Рабочая программа предмет «История России 20-начало 21 века и Новейшая история стран Запада» класс 9


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторских программ:
Сороко-Цюпа, А. О. Стрелова, О. Ю. Новейшая история зарубежных стран. ХХ – начало XXI в., которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание. 5-11 классы /Зав. ред. А. В. Соколова – М.: Просвещение, 2007 -77 с
Вяяземский, Е.Е., Стрелова О. Ю. История Отечества XX- начало XXI в. //Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. – М.: Просвещение, 2009 - 160 с.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений.
Основные содержательные линии примерной программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России ХХ-ХХI вв.» и «Всеобщей истории ХХ-ХХI вв».
Образовательная программа школы рассчитана на 34 недели при 6-дневной рабочей неделе. Предмет История, 9 класс рассчитан на 2 часа в неделю – 68 часов в год.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 4» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю.
Цель курса:
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Задачи курса:
освоение школьниками ключевых исторических понятий;
ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XX- начале XXI века;
раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XX- начале XXI века;
раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса Новейшей истории XX- начале XXI века в 9 классе.
Общая характеристика курса
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом на ступени основного общего изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности
современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Требования к результатам освоения программы
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
—изученные виды исторических источников;уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
__использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание курса «История России 20-начало 21 века»
Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа.
Россия в Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны.
Гражданская война. Красные и белые. Иностранная интер-венция. «Военный коммунизм».
Новая экономическая политика. Начало восстановления экономики. Образование СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отноше-ний в 1920-х – 1930-х гг.
СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва и битва на Курской дуге - коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны.
Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.
Внешняя политика СССР в 1945 – 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война.
Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С.Горбачев. Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.
Культура советского общества
Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликви-дация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе.
Современная Россия
Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе.
«Новейшая история»
Мир в начале XX века. Первая мировая война. Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен.
Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. «Новый курс» в США. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А.Гитлер.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.
Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.Рузвельт. И.В.Сталин, У.Черчилль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны.
Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х – 70-х гг. Эволюция политической идеологии во второй половине ХХ в. Становление информационного общества.
Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.
Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в.
Выбор путей развития государствами Азии и Африки.
Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы. Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в.
Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном обществе. Культурное наследие ХХ в.
Перечень материально-технических средств обучения
Карты:
Политическая карта мира
Первая мировая война
Великая Отечественная война
Гражданская война
Первая русская революция
Россия: от февраля к октябрю
Великая Октябрьская социалистическая революция и триумфальное шествие Советской власти
Индустриализация СССР
Восстановление разрушенного хозяйства
Европа во второй половине XX века
США в 1920-е годы
Компакт-диски:
История государства Российского
Эрмитаж: искусство Западной Европы
Историческое кино
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
История: мультимедийное учебное пособие нового образца
История России пи её ближайших соседей
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
Великие имена, в.1
Учебно-тематический план
«История России в 20-начале 21 века», «Всеобщая история», 9 класс
№ п\п Раздел, тема урока Количество часов В том числе на
уроки лабораторные работы контрольные работы экскурсии
1 Тема 1.
