Педагогический совет Создание благоприятной образовательной среды для развития детской одарённости


КГКП «Детская школа искусств посёлка Усть-Таловка»
отдела образования акимата Шемонаихинского района
Плотникова Елена Николаевна, директор.
ВКО, Шемонаихинский район, п. Усть-Таловка, ул. Школьная, д. 29, кв. 3.
Тел. 8 (72332) 36905. E-mail: dsi_ust@mail.ruСОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ,
ОСНОВАННОЙ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.
(Г.В. Плеханов).
Ведущая идея
Развитие детской одарённости будет успешным и прогрессивным, если создать благоприятную образовательную среду, а в основе проектирования индивидуального образовательного маршрута применить авторскую модель развития детской одарённости на основе театральных технологий.
Методическое обоснование идеи Педагогического Совета
Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может, в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Одно из главных направлений работы Детской школы искусств п. Усть-Таловка – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Проект «Развитие детской одарённости на основе инновационной модели с применением театральных технологий» (приложение 1) является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для Детской школы искусств п. Усть-Таловка системы работы по развитию детской одарённости и посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. Новизна проекта состоит в применении авторской инновационной модели по созданию условий для развития детской одарённости, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этой работой.
В проекте представлены принципы, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы организации работы по развитию детской одарённости в условиях дополнительного образования детей разного возраста.
Механизм реализации проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.
Стратегической целью проекта «Развитие детской одарённости на основе инновационной модели с применением театральных технологий» является создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей – как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Задачи проекта:
Разработать и регулярно пополнять пакет проектной документации (образовательные программы, образовательные маршруты, методические разработки, электронные пособия, пакет диагностических материалов, сборники сценариев) в соответствии с новыми идеями и применением новых технологий.
Создать условия для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.
Создать условия для самоактуализации и самореализации личности ученика посредством разработки индивидуального образовательного маршрута.
Создать условия для высокого уровня активности участия воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях всех уровней.
Создать условия для внедрения в образовательный процесс инновационных форм работы по развитию детской одарённости, тем самым расширяя спектр услуг и привлекая детей в систему дополнительного образования посёлка.
Создать условия для обучения педагогического состава новым инновационным технологиям по развитию детской одарённости через систему работы школьной методической службы, организацию повышения квалификации и самообразовательной деятельности педагогов.
Сформировать систему работы с родителями с применением эффективных форм для повышения их грамотности в вопросах развития детской одарённости.
Пополнять банк методической продукции новыми изданиями, публиковать опыт работы по созданию условий для развития детской одарённости в областных, республиканских сборниках.
Регулярно отслеживать информацию банка одарённых детей.
Регулярно размещать на школьном стенде информацию о достижениях учащихся.
ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ Педагогического Совета
Ради чего?
СВЕРХЗАДАЧА (конечная цель)
Создание условий для повышения творческой активности педагогов, мотивации к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, направленных на поиск эффективных методов и способов создания благоприятной образовательной среды для развития детской одарённости.
Что делаю? Зачем делаю? Как делаю? (задачи)
Проанализировать результаты работы по реализации проекта «Развитие детской одарённости на основе инновационной модели с применением театральных технологий» в направлении создания благоприятной образовательной среды.
Сформулировать ответ на вопрос: при каких педагогических условиях возможен новый продуктивный опыт интеллектуального и исполнительского творчества учащихся? Найти неиспользуемые резервы в работе, решить вопрос о возможности их реализации.
Углубить знания педагогов о возможностях применения инновационных технологий в организации работы по развитию детской одарённости.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (побудители действий)
Калейдоскоп инновационных педагогических идей с целью создания благоприятной образовательной среды для развития детской одарённости.

СОБЫТИЕ (что должно произойти в умах и сердцах педагогов в процессе проживания предложенной ведущим ситуации)
Понимание того, насколько разумно, эффективно, продуманно используются предлагаемые методы и формы работы по развитию детской одарённости, осознание резервов и возможности их использования.
ДЕЙСТВИЕ (какие поступки нужно предпринять для достижения цели)
Организация индивидуальной, групповой и коллективной работы педагогов для решения вопроса о создании благоприятной образовательной среды для развития детской одарённости, включение новых идей в обсуждение и принятие решений.
Методы организации работы педагогов основаны на технологии развития критического мышления: таблица «С – Н – О», таблица «+ – ?», «Кластер», «Дискуссия».
Творческие стимулы: «Развитие будет успешным, ЕСЛИ…».
Сквозное действие – вопрос о развитии детской одарённости.
МИЗАНСЦЕНА (выражение действия)
Педсовет – круглый стол.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
ВЫЗОВ
Приветствие. Эмоциональный настой. Объявление темы Педагогического Совета.
ТАБЛИЦА «С – Н – О» (НАБЛЮДАЮ, СПРАШИВАЮ, ОТВЕЧАЮ).
ТАБЛИЦА «ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО».
Отчёт о выполнении плана реализации проекта по направлениям. Сообщения руководителей творческих групп – Лукиненко И.Г., Шарафутдиновой С.А., Обуховой О.А.
Доклад Алифанова В.И. «Применение авторской инновационной модели развития детской одарённости на основе театральных технологий на примере конструирования учебного занятия».
Доклад Плотниковой Е.Н. «Применение авторской инновационной модели развития детской одарённости на основе театральных технологий на примере конструирования индивидуального образовательного маршрута».
КЛАСТЕР
Работа в группах.
ОСМЫСЛЕНИЕ
ДИСКУССИЯ
Обсуждение идей.
РЕФЛЕКСИЯ
Обобщение итогов ведущим.
УСТНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
ТАБЛИЦА «С – Н – О» (НАБЛЮДАЮ, СПРАШИВАЮ, ОТВЕЧАЮ).
ТАБЛИЦА «ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО».
Высказывания педагогов.
Резолюция Педагогического Совета.
Художественный материал:
Притча «Лавка возможностей».
Методический материал:
Алифанов В.И. Доклад «Инновационная модель».
Плотникова Е.Н. Доклад «Инновационная модель».
Лукиненко И.Г. Сообщение «Диагностическое направление»
Шарафутдинова С.А. Сообщение
Обухова О.А. «Сообщение».
Оборудование:
Столы.
Стулья.
Проектор.
Экран.
Стенд.
Планшет.
Видеокамера.
Ручки.
Иголки.
Раздаточный материал:
Таблица «Наблюдаю – спрашиваю – отвечаю».
Таблица «Плюс – Минус – Интересно».
Карточки в форме яблок (красные, жёлтые, зелёные), цветов.
Листы А 4.
Наглядный материал:
Макет дерева и корзины на стенде.
Слайдовая презентация.
Источники информации по теме Педагогического Совета:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001.
Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности. //Вопросы психологии. 2003.
http://festival.1september.ru
http://pedsovet.su/
http://school.omgpu.ru/
http://nsportal.ru/
http://pedagog.kz/
СОСТАВ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Руководитель - Плотникова Елена Николаевна, директор.
Авторы методической разработки Педагогического Совета:
Плотникова Елена Николаевна.
Шарафутдинова Светлана Анатольевна, заместитель директора по учебной работе, руководитель творческой группы проекта по направлению методического сопровождения;
Обухова Оксана Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель творческой группы проекта по направлению образовательной среды и работы с родителями;
Зиновьева Татьяна Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин, руководитель методического объединения преподавателей групповых дисциплин;
Лукиненко Ирина Геннадьевна, преподаватель по классу фортепиано, руководитель методического объединения классных руководителей, руководитель творческой группы проекта по направлению диагностического сопровождения.
Автор режиссёрского действия, ведущий Педагогического Совета: Алифанов Валентин Игоревич, преподаватель театральных дисциплин, руководитель проекта «Развитие детской одарённости на основе инновационной модели с применением театральных технологий».
Члены Педагогического Совета:
Бельков Юрий Александрович, преподаватель по классу духовых инструментов;
Пономарёв Василий Михайлович, преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
Калитвянская Любовь Ивановна, преподаватель по классу фортепиано;
Митус Лариса Александровна, преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
Шатыгина Екатерина Павловна, преподаватель хореографии;
Нұрбекұлы Әділет, преподаватель по классу домбры;
Шиманова Ольга Петровна, преподаватель вокально-хоровых дисциплин;
Русаков Александр Александрович, преподаватель по классу гитары.
Секретарь – Нагуманова Индира Кудайбергеновна, делопроизводитель.
Методическая разработка и режиссёрское действие Педагогического совета основано на авторской инновационной модели с применением театральных технологий.
СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
ВЫЗОВ
Плотникова Е.Н.: Добрый день, уважаемые педагоги.
Алифанов В.И.: (Притча «Лавка возможностей») Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Плотникова Е.Н.: Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?
Алифанов В.И.: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» – сказал Г.В. Плеханов.
Плотникова Е.Н.: Сегодня на Педагогическом Совете речь пойдёт о создании благоприятных условий для развития детской одарённости. Ведёт заседание руководитель проекта «Развитие детской одарённости на основе инновационной модели с применением театральных технологий» Алифанов Валентин Игоревич.
Алифанов В.И.: В 2014 году разработан образовательный проект «Развитие детской одарённости на основе инновационной модели с применением театральных технологий». Сегодня мы анализируем текущие результаты по проекту, выявляем проблемы, ищем способы их решения. Тема Педагогического Совета: «Создание благоприятной образовательной среды для развития детской одарённости на основе инновационной модели с применением театральных технологий». Ведущая идея: «Развитие детской одарённости будет успешным и прогрессивным, если создать благоприятную образовательную среду, а в основе проектирования индивидуального образовательного маршрута применить авторскую модель развития детской одарённости на основе театральных технологий». В процессе Педагогического Совета мы это заявление либо утвердим, либо опровергнем.
