Разнообразие форм и методов организации образовательной деятельности учащихся, обеспечивающих качество обученности и гармоничное развитие ребенка в современных условиях.


Разнообразие форм и методов организации образовательной деятельности учащихся, обеспечивающих качество обученности и гармоничное развитие ребенка в современных условиях.
Сергеева Татьяна Юрьевна, учитель информатики
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно – ориентированного подхода.
Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.
Современный развивающий урок предполагает использование разнообразных форм и методов. Среди них лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником и другими источниками, постановка проблем и проведение экспериментов, опытов, лабораторных работ, семинаров, экскурсий, практикумов, зачетов. Сегодня школа, каждый учитель должны сориентированы не только на систему знаний, но ина самообразование учащихся.
Ситуация современного урока – ситуация расставания с уроком строгим, характеризуемым проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, точными очертаниями учебного материала, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым свободным, характеристики которого рождаются благодаря усилиям педагога, выстраивающего урок.
Три постулата заложены в основании новой технологии урока.
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика. Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адоптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний. Ведь урок – это духовное общение группы, содержанием которого является научное знание.
Истина не вкладывается в ребенка как в мешок. Ее можно только постигнуть, наполнив личностным смыслом. И тогда многое в процессе обучения перестанет быть проблематичным с позиции запоминания.
Второй постулат новой технологии урока: « Урок есть часть жизни ребенка». Строгий урок предполагал забвение ее за порогом школы, максимальное устремление к знаниям. Свободный урок есть протекание 45 –минутного момента жизни, как продолжение ее домашней, уличной. Разумеется в других условиях.
Третий постулат современной технологии урока звучит так: « Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». Свободный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Здесь, правда, одной доброй воли недостаточно. Очень многое зависит от профессионализма учителя. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культурного общения.
Чтобы реализовать на уроке данные культурные ценности, использую систему пяти организационных правил:
доводить педагогические требования до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка;
сопровождать педагогическое требование инструкцией; раскрывающей способы выполнения требования;
предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования;
предъявлять доступные для детей требования, в настоящий период их развития;
переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное становление его личностного Я.
И конечно же не забывать авансировать детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
В процессе преподавания курса информатики решаются три основные задачи.
Первая связана с усвоением системы понятий, связанных с формированием у учащихся представлений об информатике как о фундаментальной науке.
Вторая задача состоит в том, чтобы учащиеся овладели конкретными навыками использования информационных технологий в различных областях деятельности.
Третья задача связана с формированием у учащихся, кроме общечеловеческих ценностей, таких качеств, как информационная культура, информационная этика, бережное отношение к технике и источникам информации, правовая культура.
Сформулируем особенности классно-урочной формы организации обучения:
классно-урочная форма обучения строго регламентирована программой;
уроки планируются на 45 минут (спаренные на 90 минут);
урок является основной единицей проведения занятий с учащимися класса;
классно-урочная форма обучения требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, с учетом микрорайона жительства;
класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;
урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
работой учащихся руководит учитель, он же оценивает результаты и фиксирует успеваемость учащихся и прохождение материала в классном журнале.
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки, классный журнал, дневник успеваемости учащегося, школьные учебники по предметам, школьная программа по предмету, обязательный минимум содержания образования, тематический и календарный планы учителя, санитарно-гигиенические требования к режиму работы в компьютерном классе.
Формы и методы обучения:
Общеклассные формы: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - лекция, рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; гностический; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование; письменный контроль — контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике; лабораторно-практический контроль - контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами; самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала; письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.
Большинство форм обучения и методов во взаимодействии педагога с учениками не предстают в так называемом чистом виде. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. Если говорить о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он детерминирует на данным этапе, внося большой вклад в решение основной дидактической задачи.
Рассмотрим такие традиционно сложившиеся формы классно-урочных учебных занятий, как урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая работа, программированное обучение, зачет. Урок. Выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений, выделенных учебной программой.
Урок является основной формой организации учебных занятий в школе с постоянным составом учащихся и определенным расписанием. Эта форма организации учебных занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся с индивидуальной работой каждого ученика. При всем разнообразии форм работы на уроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету.
Обычно перед уроком учитель ставит не одну, а несколько задач: сообщение учащимся новых знаний, развитие их мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения, привитие практических умений и навыков, повторение ранее пройденного материала, проверка успеваемости (их знаний, навыков, умений) и задачи воспитательного характера.