Страны Европы и США. Самодержавное правление 1894-1904 5 5 2 Тема2.От самодержавного правления к думской монархии 1904-1907 гг. 2 2 3 Тема 3. Первая мировая война +Думская монархия 1906-1917 6 6 4 Тема4. Революция 1917 года 3 3 5 Тема5.1.Становление Советской власти 3 3 Тема5.2.Преодоление последствий Смуты 3 3 Тема 6.1. Новейшая история. Версальско-Вашингтонская система в действии 7 7 Тема 6.2.Новейшая история.Эпоха мобилизационного развития 1928-1939 5 4 1 Тема 7.Новейшая история. Вторая мировая война и ее уроки +История СССР. СССР во Второй мировой войне 6 5 1 Тема 8.Мир во второй половине XX века. СССР в послевоенные годы 1945-1953 гг. 3 3 Тема 9.Десятилетие Н. С. Хрущева 1953-1964 4 3 1 Тема 10. Мир во второй половине XX века Нарастание кризиса 1964-1984 гг. 3 3 Тема 11.Новейшая история: Страны и регионы мира во второй половине XX века +Перестройка: 1985-1991 гг. 4 4 Тема 12. Новейшая история: Страны и регионы мира во второй половине XX века 6 6 Тема 13. На пути к новой России 3 3 Тема 14. Россия в начале XXI века 5 3 2 Итого: 68 63 5 Календарно-тематическое планирование
«История России в 20-начале 21 века», «Всеобщая история», 9 класс
№ урока Наименование разделов и тем ЗУНы Кол-во часов Сроки изучения Примечание
по плану фактически по плану фактически Тема 1.Страны Европы и США. Самодержавное правление 1894-1904 (5 ч.)
1 Введение. -использовать  информацию в ответах на вопросы;— проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках;— давать обобщающую характеристику исторических фактов по предложенному плану (геополитическое положение России на рубеже веков. Николай II — личность и государственный деятель, положение основных классов и слоев российского общества);— сравнивать однородные исторические факты по предложенному плану (экономическое и социально-политическое положение России и передовых стран, социальный статус классов и сословий российского общества, рабочее и либеральное движение в России и за рубежом в конце XIX — начале XX в.); 1 2 Мир на рубеже XIX-XX веков. Страны Европы и США в начале века. Новая индустриальная эпоха. Геополитическое положение России 1 2-5.09.15 3 Классы и сословия российского общества. 1 7-10.09.15 4 Самодержавная монархия. 1 9-12.09.15 5 Экономическое положение в России 1 14-17.09.15 Тема 2.От самодержавного правления к думской монархии 1904-1907 гг.(2 ч.) 6 Основные задачи внешней политики России -Уметь: называть даты важнейших событий (1904—1905 гг., 9 января 1905 г., 17 октября 1905 г., 1905—1907 гг.);
-локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию в ответах на вопросы; 1 16-20.09.15 7 Первая русская революция 1905-1907 гг. -проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; -сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, высказывать суждения об обоснованности различных версий и оценок; -сравнивать однородные исторические факты (политические партии) и выявлять их сходство и различия;-определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий и личностей данного периода (1904—1907 гг.) 1 21-25.09.15 Тема 3. Первая мировая война +Думская монархия 1906-1917 – (6 ч.) 8 Деятельность 1 и 2 Государственных Дум. П. А. Столыпин и его программа по реформированию социально-экономического уклада России -Называть даты важнейших событий
отметить исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию в ответах на вопросы;-проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; 1 23-27.09.15 9 Серебряный век русской культуры Культура первой половины ХХ века — сравнивать данные разных источников, выделять их сходство и различия (оценка реформаторской деятельности П. А. Столыпина, отношение к проблемам российского общества и путям их решения; мнения о характере Первой мировой войны и задачах российских политиков в связи с ней);
— излагать суждения о причинно-следственных связях событий (причины экономического подъема 1908—1913 гг.; Серебряного века; мировой войны, обострения социально-политического кризиса в России) 1 28-3.10.15 10 Главные причины и суть «Нового империализма».Причины Первой мировой войны -Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.
1 30-7.10.15 11 Отношение российской общественности и политиков к войне. Россия в первой мировой войне — излагать суждения о причинно-следственных связях событий (причины экономического подъема 1908—1913 гг.; Серебряного века; мировой войны, обострения социально-политического кризиса в России) 1 5-9.10.15 12 Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны — определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий и всего периода (1906—1917 гг.) 1 7-12.10.15 13 Версальско-Вашингтонская система -знать об изменении в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе: путь от оппозиции до формирования правительства. Раскол в рабочем и соц. движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. [Создание Рабочего Социалистического и Коммунистического Интернационалов (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг.] Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. 1 12-17.10.2015 Тема 4. Революция 1917 года (3 часа) 14 Февральская революция в России
— проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках;— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия в изложении и интерпретации одних и тех же исторических фактов (февральские и октябрьские события в Петрограде, отречение Николая II, корниловское выступление, положение страны в условиях двоевластия) 1 14-18.10.2015 15 Социально-политическое положение в стране в условиях Двоевластия. Программа Корнилова по спасению России.
