Статья по проблеме преемственности детского сада и школы

Мотивационная готовность дошкольников к обучению в школе.
В.Ш. Пестерева МКОУ "Канашская сош" структурное подразделение "детский сад" старший воспитатель

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" - В. А. Сухомлинский.
В настоящее время школа решает сложную задачу обучения и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка( готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе усвоения им универсальных учебных действий ( регулятивных, познавательных, коммуникативных) познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от воспитателя и учителя начальных классов требуется постоянное совершенствование учебно - воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является готовность ребенка к обучению в школе. В 1998 году в нашем образовательном учреждении произошла реорганизация по объединению детского сада и начальной школы. С тех пор данное направление работы стало приоритетным и более актуальным. На протяжении 8 лет воспитатели и учителя начальных классов стараются выработать единые подходы к данной теме, обсуждают проблемы адаптации, психологической и педагогической диагностики, взаимодействия с родителями будущих первоклассников, выстраивают планы совместного сотрудничества. Но понимание термина "готовность к школе" воспринимается школьными учителями достаточно однозначно, в основном, как ребенок считает, решает примеры и простые задачи, читает текст, умеет списывать слова и фразы и т.п. Такое восприятие готовности к школе, по мнению А.В. Белошистой, кандидата педагогических наук, профессора кафедры дошкольного и начального образования Мурманского института повышения квалификации работников образования, складывается из явного диктата требований старшего звена образования к младшему. К сожалению, такое восприятие сложилось в последнее десятилетие под действием практики приема дошкольников в школу. В высказываниях учителей обнаруживается целый ряд признаков неподготовленности детей к школе. Это касается недостатков развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы маленького школьника. Т. И. Бабаева в своем пособии "У школьного порога" формулирует причины неподготовленности к обучению, которые разделяет на органические и воспитательные. Органические причины это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Речь идет не только об упущениях педагогов детского сада, но и о неправильном понимании родителями сущности готовности ребенка к школе. В разговоре с мамой выпускника слышится упрек и негодование по поводу учебы сына: "Он у нас все умел до школы, и читать, и писать и решать задачи по математике, а учительница все недовольна, то он часто отвлекается, то небрежно пишет в тетради, совсем на уроке не старается..." Из этого следует вывод, что родители неправильно подготовили ребенка к новому этапу в его жизни, первоклассник "пресытился" самим процессом подготовки к школе, исчезла мотивация.
Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Исследованиями мотивации занимались такие ученые как Л. И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, М.В. Матюхина, В.Э. Мильман, А.К. Маркова и другие. По определению мотив - это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и др. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые "запускают" (побуждают) и направляют активность человека. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника". Этому "новообразованию" Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" и широкие социальные мотивы учения - явления сугубо исторические. В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующими становятся познавательные и широкие социальные потребности ( потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы должествования). К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить шесть групп мотивов: - социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»); - - - учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому; - - - оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки); - позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»); - внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала); - - игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»). Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.
Если мы говорим о развитии познавательных, социальных и оценочных мотивах, то они оказывают положительное влияние на успеваемость школьника. Преобладание же игрового мотива оказывает отрицательное влияние на успешное освоение материала и как следствие, проявление негативных особенностей личности: неуверенность в себе, заниженная самооценка, раздражительность, усталость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь, то в последующих классах он может стать слабоуспевающим или неуспевающим. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в формировании готовности детей к школе. Работа воспитателя детского сада в этом плане должна быть направлена на решение трех основных задач: - формирование у детей правильных представлений о школе и учении; -формирование положительного эмоционального отношения к школе; - формирование опыта учебной деятельности.
Для этого мы используем следующие формы и методы: - беседы с детьми о школе; - экскурсии в классы начальной школы и в основное здание школы; - просмотр слайдов и презентаций о школе с использованием любимых персонажей книг и мультфильмов ( "Незнайка празднует День Знаний!", "Помоги Маше стать хорошей ученицей!", "Правила поведения в классе и школе с Аркадием Паровозовым"); - чтение художественной литературы (С. Баруздин "Кто сегодня учитель?", А. Барто "Подружки идут в школу", В. Голявкин "Болтуны" и т.д.; - разучивание стихов о школе; - сюжетно - ролевая игра "Школа" с постоянным изменением сюжета и ролей, включением сказочных и литературных персонажей; - проведение общего урока для детей подготовительной группы и первоклассников учителем начальных классов ( обычно познавательного цикла, например, "Знакомство с компьютером", "Зачем нужна бумага?", "Что такое семья"); - организация совместных праздников, развлечений, выставок и конкурсов; Совместная коллективная деятельность детей детского сада и школы также способствует формированию мотивационной готовности и успешной адаптации к школе. "Осознание ребенком позиции участника общей деятельности и значимости результата своих действий как вклада в общий итог деятельности коллектива позволяет ему в реальных ситуациях убеждаться, что успех дела зависит от уровня знаний и умений каждого, от слаженности работы. Эти факторы положительно влияют на развитие интереса к учению"- писала Р.С. Буре в своем пособии "Готовим детей к школе". В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. В 2016 году, впервые за последние 20 лет, в 1 класс мы выпустили 26 детей, в итоге - 2 первых класса. По результатам психологической диагностики на этапе завершения дошкольного образования 6 детей имели высокий уровень психологической готовности, 18 детей - средний, 2 ребенка- низкий уровень. Даже при наличии детей с низким уровнем готовности к школе, данный результат порадовал педагогов, учителей и родителей. Это значит, что планомерная и систематическая работа по взаимодействию детского сада, школы и родителей дает свои плоды, каждый год она совершенствуется, дополняется в соответствии с требованиями времени и особенностями современных детей. Таким образом, вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка, а мы, взрослые, должны им в этом помочь, так как неготовность ребенка к школе, отсутствие мотивации, приводит к отставанию его в общем развитии. В школе это может привести к самым неприятным последствиям.

Используемая литература: 1. А.В. Белошистая "Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования" статья в интернете;
2. Бабаева Т. И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. 3.Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. – М.: Просвещение, 1988.
4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008
5. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. Дошкольное воспитание.1995. № 8.
6. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности, Новосибирск. 1992.
7. Готовность ребёнка к школе. Под ред. А.В. Гордиец. Ростов-на-Дону. 2006.
8. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987.


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 1I:\ШКОЛА - ДЕТСАД\праздник осени\DSCF1599.JPGЭђ Заголовок 1Wђ Заголовок 315