Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся и педагогов.


II ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Здоровьесберегающие технологии в современном обществе»
Конкурс «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ-2016»
МБОУ СОШ №42 им.Х.МамсуроваНоминация «Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников) и педагогов»
Руководитель школы: Дзагурова Фатима ОмаровнаСоставитель: Джикаева Ирина Харитоновна
Тел.8(928)927-82-46, e-mail:djikaeva_irina@mail.ruМетодические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся и педагогов.
Проблема сохранения и формирования здоровья детей в современных условиях развития актуальна, потому что сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач развития страны. Вот почему перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь недопущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.
Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя.
Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовавшие проблему жизнеспособности государств, оценивали их по пятибалльной системе. Жизнеспособность России оценили в 1,4 балла. Среди причин называются ухудшение качества жизни, обнищание, разрушение экономики, нехватка денег на социальные программы, на образование и здравоохранение, резкое ухудшение экологической обстановки, дефицит микроэлементов (например, йода в воде)др.. Но при этом мало кто задумывается о том, почему в экологически благополучных регионах в элитных гимназиях и лицеях нарушений здоровья не меньше, а больше? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорождённых была выше, чем сегодня? Много лет изучением этих вопросов занимается Лаборатория физиологии здравоохранительных проблем образования в Сергиевом Посаде Московской области. Её руководитель, доктор медицинских наук, профессор В.Ф.Базарный, в результате 20-летних исследований пришёл к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.
Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей? На этот счёт существуют разные мнения:
Первый — интенсификация обучения:
Второй фактор, губительный для здоровья, - это использование педагогических технологий не прошедших гигиеническую экспертизу.
Третий фактор- авторитарная педагогика.
Четвёртый фактор — это снижение возраста начала школьного обучения
Пятый фактор - гиподинамический характер обучения
Шестой- плохая организация школьного питания.
Седьмой фактор - нерациональное чередование учебы и каникул.
Восьмой фактор - несоблюдение гигиенических требований.
К этим факторам можно добавить следующие:
1) Факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из-за распада семей лишаются одного из родителей)
2) Факторы экологического риска
3) Наследственность.
Как видите, проблема очень актуальная.
Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.
Цели здоровьесберегающих технологий:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе
сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по ЗОЖ
научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Средства достижения целей:
средства двигательной направленности
оздоровительные силы природы
гигиенические факторы
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на:
Медико-гигиенические. К ним относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с требованиями СанПиНов.
Физкультурно-оздоровтительные. Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций (закаливание, тренировка силы и т.д.)
Экологические здоровьесберегающие технологии. В школе это- и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. В школе это изучение курса ОБЖ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель – здоровый ученик», учитель может использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них устойчивой
мотивации к здоровому и безопасному образу жизни.
Каковы же принципы сохранения здоровья учащихся в ходе учебного процесса:
учет возрастных особенностей обучающихся;
учет состояния здоровья детей данного класса;
учет индивидуальных психофизических особенностей детей;
структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;
создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);
опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту.
Наши задачи:
организовать эффективную работу на уроке для сохранения и укрепления здоровья;
повысить мотивацию учения;
создать у детей ощущение радости в процессе обучения (психологический климат урока);
развивать творческие способности;
воспитать культуру здоровья;
научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Огромную роль с позиции здоровьесберегающих технологий играет рациональная организация урока. Для этого необходимо знать правила построения урока.
Правило 1. Правильная организация урока
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Правило 2. Использование каналов  восприятия
- аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; - кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном  для всех учащихся языке, облегчив процесс
его запоминания .Правило 3. Учет зоны работоспособности  учащихся
Работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Наиболее продуктивными днями в недельном цикле следует считать вторник и среду. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Пример: для младших классов наиболее сложные предметы должны проводиться на 2-3 уроках.
Проведение контрольных работ зачетов следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.
Правило 4. Распределение интенсивности  умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Основные гигиенические критерии рациональной организации урока:
Плотность урока не менее 60% и не более 85 – 90%.
Число видов учебной деятельности от 4 до 7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут.
Наличие 2 эмоциональных разрядок. (Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.)Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.
класс Максимальная длительность в минутах
I - II 7-15 минут
III –IV 15 -20 минут
V - VII 20 -25 минут
VIII - XI 20 -25 минут
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. Длительное нахождение в определенной позе вызывает утомление организма, неоправданную нагрузку на отдельные части скелета
Наличие физкультминуток. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Преобладание на уроке положительных эмоций.
Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) не ранее чем через 40 минут.