Октябрьские события в Петрограде - давать образную характеристику политических лидеров и участников исторических событий 1917 г.;- раскрывать смысл, значение ведущих и опорных понятий темы;- сравнивать исторические события и явления (программы революционных преобразований различных политических сил в марте — октябре 1917 г.);— объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных политиков (Николая II, А. Ф. Керенского, Л. Г. Корнилова, В. И. Ленина) 1 19-25.10.2015 16 Обобщение. Российская империя на закате своей истории: 1900-1917 — приводить оценки исторических событий, изложенные разными политиками и историками (Февраля и Октября 1917 г., ведущих деятелей этого периода, альтернатив развития России после Февральской революции);
— определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий и личностей 1917 г. 1 21-27.10.2015 Тема 5. История СССР 1917-1991 гг. (26 ч.)
5.1.Становление Советской власти (3ч) 17 Второй Всероссийский съезд Советов и его решения. Расстановка политических сил в России летом 1918 года. — называть даты важнейших событий и хронологические рамки периодов Гражданской войны, экономической политики большевиков;— локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее данные в ответах на вопросы;— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия в вопросах о причинах и периодизации Гражданской войны, о политике большевиков в первые годы советской власти, о гибели царской семьи, о причинах победы красных; 1 26-30.10.2015 18 Создание РККА. Военный коммунизм -излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий (первых декретов советской власти, разгона Учредительного собрания, заключения Брестского мира, перехода к политике «военного коммунизма», Гражданской войны и интервенции, их итогов и последствий);- группировать исторические события по указанному признаку (мероприятия новой власти, интересы политических и общественных сил в Гражданской войне) 1 28-4.11.2015 19 Причины поражения белых в Гражданской войне - определять и объяснять собственное отношение и оценку значительных событий и деятелей данного периода 1 2-7.11.2015 Тема 5.2. Преодоление последствий Смуты (3 ч) 20 Социально-экономическое, внутриполитическое и международное положение России после окончания Гражданской войны - проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках (например, статистические таблицы);
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий (переход к нэпу, образование СССР, сближение с Германией);
1 11-15.11.2015 21 Социально-экономические результаты НЭПа - сравнивать однородные исторические факты, самостоятельно выделять линии сопоставления, делать обобщающие выводы об их сходстве и различии («военный коммунизм» и нэп, федеративное и унитарное государство);
- называть характерные признаки исторических явлений (нэп, однопартийная диктатура, политика мирного сосуществования);
1 16-20.11.2015 22 Общественно-духовная жизнь в СССР в 1920-е годы - раскрывать смысл ведущих понятий темы;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории (В. И. Ленин, И. В. Сталин) 1 18-23.11.2015 Тема 6.1. Новейшая история. Версальско-Вашингтонская система в действии (7 ч.) 23-27.11.2015 23 Социальные последствия Первой мировой войны - проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий (мировой экономический кризис, установление тоталитарного режима в Германии);
1 25-30.11.2015 24 Особенности развития США и стран Европы в 1920-е гг. -анализировать особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. -Делать выводы о плане Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.
1 30-5.12.2015 25 Причины экономического кризиса 1929-1933 гги его масштабы -называть причины экономического кризиса;
-проводить анализ исторических явлений;
-Способствовать формированию представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса 1 02-7.12.2015 26 Особенности экономического кризиса в США. «Новый курс» Рузвельта — сравнивать однородные исторические факты, самостоятельно выделять линии сопоставления, делать обобщающие выводы об их сходстве и различии «новый курс» Рузвельта, Программа Гитлера);
- называть характерные признаки исторических явлений
-объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории (Рузвельт, Гитлер, Черчилль, Чемберлен);
- приводить оценки исторических событий, изложенные в разных источниках.
