Презентация к педагогическому совету «Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы».


«Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». психолог Поль Торренс Подготовила педагог-психолог МКОУ «БСОШ №1» Е.А.Куринная Что такое одаренность? Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей. Способности – индивидуальные психологические особенности, оказывающие влияние на успешность выполнения деятельности, скорость и прочность усвоения связанных с данной деятельностью знаний, формирование умений и навыков, но не сводящиеся к этим знаниям, умениям и навыкам. Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития.  Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми и обладает в силу выдающихся способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу Виды способностей общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческое, или продуктивное, мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства; психомоторные способности. Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости: Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как: многообразие видов одаренности психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему) некомпетентность специалиста. Диагностика одаренности. Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью: Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал. Нравственные аспекты исследования Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности: наблюдение, беседа, тесты интеллекта, тесты креативности, тесты способностей, тесты мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности. Типы диагностических методик методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка, методики диагностики интеллектуального уровня и уровня креативности. Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, для детей. Психолог осуществляет психодиагностику всех субъектов учебного процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики. Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно: построить профиль одаренности спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.Учителю не стоит осуществлять диагностику одаренности с помощью тестов Амтхауэра или Торренса и Хеллера, в обработке которых необходимы специфические знания. Мною отобраны те опросники и методики, которые не требуют сложной обработки, специальных знаний. Методика оценки общей одаренностиМетодика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу. методика «Характеристика ученика»методика «Карта одаренности»виды одаренности:• интеллектуальная • творческая • академическая • художественно-изобразительная • музыкальная • литературная • артистическая • техническая • лидерская • спортивная Методика «Интеллектуальный портрет»Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Познавательная сфера1. Оригинальность мышления 2. Гибкость мышления 3. Продуктивность4. Способность к анализу и синтезу. 5. Классификация и категоризация 6. Высокая концентрация внимания 7. Память Сфера личностного развития1. Увлеченность содержанием задачи. 2. Перфекционизм 3. Социальная автономность4. Лидерство5. Соревновательность 6. Широта интересов. 7. Юмор. Анкета одаренности (адресована родителям)В сферах:- изобразительно-художественной одаренности;- музыкальной одаренности;-литературной одаренности;-артистической одаренности;-технической одаренности;-лидерской одаренности;-спортивной одаренности;-интеллектуальной одаренности. Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. ЛосевойОпросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задоринойсферы одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется:- обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились;- не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое;- обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности. -Анкета «Ребенок: способный или одаренный?» для родителей. -Оценка одаренности самим учащимся и его сверстни-ками. Методика «Словесно-логическое мышление» 2классы 2016-2017 уч.год. Методика «Словесно-логическое мышление» 3 классы 2016-2017 уч. год. Методика «Словесно-логическое мышление» 4 классы 2016-2017 уч. год. Спасибо за внимание!