Научно-исследовательская работа Отношения детей и взрослых в рассказе И.А. Бунина «Цифры.

Региональная научно-практическая конференция обучающихся
«К вершинам знаний - 2016»





Секция: Филология


Тема:
«Отношения детей и взрослых в рассказе И.А. Бунина «Цифры»





Автор:
Неклюдова Полина

Научный руководитель:
Ушкова Галина Серафимовна,
учитель начальных классов,
МБОУ гимназия №1 г. Липецка

Место выполнения работы:
МБОУ гимназия №1 г.Липецка
2016





Оглавление.

Введение..3
Основная часть. ..4
Заключение .....8
Список литературы...10




















Введение.
Взрослые и дети.

В детстве мы любим родителей. Став взрослыми - судим их. И бывает, что мы их прощаем.
Оскар Уайльд


Взрослые, общаясь с детьми, зачастую не осознают важных различий между ними и нами теми, кто ещё не научился в полной мере противостоять угрожающим явлениям окружающего мира и различать действительно нейтральные и опасные раздражители.
Часто слышу от ровесников, что они не находят общего языка не только с родителями, но и близкими взрослыми. По-моему, происходит это от того, что взрослые и дети порой не понимают друг друга. Именно на почве этого непонимания возникают споры, ссоры, уходы из дома.
Актуальность темы: проблема взаимоотношений родителей и детей была и будет всегда актуальной. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство друг друга. Невозможно создать правильные отношения, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Цель: анализ художественной литературы, понимание поступков героев для урегулирования отношений между детьми и взрослыми.
Задачи: научиться понимать, чувствовать другого человека, его внутренний мир, иногда поставить себя на место другого человека; выяснить причину конфликта между героями бунинского рассказа «Цифры».
Гипотеза: рассказ И.Бунина «Цифры» написан не для нравоучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.
Большая ответственность ложится на взрослых, именно они должны делать первые шаги на пути к примирению со своим ребёнком, они должны ставить себя на место ребёнка и хоть иногда смотреть на мир его глазами. Взрослые должны разговаривать с детьми на равных, проявлять внимание и уважать их мнение.
Но и у ребёнка есть возможность изменить отношения со старшими, изменить их детской открытой любовью, пониманием сути вещей, мира. Если родители прислушаются к искреннему голосу ребёнка, то ещё раз убедятся, что «устами младенца глаголет истина».

Основная часть. Тема детства в отечественной литературе.

