Конспект урока на тему История одной ссоры по рассказу И.А.Бунина Цифры

Открытый урок литературы в 7 классе.
Тема: И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». История одной ссоры.
Цель урока: учить учащихся анализу литературного произведения; учить вдумчивому чтению; проследить сюжетную линию рассказа ; развивать навыки устной речи.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, карточки с элементами сюжета.
Ход урока.
1. Вступление.
Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Тема урока – история одной ссоры по рассказу «Цифры». Будем учиться анализировать литературное произведение.
2.Основная часть.
Словарная работа.
Деликатный. 1) Вежливый, мягкий в обращении.
2) Затруднительный, требующий чуткого, тактичного обращения.
- О чем рассказ «Цифры»? Это и есть тема рассказа.
- Кто главные герои и как относятся друг другу? Подтвердите текстом.
(«Да, нет, неправда, - люблю, очень люблю! – горячо воскликнул ты. Племянник искренне любит дядю, и он любит его, но у них и раньше бывали ссоры. И они мирились. «Мой дорогой!..» «Зато я не знаю на которое способно только детство»).
- Почему дядя не торопится с примирением, чего он ждет от племянника?
(дядя хочет, чтобы племянник понял, что обиделся на жизнь, понял свою ошибку и первым попросил прощения. Дядя понимал, что совершает великий грех – лишает племянника счастья, радости. Но тут в голову пришло мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей.)
- Согласны ли вы с тем, что в ссоре всегда виноваты обе стороны? Если так, то в чем вина мальчика?
(мальчик нетерпелив, он проснулся с новой мечтой, которая захватила всю его душу. Иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши, выучиться читать, рисовать, писать цифры. И это все сразу, в один день, как можно скорее. Стал требовать, повел себя невежливо.)
- В чем вина дяди?
(он спровоцировал протест малыша обманом и отказом осуществить мечту мальчика.)
- Скажите, испытывал ли дядя боль, когда закричал на мальчика и увидел ужас на лице любимого племянника? Как это можно увидеть в тексте?
(стр.184. Он осуждает себя.)
3. Пересказ ( 2 и 3 гл.)
- Расскажите 2 и 3 части от лица мальчика, затем от лица повзрослевшего мальчика, вспоминающего этот эпизод. Будет ли разница в вашем рассказе? Как вы думаете, почему?
(мальчик считал себя правым. А повзрослевший мальчик все обдумал, ему стыдно за свой поступок.)
4. Выборочное чтение (6-7 гл.)
- Прочитайте отрывок от слов «Счастье! Счастье!..» до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»
- Как вы думаете, почему дядя олицетворяет себя с жизнью?
(он взрослый человек, он знает жизнь, знает, что не всегда от жизни можно получить сразу то, что пожелаешь. «Он знает, чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это. Но я знаю и то, что, чем дороже моя мечта, тем менее надежд на достижение ее. И я уже давно в борьбе с нею». Он должен помочь племяннику обуздать свои чувства.)
- Как повела себя жизнь? Зачитайте ее действия.
5. Характеристика персонажей.
- Кроме мальчика и дяди, кто еще есть в рассказе?
- Как бы вы охарактеризовали мальчика?
-Как бы охарактеризовали дядю?
- Что скажете о маме и бабушке?
- Мама и бабушка солидарны с дядей. Почему?
(решили преподнести урок жизни, чтобы он не рос избалованным мальчиком).
6. Анализ композиции рассказа.
Дан сюжетный ряд беспорядочно, ваша задача – упорядочить.
1) Дядя рассказывает о том, как тяжело было примириться после ссоры.
2) Обещание показать цифры на следующий день.
3) Нетерпение мальчика. Раздражение дяди.
4) Слезы и истерика.
5) И мы тотчас примирились.
6) Уговоры. Кто сильнее?
7) Дядя объясняет сущность происшедшего: «Ты обиделся на жизнь».
8) Примирение.
- Назовите части композиции. Распределите композиционно.
- От имени кого ведется повествование? Почему?
(дядя помнит этот случай и знает жизнь).
- Какая фраза в 5 главе показывает, что рассказ происходит во время беседы, а не в форме письма, например?
( «И мы тотчас помирились? – спрашиваешь ты»).
7. Выводы по уроку.
- Чему учит рассказ?
(быть терпеливым, вежливым, сдержанным)
- Каким другим словом можно заменить? (деликатным)
- Зачитайте предложения с этим словом. С каким оттенком звучит оно в первом случае?
(племянник хочет показаться деликатным, он притворяется).
- А во втором случае?
( «Каким деликатным старался быть», хотел по-настоящему быть деликатным).
- Почему рассказ называется «Цифры», что значили для мальчика эти «таинственные, полные божественного значения черточки»?
(радость, счастье, мечта, другой мир, пока таинственный, неизведанный, влекущий)
А возможна жизнь без мечты? Чтобы мечта осуществилась, чтобы быть по-настоящему счастливым, мальчику нужно быть деликатным, этому через цифры научила жизнь.
Д/з: Сопоставить поведение героев Л.Н.Толстого и И.А.Бунина (Николеньки – «Детство», Женя – «Цифры»). Кто из героев вызывает симпатию, сочувствие?
Прочитать рассказ «Лапти».























Примирение




Дядя объясняет сущность происшедшего: «Ты обиделся на жизнь»
Уговоры. Кто сильнее?


И мы тотчас примирились.

Слезы и истерика.


Нетерпение мальчика, раздражение дяди. Дядя выталкивает племянника из комнаты.
Обещание показать цифры на следующий день.


Дядя рассказывает о том, как тяжело было примириться.


15