Презентация к докладу Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка


Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка Волчкова Н.Ю. * Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. * * Обеспечение психологической комфортности и психологической безопасности на уроке в коррекционной школе является одним из важнейших условий для гармоничного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. * * Как создать психологическую комфортность на уроке? Оценить психологическое состояние класса в целом и нервно-психического состояния некоторых учащихся в начале урока (возбуждение, удовольствие). * * Психологический настрой учащихся в начале урока. Использование карточек, выражающих соответствующее эмоциональное состояние (радость, грусть).Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение всего урока». * * Установка учащихся на оптимистическую перспективу, на конкретный результат в начале урока. Например: (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас несложный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!». Или, например: (при повышенной работоспособности) «Сегодня сложный урок, вам необходимо быть внимательными на уроке, и правильно выполнять все задания» и т. п. * * Психологический климат на уроке. Организация работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции. * * Создание ситуации успеха. Атмосфера доброжелательности.Поддержка и помощь со стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится). Персональная исключительность (только вы можете справиться с этим заданием). * * Авансирование (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях - преднамеренное завышение оценивания результата работы).Мотивация (это необходимо для определённой цели). Скрытая инструкция (не забудь, обрати внимание, хорошо было бы это сделать, таким образом, и т.д.). * * Предупреждение психоэмоциональных перегрузок. Использование на уроках эмоциональной разрядки (поговорка, весёлая история, юмористическая картинка, музыкальная минутка). * * На уроке важен не только психологический, но и интеллектуальный комфорт: смена видов деятельности, темп урока, поощрение учащихся, разноуровневые задания, аргументированная оценка. * * Психологическая комфортность в обучении способствует выработке у учащихся положительной учебной мотивации, снижению уровня агрессивности, тревожности. * * * Безопасная и комфортная социально-психологическая среда необходима для наиболее эффективного обучения, воспитания и личностного развития учеников. * *