1 07-12.12.2015 27 Либерально-демократическая модель - социальные реформы и государственное регулирование. особенности экономического кризиса в Великобритании и Франции. Народный фронт. -Знать особенности экономического развития европейских государств и США в 30-е годы. Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта и программы реформистских движений в США и Великобритании 1 09.16.12.2015 28 Тоталитарный и авторитарный режимы. Идеология национал-социализма. -Показать связь между внутриполитическим состоянием общества и распространением идеологии тоталитаризма, выявит особенности фашистских режимов в Италии, Германии, Испании;
-Давать определения понятиям: тоталитаризм, фашизм, милита-ризм.
Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма. 1 14-19.12.2015 29 Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX века -Сопоставить и обобщить основные факторы исторического развития и особенности модернизации традиционного общества;
-Давать определения понятиям: экспансия, модернизация, реформы.
Объяснить особенности экономического и политического развития стран Востока; -Извлекать информацию из различных источников 1 16-20.12.2015 Тема 6.2.Новейшая история (1 ч.). Эпоха мобилизационного развития 1928-1939 (4 ч.) 30 Предпосылки и особенности социалистической индустриализации. Коллективизация сельского хозяйства -Охарактеризовать планы, ход, особенности и итоги индустриализации и коллективизации, показать связь коллективизации с индустриализацией;
- Анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому» 1 21-25.12.2015 31 От однопартийной диктатуры к диктатуре вождя. Предпосылки «культурной революции» -Определить направления культурной политики советской власти, рассмотреть достижения и потери российской культуры 20-30-х гг.;
- Называть выдающихся деятелей и достижения отечественной нау¬ки и культуры начала XX века. Систематизировать материал, составлять таблицу. 1 23-28.12.2015 32 СССР накануне Второй мировой войны -Раскрыть характер Второй мировой войны, изучит ход военных действий , подвести к выводу о решающей роли Восточного фронта и СССР в борьбе с фашистскими силами 1 28-11.01.2016 33 Международное положение СССР. Крах Версальско-Вашингтонской системы -Раскрыть причины нарастания международной напряжённости, определить сущность политики умиротворения, анализировать причины бессилия Лиги Наций и демократических стран Европы и США 1 11-16.01.2016 34 Обобщение. «Мы наш, мы новый мир построим. 1917-1939» - раскрывать смысл ведущих понятий темы;
-объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей (ударники первых пятилеток, И. В. Сталин, деятели культуры);
- приводить разные оценки важнейших событий и явлений периода, высказывать суждения об их обоснованности;
- определять свое отношение к историческим фактам отечественной истории 1930-х гг 1 13-18.01.2016 Тема 7.Новейшая история. Вторая мировая война и ее уроки +История СССР. СССР во Второй мировой войне – 6 ч.
18-23.01.2016 35 Причины и характер второй мировой войны -Анализировать основные события на Восточном и Западном фронтах;
-Излагать причины и итоги 2 Мировой войны.Знать историческую карту. Систематизировать материал
1 20-25.01.2016 36 Начальный этап Великой Отечественной войны. -Рассмотреть внешнюю политику СССР в 1939-1941 гг, ход и итоги реализации советско-германских договорённостей 1939 г.
-Определить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны, рассмотреть ход военных действий в начале Вов и в период Московской битвы, познакомить с подвигом советских солдат;
-Излагать причины и итоги Великой Отечественной войны. Знать историческую карту. Систематизировать материал 1 25-28.01.2016 37 Экономическое положение СССР после нападения Германии -Характеризовать состояние советской экономики в начале войны войны.