ТАБЛИЦА «С – Н – О» (НАБЛЮДАЮ, СПРАШИВАЮ, ОТВЕЧАЮ)
ТАБЛИЦА «ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО»
Алифанов В.И.: Во время выступлений у вас могут возникнуть какие-либо вопросы, предложения. Предлагаю воспользоваться таблицами «С – Н – О» (наблюдаю, спрашиваю, отвечаю) и «Плюс – Минус – Интересно) и заполнять их в течение Педагогического Совета. Работа по реализации проекта ведётся по четырём направлениям – диагностическое сопровождение, методическое сопровождение, создание образовательной среды, работа с родителями.
Предлагаю руководителям творческих групп выступить с сообщениями о результатах работы.
Слово предоставляется Лукиненко Ирине Геннадьевне, руководителю методического объединения классных руководителей.
Лукиненко И.Г. (Сообщение о выполнении плана реализации проекта по направлению диагностического сопровождения): План проведения диагностики. Диагностика при приеме в школу, которая помогает ученику выбрать нужную специальность – август, сентябрь, октябрь. Диагностика проверки музыкальных способностей, где педагог проверяет у ребенка слух, ритм, память – сентябрь. Диагностика изучения учебной мотивации – октябрь. Карта физического состояния и семейного статуса учащихся класса преподавателя – декабрь. Диагностика оценки общей одаренности – февраль. Впечатления о конкурсе – март. Диагностика воспитанности – май. Диагностическая карта первого класса – май. Результаты итогов работы по диагностическому сопровождению будут объявлены на педагогическом совете 10 июня 2015 года. Пакет диагностических материалов планируется дополнить новыми методиками.
Алифанов В.И.: Итак, заключительный этап диагностики будет проведён в мае текущего года и отчёт представлен на заседании Педагогического Совета 10 июня.
Для оглашения результатов работы по методическому сопровождению прошу выступить Шарафутдинову Светлану Анатольевну, заместителя директора по учебной работе.
Шарафутдинова С.А. (Сообщение о выполнении плана реализации проекта по направлению методического сопровождения): В течение учебного года ведётся работа по корректировке образовательных программ, учебно-методических комплексов. На заседаниях методических объединений, Педагогического Совета рассматриваются современные образовательные технологии, проблемы развития детской одарённости. В январе был проведён Педагогический Совет «Развитие детской одарённости в условиях дополнительного образования», в котором преподаватели поделились своими инновационными идеями и представили методические разработки уроков. По итогам Педагогического Совета готовится к изданию сборник с рабочим названием «Мои инновации в образовании», в который войдут методические разработки уроков и выступлений. Срок выполнения – март 2015 г.
Обобщение опыта работы по развитию детской одарённости преподавателями школы представлен на районном, областном и республиканском уровне. Формы представления опыта – доклады, презентации, портфолио, слайдовые презентации, публикации в сборниках.
Плотникова Е.Н. и Алифанов В.И. приняли участие в областном и республиканском этапе фестиваля инновационных педагогических идей республиканского научно-практического центра «Дарын», где представили инновационную модель по развитию детской одарённости на основе театральных технологий, заняли 2 место на областном этапе и 2 место на республиканском этапе.
468122073660В течение года работы преподавателей школы принимают участие в республиканских и международных интернет-конкурсах Центра обучения и развития «ZIAT».
4307840586740В феврале-марте был проведён районный конкурс «Педагогический дебют», организованный нашей школой, в котором приняли участие все семь молодых педагогов школы и четверо – Шемонаихинской школы искусств. Результаты конкурса – проведение открытых уроков, мастер-класса, методические разработки уроков, педагогический тренинг по проблемным ситуациям. Обладатель Гран-при конкурса – Алифанов В.И.
4022725353060В марте состоится второй районный конкурс «Мои инновации в образовании», который также организовала наша школа. Педагоги школы готовят к выступлению защиту проектов, методических разработок. Преподаватели школы принимают участие в районных и областных семинарах. Итоговый отчёт по методическому сопровождению запланирован на Педагогическом Совете 10 июня 2015 г.
Алифанов В.И.: Работа в направлении методического сопровождения проекта ведётся согласно плана, преподаватели активно участвуют в корректировке учебно-методических комплексов, работе школьных методических заседаний, районных семинаров. Обобщение опыта достаточно широко представлено на районном, областном, республиканском уровне. Итоговый отчёт по методическому сопровождению мы будем обсуждать на Педагогическом Совете 10 июня 2015 г.
Для оглашения результатов работы родительского университета прошу выступить Обухову Оксану Анатольевну, заместителя директора по воспитательной работе.
Обухова О.А. (Сообщение о выполнении плана реализации проекта по направлению работы «Родительского университета»): Одним из направлений проекта является работа с родителями. Она осуществляется в нетрадиционной форме: семейный клуб «Родительский университет». Цель создания семейного клуба «Родительский университет» – установление сотрудничества Детской школы искусств и семьи в вопросах воспитания и развития одаренных детей. Основные задачи семейного клуба «Родительский университет»: расширение форм работы с родителями, активное вовлечение их в учебно-воспитательный процесс; повышение психолого-педагогической грамотности родителей; установление контакта с семьей, создание атмосферы сотрудничества, единомышления; популяризация деятельности Детской школы искусств среди населения поселка.
