Создание творческой образовательной среды на занятиях в объединении «Акварелька» для успешной социализации детей с ОВЗ


Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Разрешите представить мой доклад по теме: «Создание творческой образовательной среды на занятиях в объединении «Акварелька» для успешной социализации детей с ОВЗ»
В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими и духовно-культурными преобразованиями в обществе.
Как уже говорилось, в профессиональном стандарте педагогов указывается на то, что в новых социальных условиях возникает новое требование – готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей.
Предпосылкой для утверждения инклюзивного подхода в образовании явилось изменение понимания обществом инвалидности. На смену медицинской модели, просуществовавшей до середины 1960-х гг. и предполагавшей изоляцию людей с ОВЗ пришла модель нормализации, которая бытовала до середины 1980-х гг. и предполагала интеграцию людей с ОВЗ в общественную жизнь. Модель нормализации в период с середины 1980-х гг. до настоящего времени сменилась на социальную модель. Согласно социальной модели, барьеры и проблемы в обучении ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) может создавать общество, несовершенство общественной системы образования и взаимоотношений с окружающими людьми.
Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного образование эта схема.
Специальное образование предполагает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.
Обычное образование нацелено на обычных детей, предполагает обычных педагогов и обычные школы.
Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию.
И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Дети, которые приходят в Городской Дом детского творчества имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности  посредством занятий в творческой студии «Акварелька».  Ежегодно в нашу студию записываются дети с ОВЗ, как правило, в возрасте 5-6 лет, которые занимаются по программе для дошкольников «Акварелька». Таких детей в объединении мало – от 1 до 3 человек в учебном году. Это дети с отставанием в развитии и аутисты. У таких детей ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость и фантазия.
Ведущая идея  программы  нашей студии – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей,  творческой индивидуальности.
 Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях студии  является воспитание эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание и память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас.
В программу «Акварелька» включены различные виды творчества: изобразительное искусство, в том числе и нетрадиционные техники рисования, аппликация, лепка из  соленого теста, поделки из различных материалов, поделки из бумаги и ниток,  изготовление народной куклы.
На данный момент, одной из задач  меня, как педагога является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают объединение «Акварелька». Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
У нас в объединении уже сложилась некоторая система работы с такими детьми, которая  направлена на сохранение психического здоровья  и эмоционального благополучия.
Но есть и трудности в работе, которые приходится решать на месте. Во-первых это неоднородный состав учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития. Все дети занимаются в студии по общей программе, а это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагога к учащимся в процессе их обучения.
Поэтому целью занятий творческой студии «Акварелька» стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Методы обучения в группах, где занимаются здоровые дети и дети с особыми потребностями различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д.
С этой же целью, в ходе занятия применяются различные дидактические игры.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Хотелось бы немного рассказать, какие методы я использую в группах, которые посещают дети с ОВЗ. Как я уже говорила, в нашей студии занимаются дети с отставанием в развитии.
Таких детей характеризует отставание в развитии психической деятельности, недостаточно сформированная зрительная деятельность, снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. У них отсутствуют живость воображения, их образы не отличаются яркостью и оригинальностью.
У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Все перечисленные нарушения в развитии детей негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.
Поэтому использование на занятиях нетрадиционных техник рисования приобретают высокую коррекционную значимость.
Для развития творческих способностей я использую на занятиях такие нетрадиционные техники рисования как:
граттаж, монотипия, точечная и пальчиковая живопись, штампинг, набрызг и т.д. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов.
Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Многогранная деятельность  детей на занятиях создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Напротив, дети аутисты, которые посещают объединение, как правило, хорошо рисуют и лепят. Поэтому на занятиях я также использую различные нетрадиционные техники рисования.
Такие занятия развивают у ребенка воображение и попутно мелкую моторику. Всем известно, что ребенок аутист мыслит образами, которые использует в создании рисунка. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры связанные с рисованием.
Очень важно развивать у таких детей тактильное восприятие.
Для этого я планирую проводить занятия с использованием сенсорных коробок. Сейчас у нас идет сбор материалов для этих коробок. Такие занятия будут полезны не только для детей с ОВЗ, но так же и для здоровых детей.
Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.Почему я хочу использовать в своей работе именно сенсорные коробки?
Потому что это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый и др.). Поможет изучению цвета, формы, текстуры.
Даст возможность детям управлять своими эмоциями. Будет учить сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
Ведь все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
По результатам работы могу отметить, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У детей формируются эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, пополняется активный словарь, дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям.
И возвращаясь к нашим трудностям, хотелось бы на сегодняшнем семинаре услышать мнение специалистов по работе с родителями «особенных» детей, т.к. зачастую, у некоторых родителей завышенные ожидания от занятий в студии, которые не всегда оправдываются. Очень сложно объяснить таким родителям, что за несколько месяцев невозможно добиться каких-либо значительных результатов и положительной динамики в развитии их ребенка.
Считаю, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии, кроме трудностей, имеют свои плюсы – способствует формированию у здоровых детей альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции таких детей в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Благодарю за внимание!