Статья Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Система оценки
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Педагогический совет

«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
К. Хаббард

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений с трудом совмещается с требованиями модернизации образования. Главную причину этого большинство специалистов видят в использовании 5-ти бальной шкалы оценок.
   Традиционная пятибалльная система оценивания:
-не дает полноценной возможности для формирования у ребенка оценочной самостоятельности;, т.е. общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников)
-затрудняет индивидуализацию обучения; Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходиться лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой
-является малоинформативной; В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке нельзя судить о действительном уровне знаний.
-имеет часто травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
сейчас «система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха, во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми, в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду, в-четвертых, содействует возникновению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов». Отметка, как говорят психологи – «стрессогенный» фактор.
   Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки «отметочной» системы оценивания.
Безотметочная система, о которой пойдет речь, предполагает не замену одних отметок другими, не переделку символов, а пересмотр самих принципов оценивания, а еще глубже – всего учебного процесса.
Если у отметок слишком много недостатков, не стоит утверждать, что надо вообще отказаться от оценивания. Делать это необходимо, иначе дети не увидят ни своих проблем, ни путей их преодоления. При безотметочном оценивании контроль над работой школьников вовсе не исключен, но преподаватель не выносит вердикт, а помогает ребенку понять, какие темы тот усвоил, а над чем надо еще поработать.
Один из важнейших принципов безотметочной системы – самооценка. Ценнейшему из умений – способности адекватно оценить свои действия – детей учат постепенно. Сначала они сравнивают выполненную работу с данным учителем образцом. Преподаватель, конечно, проверяет, исправляет ошибки, может предложить критерии, но определить оценку сначала должны сами ученики, только потом они услышат мнение учителя. При таком подходе исчезает опасность манипулирования с помощью отметок, школьники не зависят от учителя как от распределителя отметочных наград и наказаний.
Оцениванию при безотметочной системе должны подлежать не только знания, умения и навыки обучающихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть сформирована столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель.
При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка и не провоцируют учителя на сравнение детей между собой по их успеваемости, но это не «заменители» отметочной системы: «звёздочек», «зайчиков», «солнышек» и т.п. Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей фиксацию динамики развития способностей учащихся (коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами.

Основная цель безотметочной системы оценивания заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку).

Задачами безотметочной системы оценивания учебных достижений учащихся является:
обеспечение успешности обучения, целенаправленная и своевременная коррекция текущих результатов обучения;
направление обучающихся на усиление мотивов познания, закрепление в них веры в собственные силы, педагогическая поддержка учебной активности и самостоятельности обучающихся;
соотнесение фактического уровня предметных знаний и надпредметных умений с требованиями государственного образовательного минимума, контроль выполнения учебных планов и программ;
осуществление здоровьесберегающих технологий в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами;
соблюдение и уважения личности и человеческого достоинства обучающихся.

   В основе данного подхода к оцениванию лежат следующие ключевые вопросы:
- что оценивать
- как оценивать
- каким образом оценивать
- что нужно учитывать при таком оценивании

Система оценки личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение сформированность внутренней позиции обучающегося принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований психологами, логопедами, социальными педагогами, т. е. специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объек
·тов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Различные виды оценки:
В системе оценивания используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
Самоанализ и самооценка обучающихся.

К обязательным формам и методам контроля относятся:
Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа. Посещение уроков по программам наблюдения.
Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы
Иные формы учета достижений:
Урочная деятельность - анализ динамики текущей успеваемости;
Внеурочная деятельность - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
Портфолио
Анализ психолого-педагогических исследований

Виды контроля и учета достижений обучающихся
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.
Текущий контроль предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов).
В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся.
С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации наличия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), которые могут быть именными или аспектными (для оценки сформированности данного аспекта деятельности у всего класса). Можно пользоваться и иными инструментами: линейками достижений, лестницей успеха, цветовые сигналы и др.
Наблюдение может выступать и в качестве обучающего средства, например, в ходе групповой работы можно предложить совместно заполнить лист наблюдений на каждого участника групповой работы
По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек (методика Г.А. Цукерман «Оценка без отметки»). Особая ценность данного приема состоит в том, что он направлен на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребенка в целом. Линейки достижений позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка.
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.


Работа в режиме безотметочного обучения требует большой подготовительной работы. Исходная точка - принятие образовательным учреждением единой «оценочной» политики», а именно «Положение о безотметочном обучении», где прописаны все условия, средства, методы и формы оценивания, используемые в учебно-воспитательном процессе.
2 этап – работа методических объединений, цель - анализ содержания программ и четкое определение тех знаний и умений, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец четверти, на конец изучения каждого раздела.
3 этап – работа учителя в режиме безотметочного обучения:
- проведение стартовой работы
- фиксация текущей оценки учебных достижений с помощью особых условных шкал
– «волшебных линеечек». Принципиальное отличие их от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежит никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок;
- фиксация продвижения младших школьников в освоении всех умений в социальный «Лист индивидуальных достижений». Заполнять лист может как сам учитель, так и сам ученик;
- создание оценочного листа, где будут отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету, зафиксированные в процентах (это проведение проверочных работы, направленных на оценку сформированности планируемых навыков и умений)
- выработка формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах деятельности. Одним из вариантов оценки проявлений творчества в процессе обучения является «Тетрадь открытий», в которой фиксируется авторские записи детей.
- помощь ребенку в оценке собственных достижений, основой которых является «Портфель достижений ученика», включающий в себя: личные работы ученика, творческие работы, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления, проектная деятельность


. Основная цель безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.
Применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.




Для одних детей отметка Баба Яга,
а для других – добрая Фея.

(Ш.А. Амонашвили)



15