Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в детском саду с учетом требований ФГОС ДО.


Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в детском саду с учетом требований ФГОС ДО.
Любая среда стихийна, если она не
сформирована с оглядкой на ожидаемый результат Д. Дьюи1).В 2013 году дошкольное образование России изменило свой статус и стало первой ступенью общего образования. В ноябре этот статус получил нормативное описание в виде Федеральных государственных стандартов и, соответственно, законодательные условия для старта ценностно-целевых (идеологических) и организационных изменений, к последним и относится моделирование РППС в ДОУ.
2).Стандарт подчеркивает априорность разнообразия детей, социо-культурных условий их жизни, разнообразие темпов развития и достижений. Понимание и принятие априорности разнообразия детей ведет к индивидуализации образования. Не индивидуальный подход, а именно индивидуализация, как сущность, предопределяет изменения в организации образовательного процесса( + разностороннее развитие). Индивидуализация образования, заложенная как один из ведущих принципов стандарта, как раз и возможна только в том случае, если образовательный процесс будет строиться на основе обсуждения, совместного принятия решений, свободного выбора детьми видов деятельности, материалов, места, партнерств. Подразумевается, что взрослые понимают, что выбирая и самостоятельно действуя, ребенок приобретает личностно значимый опыт, формирует свой уникальный образ мира, себя и других в нем, учится учиться, учится жить в быстроменяющемся социальном обществе
3)Регламентация развития ППС в нормативных документах. Деятельность современной дошкольной организации регламентирована определенными нормативными документами, выполнение которых является обязательным. В документах последних лет много внимания уделяется развиваюшей среде. Напомним основные из них:* Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Определение предметно-пространственной среды, ее целевое предназначение, требования к ней, принципы создания и пр. обозначены в разделе III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования; в пункте 3.3.
4).В ООП ДОУ , соответственно , в 3 - м Организационном разделе(III.5.пункт).
5).*Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № о8 - 249; «Комментарии к ФГОС ДО». Комментарии к разделу III пункта 3.1..В данном пункте употребляются два сходных термина, которые тем не менее относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно - пространственная среда» и «образовательная среда». Что же первично?
Под образовательной средой подразумевается комплекс условий, которые обеспечивают развитие детейв дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте. В образовательной среде можно выделить 3 компонента:
 социальный(социальное окружение),
 предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),
 психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы)
А что же такое РППС?
Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания. Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского.
Развивающая предметно-пространственная среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
6).Вопросы среды, которая способствует разностороннему развитию ребенка, всегда поднимались и рассматривались в системе образования. Само понятие «развивающая среда» не ново для педагогов. В научно-методической литературе постоянно используется этот термин как в широком, так и в узком смысле. И несмотря на то, что ФГОС ДО достаточно подробно описывает основные принципы организации пространственной среды, данный вопрос на практике вызывает определенные трудности.
Однако, несмотря на столь пристальное внимание к развивающей среде, данная действительность по-прежнему является проблемной областью в системе образования. Это связано с различными аспектами, например:
разное «прочтение» нормативных документов;
некомпетентность в вопросах оснащения;
разобщенность предметно-пространственной среды и образовательной программы ДОО;
проблема выбора (в многообразии «рынка» товаров сложно ориентироваться);
проблемы финансирования (SOS!).
7).РППС - стимулятор и движущая сила в становлении личности ребенка или ДЛЯ ЧЕГО создается РППС ???
удовлетворение потребности в деятельности, познании;
развитие всех специфических детских видов деятельности ;ориентировка в окружающем;
накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развитие инициативы, воображения, творчества;
реализация ребёнком права на свободу выбора деятельности.
В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Размещение оборудования по зонам помогает ребёнку найти для себя привлекательное занятие. Позволяет сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности
# Зона познавательного развития.
# Зона спокойных игр.
# Зона двигательной активности
8).Требования к РППС Основные аспекты требований:
обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
быть приспособленной к реализации Программы; соответствовать особенностям здоровья, развития и возраста детей;
способствовать развитию ситуаций совместной деятельности детей и взрослых, возможностей для общения, двигательной активности детей, для уединения.
обеспечивать необходимые условия в случае организации инклюзивного образования , а также национально-культурные и климатические условия.
9).Интегративным результатом реализации указанных требований является создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей образовательной среды
В настоящее время педагогические работники нашего ОУ находятся в поиске способов и вариантов организации групповой развивающей предметно-пространственной среды. Наши педагоги-практики реализуют исследованные положения в организации развивающей среды в ДОО (в группе, на участке и в других доступных детям помещениях, рекреацияхд етского сада; при организации и проведении различных мероприятий) с учетом принципов создания развивающей предметно-пространственной среды. Правила создания РППС:
10).Принцип насыщенности среды
Среда содержательно-насыщенная - обратите внимание, не просто «насыщенная», а «содержательно-насыщенная». Акцентирую на этом внимание, поскольку в основном среда многих групповых помещений детских садов явно перегружена играми и дидактическими пособиями, накопленными за последние годы. Содержательная насыщенность предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания в представленной в группе подборке материалов.