Встречи в семейном клубе «Родительский университет» проходят в форме концерта-беседы, мастер-класса, дискуссии, творческой мастерской, литературно-музыкального вечера, музыкального путешествия, обсуждения опыта семейного воспитания, видеопросмотров материалов по организации жизни школы, творческих семейных состязаний. Многие из этих форм реализованы в рамках проекта, так называемых, «пятничных вечеров» «И душа с душою говорит…».
1956993279
773593279 1307993279
ПУТЬ К УСПЕХУ
Лекция-концерт РОЛЬ ИСКУССТВА
В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Мастер-класс И ДУША С ДУШОЮ ГОВОРИТ…
Музыкально-поэтический вечер
13632108255
13673108255 13079108255
ЯНВАРСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
Игровая программа МАМА – ПЕРВОЕ СЛОВО
Концерт-поздравление БЫТЬ СЕМЬЕЙ – ТАЛАНТ
Творческое состязание
Алифанов В.И.: Выполнены запланированные мероприятия, родители активно привлекаются к участию в мероприятиях. Кроме того, успешно стартовал новый проект пятничных вечеров «И душа с душою говорит…». Доклад об итогах работы родительского университета мы услышим на Педагогическом Совете 10 июня 2015 г. Сегодня нами запланировано более подробно осветить вопрос создании благоприятной образовательной среды. Что входит в это понятие? Система текущей и итоговой аттестации учащихся. Система конкурсов всех уровней: от школьных до республиканских и международных. Проведение учебных занятий. Работа школьной филармонии. Об итогах участия в исполнительских и творческих конкурсах расскажет Обухова Оксана Анатольевна.
Обухова О.А. (Сообщение о выполнении плана реализации проекта по направлению создания благоприятной образовательной среды посредством участия в конкурсах): Система конкурсов отработана таким образом, чтобы охватить не только способных и одаренных детей, но и дать возможность развиваться каждому ребенку.
Для этого разработан мониторинг:
Карта прогнозирования участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня, в которой планируется участие ребенка в определенных конкурсах, продумывается соответствующая программа;
Карта результативности участия в конкурсах;
Банк одаренных детей, в который заносятся все дети – конкурсанты и их персональные данные;
Карта творческого развития, позволяющая отследить уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребёнка в течение учебного года. Она позволяет фиксировать результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, выявленные различными методами педагогической диагностики.
Алгоритм работы с одарённым ребёнком позволяет определить уровень интереса к занятиям, ЗУН и качество усвоения программного материала в течение всех этапов реализации проекта.
Итоги конкурсов за 2014 – 2015 учебный год:
Музыкальное отделение. Инструментальные специальности.
Конкурс состоялся, результаты Запланировано участие
XI Международный фестиваль «Прииртышские напевы» – лауреат, дипломант. Региональный конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам «Медианта», 26 марта, 4 уч-ся.
49 Областной конкурс «Юный музыкант» – 2 диплома; Областной конкурс музыкально-теоретических дисциплин «Субдоминанта», 4 апреля, 3 уч-ся.
II Районный конкурс-фестиваль «Струны столетий» - Гран-при, пять 1-х мест, два 2-х места, 3 место. II Региональный конкурс среди учащихся народного отделения «Дарынды балалар - Қазақстанның болашағы», 9 – 10 апреля, 3 уч-ся.
Районный конкурс «Юный музыкант» – четыре 1-х места, девять 2-х мест; Республиканский конкурс имени Латифа Хамиди, 24 – 25 апреля, 7 уч-ся.
Районный конкурс «Юный теоретик» - 2 место, два 3-х места, 4 место. Областной конкурс творческих работ учащихся имени М.Н. Головкова, посвященный Дням славянской письменности и культуры, 25 апреля, 4 уч-ся.
III школьный конкурс «Струны столетий» – Гран-при, семь 1-х мест, три 2-х места, два 3-х места. Школьный конкурс «Юный виртуоз» - шесть 1-х мест, шесть 2-х мест. Школьный конкурс «Юный музыкант» - два Гран-при, восемь 1-х мест, шесть 2-х мест. Музыкальное отделение. Сольное пение. Вокальный эстрадный ансамбль.
XI Международный фестиваль «Прииртышские напевы» г. Семей, диплом. Региональный фестиваль-конкурс по вокалу «Хрустальная нота», 31 марта, 2 уч-ся.
II Районный конкурс-фестиваль «Струны столетий» - гран-при, 2 место. Школьный конкурс учащихся вокала и вокального ансамбля, 19 марта, 7 уч-ся, ансамбль.
Районный конкурс военно-патриотической песни, посвященный 70-ой годовщине Победы в Великой отечественной войне «В песнях останемся мы!» - гран-при. III школьный конкурс «Струны столетий» - гран-при, 3 место. Районный конкурс «Звенящая капель», 2 апреля, 7 уч-ся, ансамбль.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
XI Международный фестиваль «Прииртышские напевы» г. Семей – Лауреат. Районный конкурс «Под одним шаныраком» - апрель, 15 уч-ся.
Республиканский заочный конкурс среди школьников «Школа – мой второй дом» - февраль – апрель, 4 уч-ся.
II Районный конкурс-фестиваль «Струны столетий» - Гран-при, 2 место, шесть 2-х мест.
Республиканский заочный конкурс, посвященный 20-литию Конституции РК «Мәнңгілік ел» - февраль – сентябрь, 5 уч-ся.
III школьный конкурс «Струны столетий» - Гран-при, восемь 1-х мест, четыре 2-х места. Областной конкурс творческих работ учащихся имени М.Н. Головкова, посвященный «Дням славянской письменности и культуры» - апрель, 3 уч-ся.
Конкурс, посвященный 200-летию М. Ю. Лермонтова – Гран-при, восемь 1-х мест, пять 2-х мест. Школьный конкурс по ИЗО «Фентези» - май, 15 уч-ся.
Школьный конкурс по ДПИ «Ярмарка чудес» - май, 8 уч-ся.
Районный конкурс по изобразительному искусству «Победа глазами детей», апрель, 13 уч-ся.
Театральное искусство.
II Районный конкурс-фестиваль «Струны столетий» - три гран-при, два 1-х места, три 3-х места. Районный конкурс «Театральные надежды», апрель, 13 уч-ся.
III школьный конкурс «Струны столетий» - четыре 1-х места, 2 место, 3 место.
II Международный фестиваль – конкурс музыкально-художественного творчества «Тұлға», г. Караганда, апрель, 13 уч-ся.
Конкурс «Юный виртуоз» - шесть 1-х мест. Региональный семинар «Чистяковские чтения», конкурс чтецов, апрель, 2 уч-ся.
Хореографическое искусство.
II Районный конкурс-фестиваль «Струны столетий» - 1 место. Республиканский хореографический фестиваль-конкурс «Цвети, любимый Казахстан», посвященный 20-летию Конституции РК, июнь, 12 уч-ся.
III школьный конкурс «Струны столетий» - 2 место. Районный конкурс «В вихре танца», май, 25 уч-ся.
Районные конкурсы. Хочу подробнее рассказать о некоторых районных конкурсах. Наша школа является инициатором и организатором районных конкурсов «Струны столетий», «Театральные надежды», «Наурыз мейрамы», «Елим менын».
Конкурс «Струны столетий» является действенным средством обмена опытом педагогов-руководителей творческих коллективов, выявления и поддержки молодых дарований; мотивации талантливой молодежи для продолжения профессионального обучения.
«Вокал» - соло, ансамбль -44450848995Всего в конкурсе приняли участие 169 участника. 17,5 % - учащиеся ДШИ
п. Усть-Таловка
«Инструментальное исполнение» - соло, дуэт, ансамбль «Художественное чтение» «Инсценировка» «Хореография» Результативность: 6 гран-при (20%); семь 1-х мест (23,3%).
«Юные дарования» «Декоративно-прикладное искусство» «Изобразительное искусство» С открытием в школе театрального отделения, появилась идея организации и проведения Районного конкурса «Театральные надежды». Среди задач конкурса можно отметить: развитие мотивации к предпрофессиональному и художественно-эстетическому образованию через внедрение инновационных форм и методов работы с детьми, подростками и молодёжью; выявление талантливых исполнителей и педагогов; популяризация детского и молодёжного творчества, привлечение к занятию искусством детей, подростков и молодежи; пропаганда общемировых и национальных культурных ценностей.
«Театральные надежды». Выступления участников проводятся по возрастным группам:
«Монолог в лицах» Всего в конкурсе в апреле 2014 года принимали участие 42 участника 26,1 % - учащиеся ДШИ п. Усть-Таловка
«Дуэт» «Малая театральная форма» 3659357931062353071931063144581230
Разработано положение Районного конкурса «Победа глазами детей», посвященного 70-летию Победы. Предполагаемый охват учащихся 100 чел. Проведение намечено на апрель 2015 г.
Школьные конкурсы реализуются в рамках двух проектов: «Струны столетий» и «Ассамблея искусств». «Струны столетий» на уровне школы проводится по требованиям и в номинациях районного конкурса.
«Ассамблея искусств» включает все детские конкурсы, проводимые в школе. В конечном итоге в течение учебного года, каждый учащийся имеет возможность проявить себя в каком-либо конкурсе.
Номинации:
Юный музыкант Юный виртуоз Серебряная капель
Ярмарка чудес, декоративно-прикладное искусство Юный интерпретатор Изобразительное искусство
Алифанов В.И.: Создание условий и подготовка воспитанников к конкурсам – одно из важных и ответственных направлений работы. Наиболее насыщенный по количеству конкурсов – апрель. Пожелаем успехов учащимся и педагогам и полный отчёт ждём на заседании Педагогического Совета 10 июня 2015 г.
Совместно с Плотниковой Е.Н. мы разработали инновационную модель развития детской одарённости на основе театральных технологий. Успешно защитили на республиканском фестивале инновационных педагогических идей республиканского научно-практического центра «Дарын». Сегодня я предлагаю рассмотреть, насколько она эффективно способствует созданию благоприятной образовательной среды в применении к учебному занятию.
Доклад «Применение авторской инновационной модели развития
детской одарённости на основе театральных технологий
на примере конструирования учебного занятия»
Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства. В настоящее время актуализировано обогащение современной педагогики театральными технологиями, позволяющими моделировать так называемую «режиссуру урока», о которой сегодня и пойдёт речь. Ведущая идея проекта: создание условий на учебных занятиях, конкурсах и внеклассных мероприятиях для сознательного, активного участия одарённых учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.
Вашему вниманию представлена универсальная, инновационная модель работы с одарёнными детьми, основанная на применении театральных технологий. Давайте возьмём за начало работы, учебное занятие с предлагаемыми обстоятельствами, т. е. с некими заданными условиями. Прежде всего «режиссура урока», предполагает действенный событийный ряд и чтобы более детально понять, о чём идёт речь, мы вычленим из данной модели эти понятия и пристальнее рассмотрим их.
Итак, «Действие – единый психофизический процесс, направленный на достижение цели». Действуешь, двигаешься, значит существуешь. Формулу Константина Станиславского можно представить, как «Я действую в предлагаемых обстоятельствах”. Ключевые принципы которых: действие – единый психофизический процесс, следовательно, действие – путь к чувству; действие может совершаться только здесь и сейчас; творчество ученика-артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах и только в сфере воображения, т. е. ключик, повернули, воображение ученика заработало и вперёд в познание. Этот ход насыщает первое, естественное стремление одарённого ребёнка, пришедшего учиться, сразу выразить себя в творчестве – наша задача, верно мотивировать его действие. Возникает естественный вопрос, каким образом? Нам на помощь приходит событие.
«Событие – это сочиненная и выстроенная педагогом на основе фактов-раздражителей и режиссёрско-педагогического хода урока, так называемая «экстремальная ситуация», - другими словами некий конфликт, где две стороны вступают в борьбу за знание.
По модели занятия это: 1. Завязка урока – процесс организации педагогом борьбы участников за основной предмет познания. Важно организовать завязку так, чтобы все участники образовательного процесса в эту борьбу с неизбежностью. Предметом борьбы на уроке является знание, борьба же разворачивается «за основной предмет познания». 2. Кульминация урока –уточнение знаний и навыков, полученных в результате состоявшихся совместных открытий - предполагает абсолютную новизну. 3. Развязка – образовательное приращение, завоевание «основного предмета познания».
Этого чуда не произойдёт, если мизансцена на нас не сработает. Так заставьте и её быть действующей. «Каждая возникающая ситуация пространственно как-то размещена, то есть занимает какую-то мизансцену... Обычная для школы мизансцена, когда класс сидит в затылок друг к другу, а учитель стоит напротив, – это мизансцена разъединения и конфронтации. Однообразие мизансцен является для живых людей противоестественным, почему мы не учитываем этого в школе? Ведь в реальной жизни мы постоянно меняем свое положение в пространстве в зависимости от того, что и как мы собираемся делать. Для продуктивности нашей деятельности нам это просто необходимо. А в классе мы почему-то совершенно разные действия (читать, рассматривать, сопоставлять, спорить, искать и т.д.) должны выполнять неподвижно, располагаясь в одних и тех же местах. Необходимо научить детей тонко ощущать пространство и темпоритмические структуры, чтобы они могли сами выбирать оптимальную мизансцену для того или иного вида работы, не создавая при этом хаоса, таким образом мы вернулись в начало нашего доклада, создание занятий в радость, приносящих пользу, не превращённых в игру, но носящих игровой характер. Именно он создает модель понимания, направленную на самоопределение человека в мире.
«Исходный смысл игры — переживание полноты бытия, практика раздвигания горизонтов бытия, порождение новых миров. Игра — это новый проект бытия. В игре человек всегда больше себя самого. Именно игра «сидит» ядром, порождающим механизмом в образовании человека. Образование — та деятельность, которая порождает новое общество, а игра — тот механизм, который запускает процесс развития в самом образовании», таким образом мы объяснили ещё одну грань нашей инновационной модели.
Предлагаю обобщить. Из выше раскрытых элементов складывается, метод действенного анализа, когда ученик с одной стороны, реально задаёт себе вопросы: что делаю? Зачем? Как? А педагог с другой стороны постоянно задаёт себе один и тот же вопрос: ради чего? Это и есть ваша сверхзадача занятия, т. е. сквозное действие пронизывающее всё, от завязки до самой развязки урока.