При всем многообразии решаемых задач в большинстве случаев на каждом уроке можно выделить основную дидактическую, которая обусловливает содержание урока и методы работы учителя с учащимися. В соответствии с этим различают следующие виды уроков: усвоения новых знаний, овладения умениями и навыками, применения знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, проверки и самопроверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок по комплексу его основных задач.
Конференция. Характеризуется следующими функциями: расширение и углубление знаний по изученным вопросам; умение работать с источниками информации; выступление с докладом, сообщением; оформление рефератов; воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации (обычной и электронной).
Отличаются конференции от уроков тем, что новые знания школьники приобретают из литературы (обычной и электронной), которой работали в процессе подготовки к конференции, и из докладов других учащихся. Руководящая роль учителя на конференции заключается в том, что он организует выступление учащихся с докладами и их обсуждение, вносит дополнения и исправления к докладам, если это не сделано во время обсуждения. Он обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целом и отдельных учеников, выступавших с докладами и дополнениями к ним.
Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним школьники приобретают навыки самостоятельной работы с литературой, электронными источниками информаций, могут применять полученные знания для решения конкретных задач, поставленных перед ними.
Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям.
Семинар. Выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой учащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить. В плане семинара обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии.
Лекция. Характеризуется следующими функциями: создание представления обзорного характера по какой-то теме или проблеме; систематизация и обобщение знаний по теме или разделу; выработка умения конспектировать лекцию.
Учащиеся, слушая лекции, воспринимают и осмысливают информацию, сообщаемую педагогом. При лекционном изложении материала школьники не имеют возможности проявить инициативу. В этом заключается один из существенных недостатков данной формы обучения. К недостаткам относится и то, что в процессе изложения преподаватель в некоторой мере лишен возможности судить, насколько правильно и хорошо идет усвоение. Только закончив изложение, путем ряда контрольных вопросов учитель может определить, как усвоена тема. Лекционное изложение материала, как правило, длится часть урока и только в некоторых случаях целый урок. Школьная лекция, как правило, всегда заканчивается ответами учителя на возникшие у ребят вопросы.
Консультация. Устранение пробелов в знаниях и умениях, уточнение усвоенного, ответы на вопросы, возникшие в процессе учебной работы и оказание помощи в овладении разными видами учебной и практической деятельности.
Лабораторно-практическая работа. Формирование у школьников умения обращаться с компьютером и внешними устройствами, пользоваться прикладными программами, составлять программы. Особенностью практической работы является ограничение во времени, определенное СанПиН 2. 2. 2. 542-96.
Приведем примерный план проведения практической работы:
• Определение темы практической работы и целей;
• Определение умений и навыков, которые предполагаются привить учащимся в ходе выполнения практической работы.
• Теоретическая часть, предшествующая практической работе.
• Объяснение хода выполнения работы.
• Непосредственное исполнение работы.
• Составление отчета о практической работе.
• Критерии оценки практической работы.
• Подведение итогов.
Основным в выполнении практических работ является использование полученных знаний и навыков в самостоятельной работе с компьютером, внешними устройствами, прикладными программами, а также ввод, редактирование и отладка программ.
Программированное обучение. Управляемое усвоение программируемого учебного материала с помощью компьютера и обучающих программ. Программируемый учебный материал представляет собой серию небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.
При программированном обучении прежде всего определяют цели и задачи, четко выделяют то, что учащийся должен знать, понимать, уметь: анализируют логическую систему курса, исключают все аналогичное, второстепенное. Затем выделяют основные темы, разделы и подразделы, которые дробят на дозы – кванты информации, уменьшение которых невозможно без ущерба смысловому содержанию. Содержание каждого последующего кванта базируется на информации, содержащейся в предыдущих квантах. Размер кванта информации определяется характером материала, уровнем развития учащихся.
Благодаря немедленной обратной связи удается устранить лишние затраты и более быстрыми темпами добиваться усвоения материала. Информация о правильности ответа после усвоения каждого кванта имеет большое психологическое значение. Это создает у учащихся уверенность в своих силах и повышает интерес к предмету.
Темп подачи информации согласуется с индивидуальными способностями. Каждый учащийся расходует на усвоение материала столько времени, сколько ему необходимо, то есть процесс обучения удается максимально индивидуализировать.