-Находить изменения в экономике, политике внутренней и внешней. 1 27-1.02.2015 38 Предпосылки коренного перелома. Создание антигитлеровской коалиции. -Рассмотреть планы сторон, ход военных действий в первой половине 1942г , познакомить учащихся с немецко-фашистской политикой на оккупированных территориях и развитием партизанского движения;
-Рассмотреть ход и итоги коренного перелома в Великой Отечественной войне, показать героизм многонационального советского народа, определить причины национальных движений 1 01-3.02.2015 39 Особенности заключительного этапа Второй мировой войны. Заключительные операции. Цена великой Победы. -Рассмотреть ход военных действий на завершающем этапе войны в 1944-1945 гг,
- Определить источники и уроки победы, охарактеризовать взаимоотношения союзников;
-Излагать ход и итоги коренного перелома в Великой Отечественной войне .Систематизировать материал, составлять таблицу. 1 03-8.02.2015 40 Обобщение: «И помнит мир спасенный» -Урок обобщения, оценки и коррекции знаний;
-определять и аргументировать свое отношение и оценку событий 1939—1945 гг. и их участников, роль стран-участников стран антигитлеровской коалиции в победе над врагом 1 08-10.02.2016 Тема 8.Мир во второй половине XX века. СССР в послевоенные годы 1945-1953 гг. (3 ч.) 41 Предпосылки превращения послевоенного мира в биполярный. Задачи внешней и внутренней политики СССР. Милитаризация экономики СССР. - сравнивать данные разных источников (о потерях и репарациях стран - участниц Второй мировой войны, предпосылках «холодной войны», ядерном потенциале сверхдержав), выявлять их сходство и различия, высказывать суждения о назначении, достоверности и ценности источников
1 10-15.02.2016 42 Особенности восстановительного периода - сравнивать исторические события и явления (послевоенное восстановление экономики в странах Европы и в СССР, сталинские репрессии 30-х и 40—50-х гг.; международное положение СССР в 30-е и послевоенные годы), определять в них общее и различия 1 15-17.02.2016 43 Особенности сталинского режима - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий (обострение международного положения после войны, усиление тоталитарного режима);
- раскрывать смысл важнейших понятий;
- приводить оценки исторических событий, изложенные в разных источниках, высказывать суждения об их обоснованности;
- определять и аргументировать собственное мнение (об участии СССР в локальных конфликтах и создании биполярного мира, об исторической роли И. В. Сталина, о характере послевоенного периода советской истории) 1 17-22.02.2016 Тема 9.Десятилетие Н. С. Хрущева 1953-1964 (4 ч.) 44 Политические программы приемников Сталина и борьба между ними за власть. историческое значение XX съезда КПСС - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия в интерпретации исторических фактов (альтернативы развития страны, выступление Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС, итоги социально-экономических реформ и перспективы развития СССР, виновники Карибского кризиса), объяснять причины расхождений;
1 22-24.02.2016 45 Социально-экономические последствия реформ -Давать общую оценку экономических реформ Хрущева;
Охарактеризовать экономические программы Г.М.Маленкова и и Н.С.Хрущёва
Определить новые черты, появившиеся в культуре , рассмотреть влияние политических процессов на культуру;
-Давать общую оценку экономических реформ Хрущева Извлекать информацию из различных источников, работать с историческими документами 1 24-29.02.2016 46 Космическая эра -Определить новые черты, появившиеся в культуре , рассмотреть влияние политических процессов на культуру;
1 29-3.03.2015 47 Обобщение: «В чем величие великой эры» - объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности ведущих политиков этого периода;
- приводить оценки исторических событий и высказывать суждения об их обоснованности;
- определять и аргументировать свое отношение к значительным событиям и личностям десятилетия Хрущева 1 02-7.03.2016 Тема 10. Мир во второй половине XX века Нарастание кризиса 1964-1984 гг. (3 ч.)
48 Поворот к умеренному консерватизму в новом руководстве. Причины мирового экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий (экономической реформы 1965 г., кризисных явлений в экономике и политике, циклического характера советской внешней политики, переход к постиндустриальному обществу)
1 07-9.03.2016 49 Советское общество в 1960-е-1980-е годы. Процесс формирования гражданского общества в странах Запада. - соотносить единичные исторические факты и общие явления (в экономической, политической, общественной, духовной жизни страны и мира в 60—80-е гг.)
1 09-14.03.2016 50 Международное положение СССР. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада. Новый этап НТР. Предпосылки перехода к постиндустриальному обществу - объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей (Л. И. Брежнева и его соратников, правозащитников);
- приводить оценки исторических событий, изложенные в разных источниках, сравнивать их и объяснять причины расхождений (период брежневской стабилизации, результаты социально-экономических реформ 60—70-х гг., ввод войск в ЧССР и Афганистан, новый этап НТР в странах Запада);
- определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значительных событий 1 14-16.03.2016 Тема 11.Новейшая история: Страны и регионы мира во второй половине XX века +Перестройка: 1985-1991 гг. (4 ч.) 51 Проявление системного кризиса в СССР. Этапы экономических преобразований в 1985-1991 гг. -проводить поиск необходимой информации в разнообразных источниках, сравнивать их данные, выявлять сходства и различия (историческая оценка политики перестройки и гласности, нового политического мышления, исторической роли М. С. Горбачева, августовских событий 1991 г.;
-обстоятельства распада СССР, окончание «холодной войны»);
1 16-21.03.2016 52 Новые явления в общественно-политической и духовной жизни в СССР. - сравнивать однородные исторические факты («оттепель» и гласность, экономические реформы 50-80-х гг.), определять в них общее и различия;
- называть характерные признаки исторических событий и явлений, группировать их по указанному признаку (экономика, политика, общественная жизнь, межнациональные отношения, внешняя политика, культура)
1 21-23.03.2016 53 «Новое политическое мышление» как концепция внешней политики СССР.
Три периода истории Германии во второй половине XXвека. Объединение Германии - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий (нарастание экономического и политического кризисов, неудачи реформ, обновление мирового порядка, объединение Германии, распад СССР);
1 28-30.03.2015 54 Парад суверенитетов. Беловежские соглашения о роспуске СССР. - объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей (Ю. В. Андропова, К. У. Черненко, Г. Коля, М. С. Горбачева, его сторонников и противников);
- приводить противоречивые оценки исторических фактов, объяснять причины их различий;
-определять и аргументировать свое отношение и оценку событий и личностей 1 30-4.04.2016 Тема 12. Новейшая история: Страны и регионы мира во второй половине XX века - (6 ч.) 55 США, Великобритания -Знать особенности экономического и политического развития США, после П мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии США, давать им оценку;
-Знать особенности экономического и политического развития Великобритании после П мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств давать им оценку 1 4-6.04.2016 56 Франция и Италия, Германия -Систематизировать знания учащихся о послевоенном развитии Италии, Франции, развивать навыки анализа, синтеза;
-Знать причины раскола и объединения Германии. Анализировать основные направления экономического и политического развития современной Германии;
-Составление тезисов 1 6-11.04.2016 57 Восточно-европейские страны во второй половине XX века -Систематизировать знания учащихся о послевоенном развитии стран Восточной Европы;
-Давать определения понятиям: тоталитарный социализм, «шоковая терапия», выделять причины кризиса тоталитарного социализма. Объяснить главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку
1 11-13.04.2015 58 Страны Азии и Африки в современном мире. Япония. Китай. Индия. -Систематизировать знания учащихся о послевоенном развитии стран ;
- Конкретизировать общие представления об основных тенденциях, закономерностях и противоречиях социально-экономического и политического развития общества;
- Давать определения понятиям: модернизация, реформы, народная революция;
-Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока 1 13-18.04.2015 59 Международные отношения в условиях биполярного мира. Роль ООН. Интеграция -Охарактеризовать геополитическую ситуацию стран, рассмотреть основные направления политики 1 18-20.04.2015 60 Культура второй половине XX в. - Называть характерные признаки исторических событий и явлений, группировать их по указанному признаку (экономика, политика, общественная жизнь, внешняя политика, культура различных стран);
- раскрывать смысл ведущих понятий;
