В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».С.Я. МАРШАК ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ПОЭТОМ М.Я. ШМИДТОМ РОЙТМАН ВИКТОРИЯ, АВТОР СБОРНИКА СТИХОВ«ЧУДЕС КРУЖЕНЬЕ», ВЫПУСКНИЦА ШКОЛЫ С.ЧЕХОВ ЗНАТОКЛИТЕРАТУРНЫХЖАНРОВ ЗНАТОКПРОЗЫ САМЫЙВНИМАТЕЛЬНЫЙЧИТАТЕЛЬ КНИЖНЫЙПОЛИГЛОТ ЗНАТОКРУССКОЙПОЭЗИИ КНИГА РЕКОРДОВ ГИНЕССА КЛАССА ПОКАЗАТЕЛИЭФФЕКТИВНОСТИМЕТОДИКИ УСТОЙЧИВОСТЬЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ СФОРМИРОВАННОСТЬКОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УСТОЙЧИВЫЙПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС