Доклад Медиаобразование как средство воспитания творческой активности и развития художественно-образной одаренности подростков.


Медиаобразование как средство воспитания творческой активности и развития художественно-образной одаренности подростков.
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Направленность современной отечественной системы образования на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии дает возможность больше внимания уделять учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального богатства страны. Образовательная стратегия Правительства РФ «Наша новая школа» предполагает выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки одаренных детей в течение всего периода становления личности.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более важной, что, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует от человека не только высокой активности, но и его умений, способности нестандартного поведения.
Выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов: педагогов, психологов, деятелей культуры и др.
Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, разработка индивидуальных и групповых «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирования личностного и профессионального самоопределения.
Очень важным является выявление, развитие и поддержка одаренных детей, направленная на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Высокий профессионализм современного специалиста в любой области невозможно представить без такой важной составляющей как умение использовать в своей деятельности медиа – средства массовой коммуникации.
Существующее в педагогике направление – медиаобразование –нацелено на развитие личности на материале медиа, формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Это актуализирует использование потенциальных возможностей медиаобразования в развитии одаренных детей. В частности, как считают ученые, медиаобразование способствует расширению познавательной сферы личности школьника, развитию творческого воображения, что усиливает образность его мышления.
По-мнению ученых существуют дети с разными уровнями одаренности, а также группа так называемых «мотивированных» детей, которые в строгом научном понимании этого слова не относятся к группе «одаренных». Однако при благоприятных условиях эти дети могут проявить настоящую одаренность. Очень важно еще понимать и то обстоятельство, что одаренность может проявляться и развиваться неравномерно, скачкообразно или вообще сойти на нет, погаснуть.
Исследования одаренности прошли ряд этапов, соответствующих уровню психологических знаний об одаренности, общих представлений о психическом развитии ребенка, дифференциации и диагностики одаренности, проявлении одаренности в процессе обучения и социальной жизни. Естественно, что каждый из этапов внес свой значимый вклад в теорию и практику, а некоторые из исследований составили существующие до настоящего времени самостоятельные направления в общей системе исследований и практики развития одаренности.
Российские ученые Б. М. Теплов и С. Л. Рубинштейн многое прояснили в понимании индивидуальных различий одаренных детей. В области изучения способностей и одаренности российская психология в теоретическом плане имеет свои серьезные накопления. Многие психологические принципы развития творчества учащихся выдвинули Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. А. Моляко
Великолепную исследовательскую работу провел Ю. З. Гильбух. Вместе с учеными им была разработана дифференцированная система обучения, дающая большие возможности для проявления индивидуальности одаренного ребенка.
Рядом западных психологов были разработаны свои психологические модели работы с одаренными детьми: Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Дж. Галлаир, П. Торренс.
В последние несколько лет Министерство образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы «Одаренные дети» активно поддерживает исследования в данной области . Сейчас проводятся специальные мероприятия: программа «Созвездие», направленная на выявление и развитие одаренных детей, фестиваль творчества детей и юношества «Новые имена России», Российская открытая конференция «Юность, наука, культура», всероссийская акция «Я – гражданин России».
Ученые и педагоги понимают, что если не уделять этой проблеме должного внимания, то неизбежны большие потери талантов, так как иногда, в основном, в силу неудачно сложившихся обстоятельств в семье, в общении со сверстниками и взрослыми одаренность может не развиваться в процессе обучения .
На сегодняшний день экспериментально доказана целесообразность обучения по специальным программам не только 3 %–5 % детей «вундеркиндов», но и 15 %–20 % детей, чей уровень развития превышает средний для данного возраста. Также сейчас обращают внимание на развитие группы так называемых «мотивированных» детей, которые в строгом научном понимании этого слова не относятся к группе «одаренных». Однако при благоприятных условиях эти дети могут проявить настоящую одаренность. Очень важно еще понимать и то обстоятельство, что одаренность может проявляться и развиваться неравномерно, скачкообразно или вообще сойти на нет, погаснуть .
В этой связи представляется крайне важным вести специальную целенаправленную систематическую работу по выявлению и развитию таких детей. Сейчас доказано, что традиционное обучение сдерживает развитие таких детей и что для полного раскрытия их потенциала необходимы специальные модификации программ и методов обучения, расширение сети внеклассных форм развития одаренности: кружков, студий, секций, клубов.
Перейдем к рассмотрению понятия «детская одаренность».
Основу детской одаренности составляют задатки и способности. Проблема способностей и задатков рассматривается в трудах отечественных ученых (Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) и зарубежных ученых (Э. Эриксон, Р. Олпорт, Д. Коулмен; Ж. Пиаже, З. Фрейд и др.) .
По мнению одних ученых, способности имеют врожденную природу. Среда и воспитание – только условия, в которых проявляется то, что заложено в человеке природой. Задачей педагогики и психологии является выявление уровней природных способностей. Эти воззрения характерны для представителей биологизаторского направления. Другая крайность в подходе – полное отрицание роли природных предпосылок. Эти ученые утверждают, что все люди одинаково способны к любым видам деятельности. Этих ученых можно отнести к социологи-заторскому направлению. Но эта точка зрения игнорирует индивидуальные различия между людьми.
Однако большинство ученых склонны считать, что способности не предопределены полностью, не даны человеку природой в готовом виде. Природные особенности являются одним из внутренних условий формирования способностей, но это не способности, а их анатомофизиологические предпосылки – задатки. Огромная роль в формировании и развитии способностей принадлежит деятельности самого индивида .
Различия в степени, качестве и направленности одаренности детей предопределены природой, генетическим фондом. Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых достаточных социальных условиях развивать их в себе.
При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же, экстраординарные способности, яркая одаренность основываются на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению; особой связи глаза, образного мышления и двигательных навыков руки, специфическом взаимодействии слуха, воображения; чувствительной и остро реагирующей нервной системы; взаимосвязи конституции организма и органов координации движения тела.
Подобные редкие явления детской одаренности заслуживают особого внимания. Однако они не должны отвлекать педагогов и психологов от проблемы одаренности каждого нормального ребенка. Чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания в общей массе одаренных детей, которые потом становятся редкими, яркими и талантливыми взрослыми людьми.
Поэтому задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе одаренными детьми, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям.
Одаренность, талант гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.
В отечественной психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, сделана попытка дать классификацию понятий «способность», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности.
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которых зависит возможность успеха в деятельности .
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развития тех или иных способностей.
Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.
К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания .
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно не просто говорят, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и другие.
По широте различаются: общие и специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художника и т. п.
Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и ученому.
Организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое мышление, воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому, принято называть общими. Самой общей и, в то же время, самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность.
Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:
− анатомо-физиологические задатки;
− сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
− интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
− эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
− высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других .
По мнению Д. Б Лихачева детскую одаренность можно разделить на две основные группы: интеллектуальную и физическую. Интеллектуальная одаренность, в свою очередь, подразделяется на рационально-мыслительный, художественно-образный и рационально-образный типы.
Рационально-мыслительный тип интеллектуальной одаренности проявляется в наклонности ребенка к понятийно-отвлеченному абстрактному мышлению, различного рода теоретическим обобщениям. Такая способность преимущественно необходима ученым, политикам, экономистам, общественным деятелям – всем, чья профессия требует умения обобщать, оперировать символами, делать обоснованный взвешенный выбор в многообразных научных, хозяйственных политических ситуациях и принимать ответственные решения.
Абстрактному, рациональному способу освоения реального мира противостоит художественно-образный тип интеллектуальной одаренности. Его отличительная черта – мышление образами, способность оперировать образно-зрительными, образно-слуховыми представлениями, создавать в воображении новые образные обобщения, конструкции, модели, комбинации из элементов звука, зрительного и словесного материала. Образное мышление широко используется в художественно-творческих, литературных, дизайнерских профессиях, позволяет эффективно выбирать оптимальные варианты для новых решений, создавать оригинальные произведения искусства.
Рационально-образный (смешанный) тип интеллектуальной одаренности позволяет ученому использовать воображение в научных открытиях и создавать художественные произведения. А художнику, писателю, композитору – ярко проявлять себя в качестве мыслителей: философов, историков, политиков, ученых и т. п..
Ученый А. М. Матюшкин выделил следующую синтетическую структуру одаренности:
− доминирующую роль познавательной мотивации;
− исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
− возможности достижения оригинальных решений;
− возможности прогнозирования и предвосхищения;
− способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки .
Как считает ученый В. А. Моляко, следует выделить такие параметры как:
− сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;
− проявление творчества;
− проявление интеллекта;
− динамика деятельности;
− уровни достижений;
− эмоциональная окраска .
Но детская одаренность сама по себе еще не предопределяет достижения высоких результатов во взрослой жизни. Всякая одаренность, постепенно выводимая на уровень талантливой профессиональной деятельности, может успешно развиваться только в процессе деятельности. Жизнь и человеческая природа таковы, что успех и расцвет таланта приходит только к тем, кто готов к преодолению внешних и внутренних трудностей .
