Технологическая карта урока по истории Казахстана на тему Завоевание монголами земель Казахстана


Технологическая карта урока истории Казахстана 7 класс
Тема: Завоевание монголами земель Казахстана
Цель: обеспечить условия для усвоения материала о завоевании монголами Казахстана.
Ученики должны
Знать: Время создания Монгольской империи, имя правителя, общественное устройство, завоевания монголов.
Уметь: показать на карте территорию Монголии, давать оценку завоевательным походам монголов, характеризовать последствия монгольских походов для Казахстана

Ключевые слова: Чингисхан, Тимучин, тумены, аймаки, нойоны, улусы, «Яса», курултай, Джучи, Чагатай, Угедей

Ключевые даты: 1115г, 1218г,1219г

Содержание деятельности


Вид деятельности
Время на работу

1.
Контроль знаний по темам «Раннесредневековые государства. Великий шёлковый путь»
Вариант 1.
1. Ответь на вопросы
Время существования Тюркского государства.
Время существования Тюргешского государства.
Кого у тюрков звали татами?
Основатель государства караханидов.
Что такое ташнау?
Протяжённость ВШП
Знаменитый труд «Диуани луга тат-тюрк» написал


Вариант 2
Ответь на вопросы
Время существования Западнотюркского каганата
Время существования Карлукского каганата.
Титул правителя огузов.
Время существования государства Караханидов.
Что такое ганч?
ВШП брал своё начало
Автор «Кутадгу билик»

7мин

2.
Работа с картой. Повторение изученного
Найти и показать на карте Найманское, Жалаирское, Керейское, Монгольское ханства. Прочитай отрывок на стр.60 учебника «Расселение племён» и ответь на вопрос: Почему история кереев, найманов и жалаиров тесно связана с историей казахского народов?
3мин

3.
Работа в парах
1 вариант
Прочитай отрывок на стр. 103-104 «Создание Монгольской империи. Составь кластер на тему «Основатель монгольской империи», приготовь по кластеру рассказ и расскажи соседу
2. вариант
Прочитай отрывок на стр. 104 «Общественный строй Монгольской империи», заполни схему, приготовь по ней рассказ и перескажи соседу


ЧИНГИСХАН Везиры






Нойоны- ?


Яса
Курултай
5 +2 мин

4
Заполнение таблицы.
Прочитай отрывок стр 104-105 «Завоевание монголами Казахстана» до слов «Покорив все соседние страны», заполни таблицу
Дата
События








3 мин

5.
Конверт размышлений.

5 мин

6.
Просмотр учебной презентации.
После просмотра ответить на вопрос « Когда и почему пал Отрар?»
5 мин

7.
Чтение с подчёркиванием.
Прочитай отрывок стр 107 «Последствия завоевания», подчеркни слова, подтверждающие факт жестокости и катастрофичности вторжений монголов
4+1 мин

8.
Рассмотри схему на стр. 108. В состав каких монгольских улусов вошли земли Казахстана?
5мин

9.
Рефлексия
Вернись к ключевым датам и понятиям, объясни их.
4 мин

10.
Домашнее задание §21 прочитать, ответить на вопросы после параграфа, подготовить сообщение о Чингисхане.
1 мин



Спасибо за работу!



Технологическая карта урока истории Казахстана 7 класс
Тема: Развитие культуры Казахстана в XIV – XVвв.
Цель: обеспечить условия для усвоения материала о развитии материальной и духовной культуре Казахстана в 14-15 вв
Ученики должны
Знать: отличительные особенности материальной и духовной культуры, названия известных эпосов и образцов письменной литературы, виды религиозных верований, виды песен
Уметь: делать анализ материальных культурных достижений, делать краткую характеристику религиозным верованиям казахов 14-15 вв.
Ключевые слова: материальная культура, духовная культура, юрта, уйши, фольклор, ислам, шаманство
Содержание деятельности

Вид деятельности
Время на работу

1
Повторение изученного
Хронологический диктант с ошибками
552-602 – время существования Тюркского каганата
756 – 940 - ?
1155 – 1221 - ?
1219 – Осада монголами Жетысу
1236 - - поход Бату на русские земли
1243г – образование государства Золотая орда
2 мин

2
Проверка домашнего задания
1. Объясни значение слов
Казах
Алаш
Жуз
Тамга
2. Расскажи, чем была вызвана необходимость образования жузов.
3 мин

3
Изучение новой темы
План
1. Материальная культура
2. Духовная культура
3. Музыкальное искусство
4. Религиозные верования
1) Конверт размышлений
- Что такое материальная культура?
- Как великий Шёлковый путь мог влиять на развитие материальной культуры?
2) Прочитай отрывок учебника стр. 152-153. ( со слов «Преобладающая роль » до слов «Одежда ...») приготовь рассказ о видах жилищ на территории Казахстана в 14-15 вв. Почему возникала необходимость создания переносных жилищ?
3) Работа с рисунками
Рассмотри рисунки. Игра «Найди пару»










Прочитай отрывок учебника стр 153 и ответь на вопрос: из чего изготовляли одежду казахи?
4) Работа в паре
Прочитайте отрывок учебника стр 153-154 ( со слов «Одним до слов «Духовная культура»). Подготовьте ответы на вопросы
1 вариант: Какова была основная еда кочевников? О чём писали путешественники в 13 веке?
2 вариант: Перечислите виды ремесленных изделий без которых не могли обойтись скотоводы и земледельцы.
5. Работа с таблицей.
Прочитай текст «Духовная культура», заполни таблицу
фольклор

мифы
сказки
Эпические поэмы и сказания
Устная поэзия
Письменная литература









6. Изучение материала по методу 5 П «Музыкальное искусство»
1П – прочитай текст
2П – придумай 2 вопроса по содержанию
3П – подготовь пересказ текста
4П – перескажи соседу
5П – проверь соседа
7. Работа по вариантам
Прочитайте текст «Религиозные верования» и приготовь рассказ.
1 вариант - распространение ислама
2 вариант – обряды шаманства






1мин



4 мин






5мин









4мин






10 мин






5 мин





6 мин

4
Рефлексия: ответь на вопросы самопроверки стр 157-158
2мин

5
Домашнее задание: приготовь сообщение на тему:
· Развитие духовной культуры Казахстана в XIII - XVвв
· Устное народное творчество на территории Казахстана в XIII – XVвв
· Формирование религии на территории Казахстана в XIII - XVвв

3 мин
























Спасибо за работу!







? туменов

? тыс. воинов

1000

Военно-административные улусы











1


4


2


3


Касаба –
Шопан -


Тымак –
Камзол -




15