Познакомить с важнейшими научными открытиями XX века, показать особенности и основные направления художественной культуры, показать влияние важнейших событий на развитие культуры 1 20-25.04.2015 Тема 13. На пути к новой России (3 ч.) 61 Социально-экономическое и международное положение России как суверенного государства - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
-сравнивать исторические события и явления по самостоятельно выделенным критериям, определять в них общее и различное;
- Определять положительные результаты и нерешенные проблемы российской политики. 1 25-27.04.2015 62 Этапы и мероприятия государства по становлению в России рыночной экономики -объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории (Б. Н. Ельцина, «защитников Белого дома» в октябре 1993 г., Е. Т. Гайдара, государственных и политических деятелей современности);
-Знать понятия: «шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика. Давать экономическую оценку страны в 90-е годы;
-Выделять положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики
1 27-4.05.2016 63 Геополитическое положение России в конце ХХ века -Формировать целостное и образное представление о развитии международных отношений, способствовать развитию познавательных умений учащихся;
-Обобщить представления учащихся о глобальных проблемах современности и причинах их возникновения в XX веке 1 4-11.05.2015 Тема 14. Россия в начале XXI века (5 ч.) 64 В. В. Путин. Основные направления реформаторской деятельности правительства -объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
- приводить разные оценки исторических событий, высказывать суждения об их обоснованности;
- определять и объяснять собственное отношение к важнейшим событиям современности
1 16-18.05.2015 65 Межнациональные отношения. Культурная жизнь России -Познакомить с важнейшими научными открытиями XX века, показать особенности и основные направления художественной культуры, показать влияние важнейших событий на развитие культуры 1 18-23.05.2015 66 Международное положение России -Формировать целостное и образное представление о развитии международных отношений, способствовать развитию познавательных умений учащихся.
1 23-25.05.2015 67 Обобщение: «Это наша с тобою страна. Это наша с тобой биография» -Знать основные положения изученного курса истории. Разъяснять смысл высказываний.
-Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач 1 25-30.05.2015 68 Итоговый урок: «Глобализация как явление современного мира» -Обобщать исторические события и явления; делать выводы.
-Обобщать и систематизировать изученный материал. 1 30.05.2015 Итого: 68 ч. Требования к результатам освоения программы
В результате изучения истории выпускник основной школы должен знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Предметные результаты изучения истории России в 9 классе включают:
овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XX – начале XXI вв.;
способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская революция, великая российская революция 1917-1921 гг., нэп, индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры в СССР, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства СССР после войны, реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, «застой», «перестройка», распад СССР, экономические и политические реформы 1990-х гг., стабилизация 2000-х гг.;
умения изучать и систематизировать информацию из раз¬личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период правления Николая II, революция и Гражданская война, нэп, 1930-е гг., участие СССР во Второй мировой войне, поздний сталинизм, «оттепель», период правления Л.И. Брежнева, «перестройка», президентство Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева);
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Николая II, П.А. Столыпина, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И.В. Сталина, Г.К. Жукова, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, героев Великой Отечественной войны и ведущих представителей русской культуры XIX в.;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XX в.
Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает много острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:
оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.;
причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
характер национальной политики большевиков и ее оценка;
причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;
оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;
причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);
причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
оценка внешней политики России в 1990-е гг.;
причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Средства контроля
Формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:
В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:
– исторический диктант;
– тестовое задание ( на бумаге и ПК)
– самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая, синквейн, формула ПОПС.)
- зачет (устный, письменный).