Однако программированное обучение имеет серьезные недостатки. Дробление учебного материала на кванты и невозможность продвижения вперед при условии, когда какой-то квант не усвоен, лишает ученика видеть перспективу в развитии изучаемого материала, его многочисленные связи и отношения. Весьма затруднительным является также обеспечение целостности восприятия учащимися всего материала.
Зачет. Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений, а прежде всего для обучения, развития и воспитания каждого учащегося посредством индивидуальной работы.
Зачет проводится по целой теме или разделу. Он призван проверить усвоение теоретических основ изучаемой темы, умения и навыки использования теории. В зачет включается тот материал, которым должны владеть все ученики. Существенно, чтобы в ходе зачета можно было установить наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы школьникам для изучения последующих тем. Кроме того, целесообразно включать такой материал, который входит в программу выпускных и вступительных экзаменов, так как одна из целей принятия зачета — подготовка школьников к экзаменам.
Воспитание ответственного отношения к учебе, интереса к занятиям, увлеченности наукой проводятся в основном на уроке. Но учитель ограничен школьной программой и временем. Удовлетворение запросов и интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету, воспитание увлеченности наукой осуществляется в значительной степени через внеклассную работу.
В задачи внеклассной работы по информатике входит:
1. Углубление знаний учащихся теоретических основ информатики, программирования, изучение архитектуры ПК и сетей, знакомство и работа с программным обеспечением.
2. Популяризация и знакомство достижений в области информационных технологий.
3. Привитие учащимся навыков работы с компьютером и программным обеспечением, интереса к исследовательской работе.
4. Воспитание интереса к чтению как обычной, так и электронной научно-популярной литературы, формированию умений и навыков в работе с ними.
5. Популяризация знаний среди остальных учащихся школы.
6. Работа в кабинете информатике.
7. Профессиональная ориентационная работа с учащимися.
Внеклассные занятия оказывают положительное влияние и на классные занятия, так как учащиеся, члены кружков, более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают работу с компьютером. Внеклассные занятия провоцируют и самостоятельное изучение основ информатики и вычислительной техники.
По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа по информатике имеет ряд особенностей:
1. По своему содержанию она строго не регламентирована государственной программой. Однако на внеклассных занятиях материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе заданий и материала для внеклассных занятий непосредственная связь с уровнем подготовки учащихся желательна, но не обязательна. Надо исходить только от общего уровня развития учащихся.
2. Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут (90 минут, если уроки спаренные), то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 5-10 минут (занимательные переменки), и на 1,5-2 часа.
3. Если классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, с учетом микрорайона жительства, то для внеклассной работы учащиеся данной школы могут объединятся в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться.
4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, викторины, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения.
5. Особенностью внеклассной работы по информатике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
6. Другой особенностью внеклассной работы по информатике является оснащенность кабинета информатики соответствующим техническим оборудованием: наличие достаточного количество компьютеров, соответствующих современному уровню развития вычислительной техники; наличие периферийных устройств (принтеров, сканеров, техническую поддержку систем мультимедиа); наличие локальной и глобальной сети; наличие научной и научно-популярной периодической и обычной литературы.7. Немаловажным фактором внеклассной работы по информатике является перспектива развития информатики и информационных технологий, которое предполагает использование компьютеров в профессиональной деятельности в будущем, так и в обычной, повседневной деятельности уже сегодня.
Однако внеклассная с классно-урочной имеет общие черты.
1. В обоих видах работы в процессе обучения школьников соблюдаются одни и те же дидактические принципы: научность, сознательность и активность учащихся, наглядность, индивидуальный подход, связь обучения с практикой.
2. Оба вида работы как две части единого учебно-воспитательного процесса не только содействуют формированию знаний, умений, навыков, но и подготовки будущего гражданина способного свободно ориентироваться в обществе с высоко развитыми информационными технологиями.
Формы внеклассной работы по предметам в школе разнообразны. Накоплен огромный опыт внеклассной работы по различным дисциплинам. Умелое использование богатого опыта внеклассной работы по различным учебным дисциплинам с использованием специфики предмета информатики обеспечат успех проведения внеклассных занятий по информатике. Формы внеклассной работы классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической цели и т. д. По систематичности можно выделить эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации (работающие по крайней мере в течении учебного года).