Тема детства в отечественной художественной литературе – одна из вечных тем, подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации.
Важным представляется в этой связи рассмотрение отражения мира детства в художественных произведениях, поскольку они отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-этических ценностей цивилизованного мира.
Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.
Именно поэтому главными героями многих произведений русских писателей являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Так, Лев Николаевич Толстой в автобиографической повести «Детство» описывает жизнь Николеньки Иртеньева, который на страницах произведения растёт, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.
Помнит свои детские обиды, трудное детство и герой повести «Детство» Максима Горького. После смерти отца Алёше Пешкову пришлось многое перенести в доме деда – терпеть побои и несправедливость, наблюдать за враждой дядьёв, голодать и побираться. Лишь бабушка отогревала мальчика - дарила ему свою любовь, тепло, защиту.
Детство как самый чистый и невинный период в жизни изображается и Иваном Алексеевичем Буниным в рассказе «Цифры», который стал примером «разноязычия» детей и взрослых. В истории нет имён (кроме имени племянника), этим автор даёт понять, что описанный случай очень типичен.
Маленький Женечка – воплощение непосредственности, наивности, шаловливости и проказливости: «И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!». Он очень любит своих родных, безмерно уважает дядю, приехавшего из Москвы. Писатель подчёркивает, что ребёнок очень зависит от взрослых, его легко обидеть или унизить. Но это самое страшное преступление - маленький человек незлоблив, однако причинённую боль может помнить всю жизнь.
Таким образом, детство в произведениях Льва Толстого, Максима Горького и Ивана Бунина изображается как важнейшая пора жизни каждого человека.
Иван Алексеевич Бунин всегда испытывал искренний интерес к внутреннему миру людей. Внимательно вглядывался в жизнь человека и переплетение светлых и тёмных сторон жизни. Во многих повестях и рассказах писатель обращался к вечным темам. Одна из них взаимоотношения детей и взрослых.
Дети и взрослые люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, пользуются словами одного языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забывает о своём детстве. Он помнит события, но уже не может вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, обладающие умом и чувством справедливости, понимают это и пытаются, как бы заново, учить язык детства.
На страницах рассказа Ивана Бунина «Цифры» показан конфликт между взрослым и ребёнком. Рассказ-исповедь взрослого человека маленькому мальчику Жене. Дядя вспоминает об одном дне, когда между ним и племянником произошла ссора. В этой семье присутствовала забота о ребёнке, мальчика любили, но не уважали его мнение, не думали об его интересах и желаниях, их целесообразности, серьёзности, а считали свои взрослые интересы, иногда фальшивые и глупые, более важными.
Ссора произошла вроде бы из-за пустяка. Дядя, приехав в гости к племяннику, пообещал ему купить в подарок пенал, книжки, цветные карандаши, а самое главное обещал научить цифрам. Но дяде не хочется идти в магазин сиюминутно и он говорит, что «сегодня царский день, всё заперто». «Ну, царский, так царский. Ну, а цифры? Ведь можно же», - сказал Женя, - «опять поднимая брови, но уже басом, рассудительно, ведь можно же в царский день показывать цифры?»
Почему добрый и любящий дядя не стал показывать маленькому племяннику обещанные цифры, не захотел купить ему тетради и карандаши («иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши - непременно цветные!») с самого утра, когда горящий от нетерпения мальчик был готов на все ради этого урока?! Дяде было лень. Ему не хотелось немедленно ехать в город. Дядя вдруг решил стать строгим воспитателем, а не воспитателем-другом.
Женя настаивает на своём. Малыш, сгорая от нетерпения, требует немедленного исполнения обещанного. Он слёзно просит дядю научить его писать цифры, но тот отказывается, ссылаясь на занятость, а сам в это время занимается совсем ненужными делами, не учит мальчика из-за своей лени, гордости, взрослой напыщенности. Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу: «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех - лишаю тебя счастья, радости... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей».
Рассердившись, Женя, обычно очень ласковый, пригрозил «дерзко и весело»: «Ну, хорошо же, дядька!..Помни ты это себе!».
Энергия мальчика стала искать другой выход. Он расшалился, начал подпрыгивать и громко кричать. Чтобы обратить внимание на себя, мальчик решается на бунт « придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».
И кто же виноват в разразившемся скандале неужели мальчик, не умеющий сдерживать чувства, живущий не будущим, а настоящим?! Мы можем осуждать Женю, топающего ногами, пронзительно кричащего и не обращающего внимания на замечания взрослых. Но вот мы находим слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во всё горло», «какой чёрт окатил меня», «ушат злобы», «дёрнул за руку», «с наслаждением шлёпнул», «вытолкнул из комнаты». А о ребёнке автор говорит иначе: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радости», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул». Взрослые переживают во время конфликта: «У бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу». «Ужасно испорченный ребенок», сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристрастной, мама». «Хотя она понимала, что это не так. Её сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на темневшую улицу».
Дядя осуждает себя за лень: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку». Он сожалеет о своём поступке: «Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строго дяди? Наконец ты затих...».
Дядя долго крепился, но после сам сделал первый шаг к примирению. Нелепая ссора закончилась тем, что он стал показывать племяннику цифры. «Теперь уже и я наслаждался твоей радостью», говорит дядя о своих чувствах.
Конфликт дяди и племянника автор рассматривает с двух разных точек зрения. Радость мальчика была погашена гордостью и раздражительностью взрослого. Маленький человек стремится поскорее познать мир, изучить цифры, а взрослые, считая это баловством, откладывают всё «на потом».
Часто взрослые не понимают своих детей, забыв себя в детстве, забыв о своих детских радостях и горестях, превратившись в справедливых и строгих дядей и тётей.
Жизнь в рассказе показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умён, умеет владеть своими чувствами, знает, как можно наказать ребёнка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не баловать его. А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуемыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, почему ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от огромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а просто дяде этого сейчас делать не хочется.
Ни рыдания ребёнка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучило его то, что Женя сидя на полу «передвигал коробочки. И эти коробочки мучили меня». Эти коробочки - символ беспомощности, незащищённости, неприспособленности ребёнка. И взрослым должно быть стыдно, когда они обижают детей, показывая им свою силу и превосходство. Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.
А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя он ни в чем не был виноват.
«Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое мое слово! Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!» «Теперь уже и я наслаждался твоею радостью, с нежностью обоняя запах твоих волос: детские волосы хорошо пахнут, - совсем как маленькие птички».
Ссоры случаются часто, иногда они происходят по пустякам, а иногда и на очень серьёзной почве. Ссоры между родителями и детьми, да и ссоры вообще, часто приводят к страшным последствиям и необдуманным поступкам. В порыве ярости человек может совершить много глупостей, а ссора с близким и родным человеком является прямым путём к ярости и стрессу.
В этом рассказе автор не любит себя прежнего, он осознал все свои ошибки, понял, как он был слеп и глуп, когда был таким и как много познал, когда изменил свой внутренний мир. Он упрекает себя в том, что раньше был сухим, чёрствым, не понимал обычных радостей жизни, и не сразу понял, что он нужен своему племяннику, понял, что надо было не лениться, а сразу помочь ему раз уж он так тянется к знаниям, нужно его учить и поощрять тягу к учению. Дядя, рассматривая свой поступок с высоты прожитых лет, стыдится его. Он понимает, что иногда взрослые мимоходом, не задумываясь, причиняют ребёнку боль.
Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием своих взглядов вот главная идея, которую хотел донести до читателя Бунин.