Урок осуществляется в условиях комфортности , если соблюдаются следующие требования:
Санитарно-гигиенические:
Свежий воздух, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.
Психологические:
Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Для повышения мотивации учения необходимо использовать приемы инновационных технологий:
технология сотрудничества;
технология развивающего обучения( ТРО);
технология проблемного обучения;
технология уровневой дифференциации;
технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО);
технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности (ИСУД) ;технология раскрепощённого развития детей;
технология решения изобретательских задач;
технологии исследовательской деятельности;
концепция множественности интеллекта;
игровые технологии и др.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. 
Здорового ребенка может воспитать только здоровый педагог. Это бесспорно. Именно поэтому одним из важнейших направлений современных образовательных учреждений является здоровьесбережение учителя. К сожалению, педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. По данным исследований Н.А. Аминова, Федоренко Л.Г. (2003)  через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.     
Эмоциональное выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться. Чтобы сохранить энергию, для плодотворной, эффективной и продуктивной деятельности, важно помнить простые правила:
Научитесь любить себя. Хвалите себя как можно чаще. Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Не перегружайте себя.
Помните о взаимосвязи физического и психического здоровья.
Чаще улыбайтесь. «Выражение, которое человек носит на своем лице, гораздо важнее, чем одежда, которую он носит.» (Д.Карнеги)
Найдите место для юмора и смеха в своей жизни. Одна минута смеха продлевает человеческую жизнь на 15 минут.
Учитесь управлять своим временем. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.
Избегайте ненужной конкуренции.
Стремитесь к сотрудничеству.
Будьте терпеливыми, искренними в отношениях с коллегами.
Не бойтесь признавать свои ошибки, учитесь правильно воспринимать критику.
Проще относитесь к конфликтам на работе.
Создайте для себя комфортные условия для труда.
Ограничьте общение с теми, кто для вас неприятен.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня ,«смывайте» их, т.к. вода является мощным энергетическим проводником
Помните- успех у человека в голове. Гоните прочь плохие мысли.
Будьте уверены в себе!
Помните - неразрешимых проблем нет. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или приложить все усилия для борьбы с данным синдромом. Наше здоровье - в наших руках!
Литература
http://prikolnye-smeshnye.ru/citaty/418_pro_smekh.phphttp://womanadvice.ru/smeh-prodlevaet-zhizn#ixzz3zDuugPH7 
Бабанский, Ю. К. Методические основы оптимизации учебно - воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М., 1982. – 480 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А. Менчинская. — М. : Вентана - Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Н.Осухова,В.Кожевникова Профилактика профессионального выгорания.// Школьный психолог, 2006, № 16, С. 17- 31.
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов.– М. : АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. Советова. – Ростов н / Дону : Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение. – 220 с.
Эмоциональное выгорание педагога http://pedagogie.ru/stati/
Приложение
Притча
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан? "
- "50 грамм! ", "100 грамм! ", "125 грамм! " - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал один студент.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Приложение2Опросник на выгорание (MBI)(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой) Источник: Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362/
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
  Никогда Очень редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным            
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»            
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу            
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела            
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним            
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться            
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами            
8.Я чувствую угнетенность и апатию            
9. Я уверена, что моя работа нужна людям            
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю            
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня            
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление            
13.Моя работа все больше меня разочаровывает            
14. Мне кажется, что я слишком много работаю            
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам            
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех            
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе            
18. Во время работы я чувствую приятное оживление            
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного            
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе            
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам            
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».Ключ:
«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Выводы
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Тест на эмоциональное, профессиональное выгорание - адаптация методики К. Маслач по измерению «выгорания»
http://www.psi-test.ru/control/Burnout.html
Приложение3
Приемы самоподдержки.
Техника 1. «Отрезать, отбросить»Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
Техника 2. «Лейбл, или Ярлык» Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны.Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»По данным специалистов (Д. Кехо и др.) эта техника помогает на 75% (а это вовсе не мало!).
Техника 3. ПреувеличениеКак только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.
Техника 4. «Признание своих достоинств»Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.
А теперь — самоподдерживающий прием.Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!
Для снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».
Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»).
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
Упражнение «Передышка».
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Упражнение «Чему я научился».
Сейчас я раздам вам листы бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился …Я узнал, что … Я нашел подтверждение тому, что … Я обнаружил, что …Я был удивлен тем, что …Мне нравится, что … Я был разочарован тем, что …Самым важным для меня было …
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на листе.
Рефлексия «Мне сегодня …».
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня …».