Статья Содержательные линии урока литературы


Основные содержательные линии урока литературы.На курсах, которые я прошла в 2011 году, были освещены разные вопросы, касающиеся преподавания русского языка и литературы в современной системе образования. Рассматривались педагогические технологии, психологическое обеспечение преподавания русского языка, виды универсальных учебных действий и их уровни, новые учебники по русскому языку и литературе. Я остановлюсь поподробнее на требованиях к урокам литературы на сегодняшний день.
Спецификой литературы как предмета является то, что она рассматривается в школе как словесное искусство. Поэтому помимо содержания любого произведения мы должны рассматривать его форму.
Так как постичь искусство художника и музыканта нельзя, не увидев и не услышав его творений, то и искусство слова нельзя осознать, не прочитав его. Поэтому основным методом преподавания литературы было и остается чтение. Существуют различные виды чтения (слайд 1).
К другим методам, связанным с чтением, относятся чтение и восприятие, чтение и анализ (анализ вслед за автором, пообразный анализ, проблемный анализ, комплексный анализ), метод чтения и интерпретации. (слайд 2)
В основе современного урока литературы должны быть 4 основных содержательных линии: текст, теория литературы, развитие речи, историко-литературный процесс.(слайд 3)
Рассмотрим, какие задания, виды работ позволяют реализовать эти линии на уроках. Важно помнить, что 1 и 2 линии рассматриваются в тесном единстве, другими словами, через форму мы должны проникнуть в содержание.
С 5 класса начинается ознакомление детей с теорией литературы, устанавливаются первые связи между формой и содержанием. Например, при изучении УНТ ученики знакомятся с особенностями сказки как жанра (присказкой, зачином, концовкой, сказочными формулами), с понятием постоянный эпитет. Например, исследуя повторы в сказке, дети приходят к выводу, что путь Ивана-царевича был нелегок, но он его преодолел, потому что любил Василису; трижды показано в сказке, что умела делать Василиса, что характеризует ее совсем не так, как других невесток. Обращения и постоянные эпитеты пронизывают всю сказку. Здесь я применяю исследовательское чтение: прочитай всю страницу и выпиши постоянные эпитеты, обращения, проследи, как обращения характеризуют героев. Итогом изучения сказки является задание: зная жанровые особенности сказки, докажи, что «Царевна- лягушка» -сказка, .
В 5 классе учащиеся осваивают как жанр прозы, рассказ, лирическое стихотворение, сказ, басню, повесть, стихотворение в прозе. В 6-9 классах мы встречаемся с легендой, мифом, поэмой, рассказом, романом, историческим романом, романтической поэмой, лирическим стихотворением, пьесой-сказкой, комедией, трагедией. Для всех этих форм свойственен сюжет. Анализ сюжетных линий раскрывает замысел автора. Например, в рассказе А.П. Чехова «Тоска» ученики выявляют 4 сюжетных линии, в которых подчеркивается равнодушие окружающих людей к горю Ионы, в 5 сюжетной линии, когда Иона рассказывает свое горе лошади, тоска вселенского масштаба обрушивается на читателя. Правильное выделение в произведении сюжетных линий позволяет глубоко проникнуть в произведение. В 9 классе происходит знакомство учащихся с первым русским романом в стихах «Евгений Онегин». Для понимания главного героя рассматриваются следующие сюжетные линии: Е. Онегин и В. Ленский, Е. Онегин и Т. Ларина. В 7 классе в сказе Лескова «Левша» анализируются сюжетные линии: Левша- атаман Платов- русский император и Левша-англичане. В них просматривается отношение к талантливому человеку в России и в Англии, патриотизм Левши и трагедия русского человека. Таким образом, в каждом произведении с учениками рассматриваем сюжет, сюжетные линии. Для закрепления понятия сюжет часто использую задание: расскажи, а в старших классах, напиши сюжет рассказа кратко.

Важными заданиями по осмыслению содержания текста являются определение темы и идеи текста. Легче детям определить тему после первичного чтения, идею же произведения можно определить после анализа произведения. Например, в 5 классе дети определили, что рассказ «Три охотника» Н. Носова о приключениях дяди Феди, Кузьмы, и дяди Вани. А вот идея этого рассказа – «Никого убивать не надо. Животных надо любить». В 6 классе тему рассказа А. П. Чехова «Толстый и Тонкий» ребята определили легко: встреча двух друзей детства, а идея этого рассказа – осуждение автором чинопочитания была выявлена после объяснения того, что такое художественную деталь и как она помогает понять рассказы А. П. Чехова. Тема рассказа Л. Толстого «После бала» - подробное описание двух эпизодов из жизни главного героя Ивана Васильевича. В их сопоставлении выявляется идея рассказа – судьбу человека определяет не среда, а случай и отношение человека к случаю. Благодаря увиденному на рассвете, главный герой не пошел служить по военной части, где надо проявлять жестокость к другим людям. Такое задание применимо к каждому произведению. Осмыслить идейное содержание произведения помогает и система образов, и авторская позиция, и осмысление исторической эпохи, описанной в произведении, и история создания произведения, и личность писателя.

