Презентация Формирование культуры речи младших школьников — важное условие развития личности


Формирование культуры речи младших школьников – важное условие развития личности. МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области» Презентацию подготовила: Князева Е.П.учитель нач. классов Есть два основных пути развития речи: развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности. развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения. Развитие речи – важная задача при обучении языку.Речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации). Задачи учителя заключается в необходимости: обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг); обеспечить создание речевых ситуаций; обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи. Работа над словосочетанием и предложением – один из самых сложных видов работы в начальной школе. Наиболее типичные нарушения синтаксических норм появляются при разных видах согласования, управления, изменении порядка слов. Для предотвращения таких ошибок можно использовать следующие задания:1) Составь словосочетание, правильно выбери предлог.Идут: на работа с (со) завод в (во) школа из фабрика2) Спиши вставляя нужный предлог.Сойти … поезда, уезжать … Украины, прийти … школы и др.3) Закончи предложения.4) Найди в тексте речевые ошибки.Сегодня Витя рано пришёл со школы и решил сразу сделать уроки. Вите задали написать сочинение про солдатов, которые сражались за Родину во время войны. Их объединяла вера в победе. Речевые игры. 1) “Сочиняем сказку”Дети берут любую игрушку, передают её друг другу, добавляя каждый по предложению, так чтобы получился связный рассказ или сказка.2) “Узнай меня”Нескольким ученикам раздаются карточки с изображением предметов. Они должны указать признаки предмета и дать его описание, остальные ученики угадывают, о чём шла речь, дополняют при необходимости сказанное.3) “Фантазёры”Нужно придумать 10 новых применений лопнувшему шарику, пустому стержню, обёртке от шоколадки, пустой консервной банке и т.д.Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Работа над развитием речи на уроках русского языка..Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения. - Если бы я был цветком, я бы ….- Если бы я был волшебником, я бы … Рисую на доске голову человека и в ее контур помещаю изображение солнца, гор, моря и прошу угадать, о чем я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы. И мы по очереди угадываем мысли каждого. - Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: “ Почему он плачет? ” - Записываю слова “ мама ” и “ беда ”. После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова – плохие и предлагаю создать две группы слов. Звуковая культура речи Четкая артикуляция звуков Отчетливое произношение Умение использовать голос Техника речи дыхание голос дикция артикуляция Работа над развитием речи на уроках литературного чтения. Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсё правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.. Проколотый мяч :имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с (воздух); Имитация колокольного звона :бом, бам, бим…; Остановить лошадь, произнося слово «тпрру»; Ароматный цветок :сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»; Именинный пирог :задуть свечи; 33 Егорки :сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка. Дикция – чистота, правильность, четкой произношения.Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции движений органов речи. Пятачок :на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов. Изображение цоканья копыт. Чищу зубы :кончиком языка почистить верхние и нижние зубы. Хомячок :плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка. Конфета :закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую. Сластена :облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать ее. Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений. Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).2. “Прыжок в воду” Вот оборот Взлетаю и Как птица, я вниз Прыжок ! стрелой Взбегаю скрываюсьЯ легко быстроНа вышку под водой.3. “Колыбельная”А а а а аА а а а аМ м м м м М м м м Не менее интересными являются для ребят чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений:Беспокойная воронаВсе ходила вдоль перронаИ о чем-то недовольноТараторила.Видно, поезд свой воронаПроворонила…Или придуманы детьми: крур-крир-саморир-рики-брики-кальтаир.Чистоговорки можно проинсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.На часок мы заш-ш-ш-ли К черепаш-ш-шке.Черепаш-ш-шка подалаЧайник, чаш-ш-шки. Скороговорки – это народно - поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. Пилил Филипп полено из лип.Притупил пилу Филипп.Бобры храбры - идут в боры.Белые бараны били в барабаны.Бабкин боб расцвёл в дождь,Будет бабке боб в борщ. “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.” УСПЕХОВв новом учебном году, уважаемые коллеги!