Формы проведения рефлексии во внеурочной деятельности, как способ формирования регулятивных УУД младшего школьника


«Формы проведения рефлексии во внеурочной деятельности, как способ формирования регулятивных УУД младшего школьника»
Учитель нач.классов: Сморкалова К.А.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.
Элберт ХаббардОдной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно.  Учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становиться не непонимание материала, а неумение с ним работать.
Приведем практический пример: вы взяли рецепт нового блюда, в нем записаны не только продукты, которые нужны для него, но и обязательно способ (алгоритм) приготовления. Успех приготовления зависит от того, насколько подробно и четко будет описан способ приготовления и последовательность действий, а после нескольких раз вы будете готовить его без подсказки. То же происходит и в учебном процессе. Чем четче и подробнее мы будем объяснять, как выполняется задание, тем лучше наши ученики будут его выполнять.
Большую роль в формировании рефлексивной способности играют учебные действия контроля и оценки. Установлено, что у младших школьников можно сформировать не только контроль внимания, но и рефлексивный контроль.
Выделяют несколько классификаций рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
На уроках я постоянно использую три ключевые вопроса: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? Именно они помогают ребенку осознанно подойти к созданию алгоритма способа действия, используя который они потом смогут произвести контроль выполнения задания.
С первого класса ввела оценочную шкалу. Такая оценка:
Позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
Носит информативный характер;
Способствует формированию позитивной самооценки.
На каждом этапе внеурочного занятия обучающийся оценивает себя. Оценка позволяет школьникам определить, усвоен или не усвоен результат учебных действий их конечной цели. Именно оценка сообщает школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача.
Итог занятия можно подвести, как на индивидуальных листах самооценивания, так и на общем. Я использую различные композиции (дерево, ваза с цветами, цветочный луг).
Еще один прием, довольно простой и быстрый- это оценивание рукой по методике Евгения Евгеньевича Шулешко.
Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Важно закончить занятие на положительной ноте:
Комплимент-похвала;
Комплимент в деловых качествах;
Комплимент в чувствах.
Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.