– письменная проверочная работа;
– лабораторная работа;
- карточки - задания
- кроссворды
Применяется для оценки и коррекции учебного материала по главам:
Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам программы.. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.
2.Устный зачёт по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.
Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.
3.Исторический диктант –представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко и требуют однозначных, не требующих долгого размышления, ответов..
С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:
– буквенные обозначения исторических понятий, явлений, ход событий;
– определения исторических явлений, формулировки исторических законов, формулировки научных фактов.
Исторический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
4. Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составленияЮ активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:
5. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.
6. Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.
Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.
7. Лабораторная работа. Лабораторные работы могут быть непродолжительными, но при целенаправленном, методически продуманном их проведении они позволяют обучающимся провести наблюдения, анализ в ходе сравнения, сделать вывод или обобщение.По способу организации лабораторные работы проводятся фронтально и группами.Групповые занятия по выполнению лабораторной работы предполагают деления класса на бригады из 4-6 человек. Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме обучающиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы. Фронтальные лабораторные занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для обучающихся всего класса. С целью экономии времени при проведении лабораторной работы используются по возможности инструктивные карточки. Они включают цель работы, оборудование, перечень материалов для изучения, а также указания о порядке и способах проведения работы, рекомендации для записи результатов наблюдений.
8. Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений.Содержание карточек включает:
вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;
задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;
задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.
Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Учебно-методическое обеспечение
Шестаков, В. А., Горинов, М.М., Вяяземский, Е.Е. История России: XX- начало XXI века: учеб. для 9 класса – М.: Просвещение, 2012 – 352 с.
Сороко-Цюпа. Новейшая история, XX век. М.: Просвещение, 2012 – 303 с.
Атлас. Отечественная история. ХХ век. -М.: Картография, 2013 – 32 с
Литература для учителя:
Вяземский, Е.Е., Стрелова, О. Ю. История Отечества XX- начало XXI в. Поурочные разработки, 9 класс – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXI века. 9 класс: поурочные планы по учебнику О. О. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы /авт.-сост. С. В. Парецкова, И. И. Варкина – Волгоград: Учитель, 2008. -271 с.
Список литературы для учащихся:
Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — Первой половине XIX века.— М., 1994.
Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998.
Боханов А. Н. Николай П.— М., 1997.
В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988.
Война 1939—1945: два подхода. М., 1995.
Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.— СПб., 1991.
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.
Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития.— М., 1990.
Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.— М., 1993.
Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.— М., 1997.
Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.— Л., 1978.
Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.— М., 1992
История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997.
Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.— М., 1997.
Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856— 1861 гг.— М., 1984.
Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг.— М., 1993.
Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988.
Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М., 1999.
Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы.— СПб., 1999.
Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг.— М., 1995.
Ляшенко Л. М. Революционные народники.— М., 1989.
Национальная политика России: история и современность.— М., 1997.
НЭП: взгляд со стороны.— М., 1991.
Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М.,
1991.
Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг.—М., 1993.
Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.— М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991.— М., 1998.
Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.— М., 1996.
Политические партии России: история и современность.— М., 2000.
Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М., 1989.
Самые знаменитые изобретатели России.— М., 2000.
Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учебное пособие.— М., 1993.
Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.— М., 1996.
Скрынников Р. Г. Царство террора.— СПб., 1992.
Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. И. Селунской.— М., 1996.
Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX века.— М., 1990.
Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20—30-х гг.— М., 1990. Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти.— М., 1997.
Хлевнюк. О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество.— М., 1992.
Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы.— М., 1994.
Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.— М., 1991.
Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905—1907 гг.— М., 1997.
Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.).— СПб., 1997.
Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России.— М., 1988.
MULTIMEDIA – поддержка курса «История России»
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.hist.msu.ru/ER/index.htmlИстория нашей страны: библиотека учебной и научной исторической литературы, документы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://istrorijarossii.narod.ru/Коллекция исторических документов Российского общеобразовательного портала - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://historydoc.edu.ru/