Разработка урока по истории Казахстана в 9 классе Экологические проблемы Казахстана в 1946-1991 гг.

Предмет: История Казахстана
Класс: 9
Дата:
№ урока: 3

Тема занятия
Экологические проблемы в Казахстане.


Ссылки, источники
Учебник по истории Казахстана для 9 класса, раздаточный материал.

Общая цель этого урока.
Изучить причины возникновения экологических проблем в Казахстане в 1946-91 гг., познакомиться с особенностями проявления экологических проблем радиактивного загрязнения, истощения водных ресурсов, проблем землепользования на основе текста.

Результаты обучения
могут дать объяснение причинам возникновения экологических проблем в Казахстане как результата антропогенной деятельности;
называют факты проявления экологических проблем в Казахстане;
умеют сделать вывод по возникновению экологических проблем в Казахстане.


Ключевые идеи, значимые для занятия
Экологические проблемы – результат деятельности человека; непродуманные действия руководства порождают экологические проблемы;

Этапы
время
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс оценивания

1. Вызов




6 мин




Первоначально стимулирующий материал
просмотр слайд-презентации о проявлении
экологических проблем.
Мозговой штурм. Фронтальная работа
обсуждение слайд-шоу – выход на понятие «экологические проблемы»
определение проявлений экологических проблем (прием КМ «мозговой штурм»)
выход на тему урока:
вопрос: Предположите, как будет сформулирована тема урока?
формулирование целей и задач урока (фронтальная работа: беседа – кумулятивная,
дебаты)
мозговой штурм. Работа в группах.
Обсуждение в группах ресурсов, уточнение заданий.


Формативное оценивание через наблюдение





3.Осмысление

6 мин




15 мин





Работа в парах
Учащиеся работают с текстом раздаточного материала с одновременным составлением простого плана текста. Обязательна запись плана .
Задают вопросы по неясным моментам.
Работа в группах.
Гр.1 - Характеристика проблем радиационного загрязнения с составлением кластера и заполнение контурной карты
Гр.2 - Характеристика проблем истощения водных ресурсов с составлением кластера и заполнение контурной карты .
Гр.3 - Характеристика проблем истощения и опустынивания земельных ресурсов с составлением кластера и заполнение контурной карты.
Презентация полученных результатов.


Формальное оценивание через наблюдение





Модератор формативно оценивает свою группу



4.Рефлексия

6 мин


6 мин
1. составить выступление «Экологические проблемы в Казахстане в 1946-91 гг.» Использовать формулу ПОПС.

Обсуждение работ других групп – «Карусель»















Формативное оценивание работы– используется матрица.

5. Последующие задания и чтение (д/з)

6 мин




1 задание - написать эссе «Как жить с экологическими проблемами в 21 веке?»;
2 задание - составить 10 тестовых заданий по теме урока;
3 задание - составить 3 «тонких» и 2 «толстых» вопроса по теме.


Ресурсы и оснащение

Интерактивная доска, бумага формат А3, стикеры, маркеры, раздаточный материал, контурная карта

Анализ и оценивание







Изменения к последующим занятиям










раздатка
Варварское, хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам РК привело к тому, что в 50-90 гг. а Казахстане сложились экологические проблемы.
Радиационное загрязнение
Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории РК. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 года на Семипалатинском полигоне привели в заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике еще имелось 5 полигонов, где проводились ядерные испытания - возле г.Аральск, в Гурьевской области, на полуострове Мангыстау, западу от озера Балхаш, на р.Эмба. Радиационный фон в РК повышается так же в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для РК представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат в г. Усть-Каменогорске накопил около 100 тысяч тонн отходов , загрязненных ураном, торием, причем хранилища отходов находятся в городской черте Усть-Каменогорска. В РК имеются всего 3 могильника для ядерных отходов (г. Курчатов, г. Актау)и все они располагаются в водоносном слое. Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что один из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30.08.1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне.
Истощение водных ресурсов.
Одной из наиболее серьезных экологических проблем РК стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засолению и истощению природных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амударьи и Сырдарьи. Уровень Аральского моря понизился на 14 м, площадь акватории сократилась на 40%, объем воды - на 65%. Если еще в 1950-х гг. здесь водилось 24 вида рыбы, 12 из которых представляли промысловую ценность, а уловы достигали 500 тыс. т в год, то к концу 1980-х гг. 20 видов рыбы полностью исчезли и море утратило свое рыбохозяйственное значение. Высохшее морское дно превратилось в гигантский очаг соленакопления и зарождения солепылевых бурь. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень которого за 10-15 лет снизился на 2,8 -3 метра. Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллический комбинаты стали причиной загрязнения Иртыша. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урал.
Истощение и опустынивание земельных ресурсов.
В критическом состоянии находятся земельные ресурсы РК, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. В результате безответственной хозяйственной деятельности эрозия почв охватила по республике более 5 млн гектаров пашни, в не меньшей степени пострадали пастбищные угодья. Примерно с начала 1970-х гг. в связи с дальнейшей экстенси-фикацией сельхозпроизводства в Казахстане начал применяться так называемый кочевой метод земледелия. Поля, утратившие естественное плодородие почв, выводились из хозяйственного оборота, а вместо них распахивались пастбища на свободных землях. В свою очередь, чтобы восполнить дефицит пастбищ, сжигались реликтовые леса в поймах рек Сырдарья, Жанадарья, Кувандарья. Вследствие этого лесные массивы в Приаралье почти полностью были уничтожены. Например, по берегам Сырдарьи сохранилось менее 1/5 их первоначальной площади. В дельтах этих рек исчезли и обширные площади тростника, он вырубался для производства бумаги. Приаральская дельта превратилась в болота и такыры. Из обитавших здесь 173 видов животных, значительная часть которых была занесена в Красную книгу СССР, осталось лишь 38.


ИНСТРУКЦИЯ

Как работать.
Прочитать текст (индивидуальная работа)
составить простой план из 3 пунктов (работа в парах)
составить кластер по теме (групповая работа). Тема дается учителем.
Нанести на контурную карту проблемные, с точки зрения экологии, места
Представить свою работу классу.

МАТРИЦА ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ

Как оценить работу.
Если в плане есть 3 пункта – 3 балла
Если план составлен аккуратным почерком и его легко читать – 2 балла
Если кластер занимает почти весь лист – 2 балла
Если кластер выполнен с использованием 4-х разных фломастеров – 2 балла
Если кластер лаконичен и немногословен – 3 балла
Если контурная карта заполнена – 2 балла

Результат:
набрали 14 баллов - «Молодцы, вы работали отлично»
набрали 11 или 13 баллов – «Ваша работа была успешной»
набрали от 7 до 10 баллов – «Работу выполнили»




15