Развитие УУД на уроках математики в начальной школе в рамках образовательной системы Школа 2100


А.В. Добрынина
учитель начальных классов, 1 квалификационной категории
МОШИ «Лицей- интернат г.Балашова Саратовской области»
«Развитие УУД на уроках математики в начальной школе
в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных универсальных учебных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели. Поэтому задания учебника первого класса знакомят учащихся с общепринятыми в математике моделями, а учебники 2–4 классов дополняют эту линию и учат детей самостоятельному созданию и применению моделей при решении предметных задач.
Отличительной чертой учебника математики образовательной системы «Школа 2100» под редакцией Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. является широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. Это задания учебника, сопровождающиеся инструкциями «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание».
В рамках образовательной системы «Школа 2100» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: первое - развитие устной научной речи. К этому направлению относятся задания, которые сопровождаются инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком на жёлтом поле (основной вопрос урока). Второе – развитие комплекса умений при помощи системы заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей). Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога: а) учитель – ученики - диалог в большой группе, б) ученик – ученики - диалог в небольшой группе, в) ученик – ученик – диалог в паре.
Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Так как рассматриваемый курс математики серьёзнейшим образом ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения выстраиваются в соответствии с правилами, отражёнными в дневниках школьника, созданных авторами «Школы 2100», и позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. (Все задания, относящиеся к работе на этапе первичного закрепления нового, работа с текстовыми задачами в классе).
Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача. Работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.
Следующим этапом развития регулятивных умений является работа над системой учебных заданий. Для этого в учебнике 1 класса предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы рядом со значком «!» на жёлтом поле, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью.
В значительную часть уроков 2 класса и во все уроки 3–4 классов в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
Таким образом, курс математики образовательной системы «Школа 2100» формирует у обучающихся все учебные универсальные действия.
Литература:[журнал «Начальная школа», №10, 2010 год, http://uchportal.ru, http://pedsovet.su, http://www.myshared.ru/ ]