«Сверхзадача» - это компас урока, т. е. «ради чего?». Каждый педагог должен воспитать в себе чувство «ради чего?» - чтобы оно стало его профессиональным навыком. Понятия «сверхзадача» и «сквозное действие», являются основополагающими принципами организации урока по законам театрального искусства. Магическое «если бы…» или предлагаемые обстоятельства урока – это сконструированные педагогом творческие стимулы, на основе организации учебного, творческого, жизненного материала, исходя из темы урока, в классе должна возникнуть потребность в реализации той или иной познавательной задачи.
Сегодня на примере организации учебного занятия, мы рассмотрели как работает данная модель, хотя могли взять и такие её аспекты, как: индивидуальный образовательный маршрут, внеклассное мероприятие, конкурсное мероприятие, концертная программа и обучение самих педагогов, по которым активно ведётся работа в нашей школе, но это уже темы других докладов.
Наш педагогический опыт доказывает, что применение театральных технологий в преподавании любого направления, в условиях дополнительного образования, в общеобразовательной школе, способно эффективно влиять на учебно-воспитательный процесс, самое важное отвечает актуальным потребностям в образовании одарённых детей.
Подчеркну, что сегодня мы рассмотрели, как работает модель в применении к учебному занятию. Поскольку мы заявляем, что модель универсальна, сегодня рассмотрим в применении к индивидуальному маршруту.
Плотникова Е.Н.:
Доклад «Применение авторской инновационной модели развития
детской одарённости на основе театральных технологий
на примере конструирования индивидуального образовательного маршрута»
Для того чтобы понять смысл модели, применим МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА.
ДЕЙСТВИЕ. Можно сказать «Я действую в предлагаемых обстоятельствах». Ключевой принцип: творчество ученика-артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах. Этот подход насыщает естественное стремление ребёнка выразить себя в творчестве, перестраивает его индивидуальный склад мышления на творческий лад.
Сочините для него ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Дети любят фантазировать, играть. Играйте вместе! В игре не заметит, как выучит ноты. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» – писал Сухомлинский.СОБЫТИЕ – это сочиненная педагогом «экстремальная ситуация». Конкурс – экстремально. Вовремя выучить, узнать всё о произведении, обыграть, настроиться на концертное выступление. Происходит активизация, развития и совершенствование интеллектуальных, творческих, нравственных и эмоциональных возможностей и потребностей учащихся.
Выстраиваем цепочку СОБЫТИЙ (конкурс / мероприятие / спектакль / концерт / экзамен…). Выделить главное СОБЫТИЕ всего курса – госэкзамен. Главное СОБЫТИЕ года – конкурс – районный / областной / республиканский. Главное – выстроить логику.
Здесь важны ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (концерт, конкурс). Если для ученика главное событие – конкурс, где он исполняет две пьесы – в марте, а по контрольным требованиям – в мае, то логика не выстраивается.
В наше время ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА меняются стремительно. Нужно успевать сориентироваться, перестроиться. Здесь главное СОБЫТИЕ определяет мотивы.
Для каждого события определяем задачи:
Что? Музыкальное произведение или упражнения.
Зачем? Готовлю произведения / участвую? ДЕЙСТВИЕ преподавателя направлено на мотивацию на успех, развитие способностей, повышение уровня индивидуальных достижений, профессиональный рост, самореализация, саморазвитие, самопознание. ДЕЙСТВИЕ для ученика – познавательный интерес, интересная программа, призовое место на конкурсе, порадовать родителей, выступить на концерте, подобрать песню для своего удовольствия.
Как? Концертный вариант / домашний вариант / эскизное знакомство с пьесой / самостоятельная работа над пьесой / аранжировка. Как работать с произведением?
Ставим СВЕРХЗАДАЧУ – конечную цель, которой добивается ученик, к достижению которой направлены все действия. СВЕРХЗАДАЧА – это компас маршрута, то есть «РАДИ ЧЕГО?».
Я, как педагог создаю условия для воспитания музыканта-профессионала. Свои события – «экстремальные ситуации». Создаю условия для музыканта – любителя. Значит, будем больше подбирать, читать с листа, участвовать в районных конкурсах. События будут совершенно другие.
Важно, чтобы каждый педагог воспитал в себе чувство «ради чего?», так, чтобы оно стало его профессиональным навыком.
СВЕРХЗАДАЧА активизируется при помощи выстраивания интересных для ученика ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. «ЕСЛИ БЫ...» или предлагаемые обстоятельства образовательного маршрута – это сконструированные педагогом творческие стимулы, посредством которых у ребёнка должна возникнуть потребность в реализации той или иной познавательной задачи.
В спектакле «сверхзадача» – это послание в зал. Для нас СВЕРХЗАДАЧА – создать для ребёнка максимально благоприятные условия, при которых он сможет развивать свои способности, самосовершенствоваться, состояться как личность, и, собственно это и будет его посланием миру.
Алифанов В.И.: Хочу дополнить, что методическая разработка нашего Педагогического Совета также построена на основе авторской инновационной модели.
Приглашаю весь коллектив принять участие в обсуждении вопроса о том, насколько мы сумели создать условия для благоприятной образовательной среды.