Знание формы помогает глубже понять произведение. Например, в 8 классе рассматриваются литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Черты романтизма рассматриваются перед изучением баллады В. А. Жуковского «Лесной царь». Впервые в этом произведении ученики отыскивают черты романтизма, именно они помогают понять балладу. При изучении поэмы М. Лермонтова «Мцыри» происходит повторение и закрепление черт романтизма. Яркая природа, непохожий на всех герой, его стремление к свободе помогают понять, почему поэму «Мцыри» современники назвали гимном свободы. При анализе этой поэмы мы обращаемся и к истории создания поэмы, и к определению поэмы как жанра, и, конечно же, к свободолюбивым взглядам М. Ю. Лермонтова.
После первичного прочтения рассказа М. Горького «Макар Чудра» у учеников возник возмущенный вопрос: «Зачем Зобар убил Раду, ведь он ее любил»? Анализ этого рассказа, как произведения романтического, дал ответ на заданный вопрос: Зобар и Рада любят больше свободу, а любовь лишила их возможности быть свободным, поэтому они предпочли умереть. Через своих героев М. Горький воспевает свободу, о которой так мечтали образованные и просвещенные люди конца 20 века.
В 9 классе мы изучаем поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». При создании образов помещиков, Чичикова, чиновников автор использует портрет, интерьер, художественную деталь. После выявления в тексте этих средств создания образов у учащихся приходит понимание, почему этих героев можно назвать мертвыми душами. В поэме присутствуют лирические отступления, отражающие позицию автора на ту или иную проблему, таким образом, через лирические отступления читатель глубже понимает автора и его произведение.
При изучении лирики большое внимание уделяю эпитету, сравнению, метафоре как изобразительным средствам языка. Плодотворный материал для закрепления этой темы – лирика Пушкина, Лермонтова, Бунина, Есенина, Фета, Тютчева.
Развитие речи как содержательная линия наполняется монологом (тезис-доказательство) и диалогом(умением высказать свое мнение и услышать другого). Вопросы, направленные на создание диалога и связного текста могут предполагать разные точки зрения. Например, после прочтения рассказа «Бедные люди» спрашиваю: «Правильно поступила Жанна, взяв двоих детей от умершей матери?» Некоторые ребята высказывали мнение, что Жанна неправильно сделала, ведь теперь ее детям будет меньше еды», другие восхищались поступком Жанны и ее мужа. Альтернативность высказывания, а незаученная догма сегодня должна быть при личном отношении к прочитанному. Здесь очень важно отделить мысль автора и не перепутать ее со своим восприятием прочитанного. Например, «Белый пудель» затрагивает вопрос богатства и бедности, верности и продажности. Отношение к этим нравственным категориям в беседе ребят проявилось разное. После беседы на эту тему спрашиваю: «Прочитайте конец рассказа. На чьей стороне автор?» И ребята, исследуя отрывки текста, находят слова, показывающие авторскую позицию.
Часто использую в своей работе задания, направленные на создание связного текста. После изучения прозаических произведений задаю сочинение-рассуждение: «Докажи, что «Капитанская дочка – исторический роман. Приведи доказательства», «Произведение Лескова «Левша» является сказом. Согласись или опровергни», «Владимир Дубровский – благородный разбойник», «Почему комедия Гоголя «Ревизор» была запрещена после премьеры?» Такое сочинение можно применить к каждому произведению, оно является подготовкой к экзамену в 9 классе, где ученики пишут сочинение- рассуждение на лингвистическую и нравственную тему. Такое задание вставляю в контрольную работу отдельным вопросом.
Урок литературы – это всегда урок развития речи учащихся как письменной, так и устной, источник обогащения словаря учеников. В процессе чтения нового произведения обязательно встречаются новые для учащихся слова. Например, при чтении «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина провожу лексическую работу со словами обрек, вещий, грядущие, жребий, отрада, воитель, незримый, взор, ретивый, волхв, лира и т д., из которых составляется словарь по теме. Словарная работа необходима особенно при изучении исторических произведений. Практикую словарную зачетную работу по темам.
Содержательная линия историко-литературный процесс предполагает сопоставление авторов, тем творчества. Например, к теме крепостничества обращались многие писатели и поэты. В 5 классе в рассказе Тургенева «Муму» предстает перед читателем трагизм Герасима, жизнь которого полностью зависит от приказов и капризов его барыни. В 6 классе дети читают рассказ «Бирюк», в котором автор показывает нравственную сторону одного из крепостных, в 7 классе предлагаются рассказы из «Записок охотника» Тургенева, раскрывающие ум, красоту души русского мужика-крестьянина, осуждается автором система, сдерживающая развитие крестьянина. В произведении Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик показан рабом, привыкшим жить для своих господ. Такой сравнительный анализ можно провести в 9 классе перед изучением произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
В каждом классе представлена тема «Родная природа в произведениях 19, 20 века». После анализа стихотворений В. Бокова и Н. Рубцова проводим сравнительный анализ, выявляем, что для каждого поэта родная природа, какая она.
В 6 классе сравниваем пейзажную лирику Пушкина и Тургенева в стихотворении «В дороге», Фета и Тютчева.
В 9 классе широко представлены поэты 19 и 20 века. Обладая некоторым литературным опытом, в 9 классе ученики сравнивают поэзию Фета с поэзией Пушкина, отмечают разницу в понимании назначения поэзии и поэта разными авторами.
Таким образом, на каждом уроке литературы реализуются основные содержательные линии.
Учитель русского языка и литературы Пирич Л. Д.