Талант – это такой качественный уровень развития одаренности, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность – это наивысшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере человеческой деятельности .
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основу детской одаренности составляют задатки и способности. Одаренность представляет собой качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности. Детская одаренность подразделяется на две основные группы: интеллектуальную и физическую. Интеллектуальная одаренность, в свою очередь, подразделяется на рационально-мыслительный, художественно-образный и рационально-образный типы. Выделяют такие показатели детской одаренности как: сфера реализации одаренности и ее тип, проявление творчества, интеллекта, динамика деятельности, уровни достижений, эмоциональная окраска. Однако детская одаренность сама по себе еще не предопределяет достижения высоких результатов во взрослой жизни. Всякая одаренность, постепенно выводимая на уровень талантливой профессиональной деятельности, может успешно развиваться только в процессе деятельности. В этой связи основной задачей педагогической науки и практики является создание как можно больших возможностей для самопроявления всем детям в различных видах деятельности, включая явно проявляющих тот или иной тип одаренности и так называемых «мотивированных» детей, что будет способствовать обнаружению и выращиванию детей, которые потом становятся яркими и талантливыми профессионально взрослыми людьми.
Если говорить о возрастных и психолого-педагогических основах проявления художественно-образной одаренности школьников подросткового возраста, то необходимо отметить, что по поводу одаренных детей принято считать, что уж они-то не нуждаются в какой-либо специальной заботе и помощи. В самом деле: им все легко дается, они «играючи» справляются с любым, даже с трудным учебным материалом. В этом и состоит главная ошибка педагогов. Обделенные вниманием семьи, «зажатые» традиционным обучением, многие из одаренных «вянут» до срока. В результате больше двух третей из них уже к подростковому возрасту утрачивают первоначальную высокую незаурядность, становятся обычными, средними учениками. И, что самое обидное, смиряются с таким положением в школе, теряют интерес к обучению – или становятся непокорными и выражают свою одаренность в социально неодобряемых формах.
К проблеме развития детской одаренности существует два основных подхода: первый предполагает работу с «элитой», т. е. специально отобранными учащимися, характеризующимися уже развитыми повышенными способностями; второй исходит из представлений о резервах одаренности, по природе заложенных практически в каждом ребенке.
Развитию одаренности ребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и условий социального, педагогического и психологического характера. Одаренность возникает и пробивает себе дорогу либо как спонтанное самопроявление своеобразно сложившихся биологических структур мозга и организма, требующих для своего развития соответствующей практической деятельности, либо как нервно-психические и физические новообразования, возникающие в процессе воспитания и обучения как ответ организма на требования среды, а также специфической физической, общественной, интеллектуальной, художественной деятельности, в которую вовлекаются дети.
И в том, и в другом случае развитие одаренности ребенка требует условий, обеспечивающих опробование и применение духовных и физических способностей. Особое значение имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Ее осуществление детьми, обеспеченное консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями, должно быть самостоятельным .
Для того чтобы лучше понимать одаренных подростков необходимо, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности подростковой психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Некоторые из особенностей в последующие годы исчезают, другие во многом изменяют свое значение. При этом следует учитывать разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.
Оценить действенное значение проявляемых в детстве признаков способностей довольно трудно, а тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Часто обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям. Но если родители или педагоги вовремя направили развитие ребенка в нужную сторону, а ребенок проявил терпение, то в будущем это обеспечит ему успех.
Подростковая пора – неповторимая по своим возможностям пора развития. Детей отличают (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) – это не только недостаток, но и достоинство. Именно она обуславливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей, а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики .
Но не только свойства нервной системы – вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Часто бывает упущен небольшой период, когда подростки проявляют свои способности, а взрослые упускают момент, наиболее подходящий для этого возрастного развития. Ведь на каждом этапе детства – свои предпосылки умственного развития. В среднем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать.
В эти же годы нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видел и слышал в школе, на занятиях в кружке, на прогулке, по телевизору, прочел в книге, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ним недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений – дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это – неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В подростковом возрасте острота восприятия, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшее условия для обогащения и развития психики .
Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Например, дети среднего школьного возраста могут написать более интересную статью в стенгазету, чем старшеклассники. Это происходит потому, что подростки охотнее пробуют все новое, а старшеклассники, имея небольшой опыт, долго размышляют, боясь ошибиться.
Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование, затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых. В этом заключается специфика подросткового возраста. Именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для появления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом, предпосылки развития.
Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, и насколько скажется это на чертах интеллекта. Надо помнить, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться, оставлять необратимый след.