Предлагаю преподавателям работу в группах: 2 группы музыкального отделения; 3-я группа – изобразительное и декоративно-прикладное искусство; 4-я группа – театральное, хореографическое искусство, общее эстетическое отделение.
Предлагаемые обстоятельства: условия для создания благоприятной образовательной среды развития детской одарённости.
КЛАСТЕР
Центр – дерево – тема – создание благоприятной образовательной среды для развития детской одарённости.
Красные яблоки – традиционные методы и формы.
Жёлтые яблоки – инновационные методы и формы, разработанные и внедрённые преподавателями школы в течение трёх лет.
Зелёные яблоки – ваши инновационные идеи (здесь и сейчас).одобрение и принятые в разработку.
Корзина – для повторяющихся ответов.
Преподаватели работают в группах 7 мин.
Алифанов В.И.: Предлагаю по одному представителю из группы выступить.
Педагог от каждой группы проговаривает то, что написано на «яблоках», их прикрепляют к дереву, повторяющиеся складываются в «корзину».
Алифанов В.И. комментирует результаты.
ОСМЫСЛЕНИЕ
ДИСКУССИЯ
Алифанов В.И.: Предлагаемые обстоятельства – обсуждение новых идей.
Проводит обсуждение идей на «ЗЕЛЁНЫХ ЯБЛОКАХ» в форме дискуссии.
Решение по каждому решённому предложению – «зелёному яблоку» формулируется, определяется исполнитель, ответственный, срок выполнения. Секретарь фиксирует.
Могут возникнуть идеи, которые не могут по каким-либо причинам быть реализованы в ближайшее время, по ним будет принято решение рассмотреть в следующем году или позже. Переписать идею на «ЦВЕТОК». «ЦВЕТОК» - новый вызов, перспектива.
РЕФЛЕКСИЯ
УСТНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
ТАБЛИЦА «С – Н – О» (НАБЛЮДАЮ, СПРАШИВАЮ, ОТВЕЧАЮ).
ТАБЛИЦА «ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО».
Алифанов В.И.: Напомню ведущую идею Педагогического Совета: «Развитие детской одарённости будет успешным и прогрессивным, если создать благоприятную образовательную среду, а в основе проектирования индивидуального образовательного маршрута применить авторскую модель развития детской одарённости на основе театральных технологий». Прошу преподавателей ответить на вопрос: «Подтвердили или опровергли мы идею Педагогического Совета? Воспользуйтесь вашими заполненными таблицами «С – Н – О» (наблюдаю, спрашиваю, отвечаю) и «Плюс – Минус – Интересно). Проводит рефлексию. Каждый педагог высказывается.
Для оглашения резолюции Педагогического Совета передаю слово директору школы Плотниковой Елене Николаевне.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Плотникова Е.Н.: Участники Педагогического Совета в количестве 14 человек, заслушав сообщения о результатах реализации проекта «Развитие детской одарённости на основе инновационной модели с применением театральных технологий», обсудив новые идеи, решили:
Считать удовлетворительной работу по реализации проекта и заслушать отчёт в сроки:
По направлению диагностического сопровождения руководителю группы Лукиненко И.Г. в мае 2015 года провести запланированные мероприятия и представить отчёт на Педагогическом Совете 10 июня.
По направлению методического сопровождения руководителю группы Шарафутдиновой С.А. подготовить к изданию сборник методических разработок уроков, провести анализ работы – 10 июня.
По направлению работы с родителями руководителю группы Обуховой О.А. контролировать выполнение запланированных мероприятий и представить отчёт на Педагогическом Совете 10 июня.
Для создания благоприятной образовательной среды считать эффективным внедрение новых форм работы:
Карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, исполнительских и творческих конкурсах).
Карта достижений обучающихся в этих мероприятиях.
Банк одарённых детей.
Построение учебных занятий на основе авторской модели.
Построение индивидуального образовательного маршрута ученика на основе авторской модели.
Курс «Имидж человека» в рамках предмета по выбору.
Мастер-класс для учащихся школы.
Проект пятничных вечеров «И душа с душою говорит…».
Районный конкурс «Струны столетий».
Районный конкурс «Театральные надежды».
Принять в разработку следующие идеи:
Корректировка контрольных требований по предметам. Срок обсуждения – 5 июня 2015 г. Ответственный Шарафутдинова С.А.
Проведение мастер-классов. Обсуждение 27 марта. Ответственный Алифанов В.И. Срок выполнения – 4 четверть.
Составление Положения о конкурсе ансамблей. Срок 5 июня. Ответственный Лукиненко И.Г.
Разнообразие форм проведения пятничных вечеров, расширяя возможности интеграции, ансамблевого музицирования, привлечение родителей. Обсуждение на заседании МО 27 марта. Ответственный Обухова О.А.
Запланировать проработку новых идей на заседании интегрированного школьного методического объединения 5 июня и решить вопрос о сроках их реализации.
Заседание Педагогического Совета завершено. Спасибо за работу.
18 марта 2015 г.