Заключение.
В рассказе «Цифры» Иван Алексеевич Бунин даёт две точки зрения на один и тот же конфликт дяди и маленького племянника. Он точно описывает свои чувства в момент конфликта, подробно объясняет детали происходящего и одновременно анализирует ситуацию как бы из другого времени, когда он смог понять мотивы своих и чужих поступков, дать им правильную оценку. С горечью говорит он о своей гордости, раздражении, которое погасило радость маленького мальчика. Бунин находит точные эпитеты, передающие эмоциональность племянника, его любознательность, энергию, живой характер. И беспощадно анализирует поведение дяди, не пытаясь прикрываться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Да, эти слова произносятся в рассказе и автором, и мамой, и бабушкой, но в контексте рассказа все эти теории выглядят издевательством над таинственным процессом познания мира. Грустно, что человека много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях. Мальчик забыл всё, что произошло в тот зимний вечер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не мучает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла. Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья. Этот рассказ поучителен как для взрослых, так и для детей. Читая его, взрослые поймут, что нужно прислушиваться к мнению детей, нельзя притуплять их тягу к новому. А дети поймут, что не стоит капризничать и закатывать истерики на пустом месте, не стоит навязываться занятому взрослому, ведь это может перейти в ссору.
Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием своих взглядов вот главная идея, которую хотел донести до читателя Бунин. Важно не только видеть состояние чужой души, но и поступать в соответствии с этим пониманием. Рассказ Бунина «Цифры» ненавязчиво, но твердо подводит к выводу: настоящее воспитание это воспитание счастьем.
К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и чёрствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастую вызывают обиды и взаимные упрёки, а всё потому, что человек не может (или не хочет) посмотреть на себя со стороны.
Я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.
Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нравоучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.






















Список литературы:
И.А.Бунин. Собрание сочинений в 9-ти т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1965г.





























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915