Статья Интерактивная доска как средство формирования предметных и метапредметных универсальных учебных действий на уроках английского языка.


Интерактивная доска как средство формирования предметных и
метапредметных универсальных учебных действий на уроках английского языка.
Сердюкова Юлия Юрьевна, учитель английского языка.
МБОУ «Опытненская СОШ»
Республика Хакасия, Усть-Абаканский район
Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, и очень эффективное средство, способствующее активному вовлечению обучающихся в процесс обучения.
С помощью интерактивной доски реализуются требование ФГОС:
- формирование предметных результатов (организовать интерактивное обучение можно на любом уроке и практически по любой теме образовательной программы, разработать тренажёры, подобрать нужную наглядность, отработать навыки);
- формирование регулятивных универсальных учебных действий (возможность использования интерактивной доски для постановки цели урока или отдельной его части, совместное формирование путей достижения цели, возможность контролировать себя при достижении цели, возможность использования для само и взаимооценивания, а так же при рефлексии);
- формирование коммуникативных универсальных учебных действий (например, в рамках дискуссионных уроков);
На уроках с использованием данного оборудования интерактивной доски учитель формирует личностные, метапредметные и предметные результаты обучения учащихся, так как интерактивная доска является средством:
- организации интерактивного обучения, когда учащийся или группа учащихся могут влиять на то, что происходит на доске, а так же вообще на содержание урока;
- проведения поисково-исследовательской деятельности, анализа, инициирования дискуссий;
- организации освоения и проверки знаний.
Интерактивная доска способствует формированию всех универсальных учебных действий. В ходе учебной деятельности при использовании данного оборудования учащиеся будут совершенствовать навыки:
- критического мышления (при построении таблиц, схем, диаграмм);
- аналитической деятельности (при анализе, нахождение закономерностей и т.п.);
- смысловое чтение (при работе с заданием, содержащий текст);
- коммуникативные (при мозговом штурме, дискуссиях, при создании авторских презентаций).
На уроках английского языка можно использовать интерактивную доску на любом этапе урока. При определении темы и целей урока, фонетической и речевой разминке, мозговом штурме, объяснении нового материала, повторения, систематизации и обобщении объёмного материала, контроле и самоконтроле.
 Использование интерактивной доски эффективно формирует предметные универсальные учебные действия на уроках английского языка, развивает коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
Можно использовать такие приемы с интерактивной доской, как использование интерактивного маркера, перетаскивание объектов, открытие окошек, затенение экрана, рисование стрелочками, художественным пером.
Использование в качестве наглядно-иллюстративного метода, как грамматический тренажер. При отработке грамматического материала используются приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». 
Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение реплик в диалоге», «Установление соответствий».  Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом. 
При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: « Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов».
При обучении письменной речи и правописанию мною используются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками»
Эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.
В процессе работы я использую следующие функции интерактивной доски SMART Board: печатание, рисование, стирание резинкой, распознание рукописного текста, работа с коллекцией и др.
Также это действенный метод формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках английского языка.
Рассмотрим возможности применения ресурсов интерактивной доски в учебном процессе для формирования предметных и метапредметных УУД. 
SMART BoardПрезентации
Электронные пособия к УМК
Большим подспорьем преподавателям иностранного языка в процессе подготовки уроков и интерактивных мультимедийных заданий является платформа
http://learningapps.org/Интерактивная доска позволяет существенно разнообразить урок, сделать его информативно насыщенным.
Интерактивная доска вызывает большой интерес у детей. Какой бы сложной и скучной ни была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если урок сделан в красках, со звуком и многими другими эффектами. Это позволяет добиться повышения мотивации к изучению английского языка.