Краеугольным камнем построения предметно-развивающей среды является принцип деятельности, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды деятельности, как совместной, так и самостоятельной. К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская, двигательная активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно предметная среда детского сада должна, прежде всего, обеспечивать возможность данных видов деятельности, т.е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование.
Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.
Среда должна учитывать двигательную активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движений, испытывая радость от них. К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.
11).Стимулирующие материалы и оборудование игровой деятельности. Игровые поля «Зоопарк», «Морское дно».
12.) Стимулирующее оборудование продуктивной деятельности. Нетрадиционное оборудование, разные виды печаток, прием выдувания и смешение красок на мольберте.
13). Стимулирующее оборудование познавательно исследовательской деятельности.
14). Стимулирующее оборудование музыкальной деятельности.
Совместное с родителями изготовление нестандартного музыкального оборудования по Карлу Орфу в творческих мастерских. Детский оркестр с ребенком дирижёром.
15). Стимулирующее оборудование музыкальной деятельности.
Результат работы творческой мастерской. Придумывание элементарных графических символов для записи звуков (ритмическая модель «Гусеница» и «Веселый звукоряд» - метод ниткописи. 16).Стимулирующее оборудование двигательной деятельности.
Сделать двигательной деятельности более интересными, снять физическое утомление, напряжение со стопы ребенка, создать эмоциональный положительный помогает РППС спортивного зала и групп (корегирующие дорожки, тренажеры, нестандартный плантограф, )17). Среда трансформируемая - это один из самых трудно реализуемых принципов, поскольку групповые помещения в большинстве случаев заполнены громоздкой мебелью, стационарнымистендами и конструкциями, не способными к трансформации. А трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. Так, предметно-развивающая среда может меняться как структурно (перестановка мебели, её функциональное преобразование под развивающийся сюжет), так и содержательно (в зависимости от времени года, освещаемой темы или проекта, к праздникам, для отражения гендерных особенностей под интересы мальчиков и девочек и т.д.). Очень важно, чтобы трансформировать среду могли сами дети, поэтому конструкции должны быть легкими и мобильными (легкие ширмы, легко передвигаемые стеллажи, столы и стульчики, коврики, мягкие формы и т. д.).
18).Среда полифункциональная. Полифункциональность - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды (игр, игрушек, мебели и оборудования). Развивающие игры и иные дидактические материалы должны предполагать разнообразие действий ребенка с ними: кубики можно использовать не только для строительства, но и организовать их счет, использовать в сюжетно-ролевой игре; с помощью частей конструктора можно осмысливать состав числа; книги возможно использовать как для чтения и рассматривания, так и для организации игры в библиотеку; материалы для творчества (карандаши, фломастеры) можно использовать для сортировки и т.д. Разнообразно можно использовать и оборудование группы: передвижные столы и стеллажи могут стать основой конструкции, создаваемой детьми (дом, магазин, мастерская и т.д.); ИГРОВЫЕ ПОЛЯ, стенды или информационные доски могут быть оформлены самими детьми по развиваемому в процессе игры сюжету и т.д.19). Среда доступная.
Доступность групповой среды в соответствии с ФГОС ДО позволяет ребенку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Доступность обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми шкафчиками или удобными съемными контейнерами, возможностью к трансформированию пространства и оформлению его самими детьми и т.д. Главный критерий доступности - возможность ребенка длительное время заниматься чем-то интересным и понимать, что групповое пространство предоставлено в его собственное распоряжение. (сетка-тренажор, коврограф, игровые поля, макеты )
Принцип доступности:
1. Весьма благоприятная тенденция — приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого — подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).
2. Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, пли же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно
3. Следует обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка группе детского сада при одновременном нахождении 20 — 25 детей на протяжении 9 — 10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ (старший дошкольный возраст). Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях — например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной: стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.
20).Среда безопасная
предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. В групповом помещении все оборудование должно быть исправным и безопасным, не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), должны быть закрыты углы и т.д. Игры и игрушки также должны быть безопасными и сертифицированными. Вместе с тем исправность и безопасность оборудования не всегда гарантируют отсутствие опасных ситуаций в группе. Дети подвижны и активны, поэтому ситуации могут возникать всякие. Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами, в центре движения - правила юного спортсмена и т.д. Важны и общие правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл - убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем» и т.д. Главное условие - создание таких правил вместе с детьми или самими детьми, поскольку правила, продиктованные взрослыми - это правила взрослых, а правила, «рожденные» вместе с детьми или самими детьми, становятся их правилами и принимаются намного быстрее. Задача воспитателя поддерживать соблюдение правил во время совместной и свободной деятельности, обеспечивая тем самым возможность детей на концентрированное, ответственное, самостоятельное действие.
21).Среда вариативная
Важно предоставить детям возможность заниматься широким спектром активностей: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр. Вариативная среда состоит из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые могут выбираться ребенком по собственному желанию. В течение дня должно быть время, когда дети могут выбирать пространство активности (площадку) по собственному желанию. Очень важным представляется и частое изменение предметно-пространственной среды в соответствии с интересами и проектами детей.
Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на тематические центры развития