Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по по разделу Лексика. Культура речи


Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе попо разделу «Лексика. Культура речи» Изучайте значение слов –и вы избавите свет от половины его заблуждений. А.С.Пушкин Актуальность проекта обусловлена включением программы развития универсальных учебных действий в содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий. Цель: Разработать комплект контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Лексика. Культура речи». Целевая группа проекта: учащиеся 6 класса РСОШ им.Н.А.Галлямова Ожидаемые результаты реализации проекта1.Определение планируемых результатов основной образовательной программы по русскому языку по разделу «Лексика. Культура речи».2. Разработка системы заданий для формирования и оценки УУД. 3. Подготовка комплекта дидактических, контрольно- измерительных материалов.4. Апробация комплекта методических материалов, оценка результатов. 5. Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.6. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС. Риски реализации проекта1. Серьезной помехой в осуществлении проекта может стать психологическая неготовность его участников к каким-либо изменениям. 2. Непонимание подлинного смысла предстоящих изменений, в связи с внедрением проекта, приводит к низкой мотивационной активности педагогических кадров. 3. Слабое информационно-компьютерное обеспечение образовательного процесса; недостаточная сформированность профессиональных компетенций учителя в области применения ИКТ. Заключение В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные не только на формирование совокупности, но и систему диагностирования уровня сформированности универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков на уроках русского языка. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский ЛексикаОбщеупотребительные словаИсконно русские и заимствованные словаДиалектизмыЖаргонизмыЭмоционально окрашенные словаУстаревшие словаНовые слова (неологизмы)Профессионализмы Планируемые метапредметные результаты Коммуникативные:1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.2. Работать в парах, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.3. Оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.4. Развивать связную монологическую речь; анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения свою и чужую речь.5. Воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. Вариант выполнения задания по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».  На картине Васнецова изображен русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий шлем. На нем доспехи и латы богатырские. Стальная кольчуга надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке копье, а в другой – щит. Колчан полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу. Письменно ответьте на вопрос: что вы видите на картине? При ответе постарайтесь употребить устаревшие слова: шлем, кольчуга, доспехи, колчан, копьё, щит, чело, очи, витязь, латы, меч, десница. Планируемые метапредметные результаты Регулятивные:1. Самостоятельно формулировать проблему, анализировать условия и пути достижения цели.2. Составлять план и последовательность действий.3. Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.4. Уметь оценивать выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Укажите, какое явление языка иллюстрирует приведенные ниже пары слов. Планета Земля, садовая земля Г. Многозначные словаЛюбовь – ненависть А. СинонимыГромадный, исполинский Б. ОмонимыОткрыть замок, посетить замок В. Антонимы Заполните таблицуПары слов1234Лексическая группа     Проверь себяВАБГ Составьте алгоритм выполнения задания. Найдите и запишите в тетрадь «четвертое лишнее», проанализировав слова с точки зрения происхождения: а) белка, береза, фауна, осень; б) телевизор, телеграф, телефон, приемник; в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз. ( «Лишние» слова: фауна, телеграф, локомобиль.) Планируемые метапредметные результаты Познавательные:1. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).2. Самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу).3. Пользоваться словарями (в том числе орфоэпическим), добывать информацию из разных источников (текстов статей, словарей, справочников), соотносить и осмысливать её. 1. Назовите изображенные предметы одежды и быта. Исключить лишний предмет. {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Устаревшее понятиеСовременные предметы заменителиКафтанТреуголкаЛаптиЧелоЗеницаПерст2. Составить таблицу3. По таблице подготовить сообщение о видах устаревших словВитрина музея. 1. Прочитайте текст. Выпишите слова с выделенными буквами. Определите значение этих слов по словарю. Какой дует ветер? В жизни северного крестьянина-помора-землепашца и морехода, охотника и плотогона – ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный север приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний сиверко, гонит рыбачьи лодки, возвращающиеся с промысла на Мурмане, к родным беломорским берегам. Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: север (северный), летник (южный), запад (западный), всток (восточный), глубник (северо-западный), шелоник ( юго-западный), полуночник (северо-восточный), обедник (юго-восточный). 2. Составьте таблицу наименований ветров.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} южныйлетниксеверо-восточныйполуночник3.Объясните свою точку зрения, почему эти ветра так называются. Список использованных документов и источников информацииРусский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженскя, Л.А.Тростенцова-М.: Просвещение, 2013.Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе / О.В.Волкова-Казань: РИЦ «Школа», 2015.-172с.Колесов В.В. Культура речи – культура поведения.–М.:Просвещение, 1988.–С.134-144.Голанова Е.И. Как возникают слова. – М.: Просвещение, 1989. – С.94-103Е.Н.Этерлей, О.Д.Кузнецова. –Неизвестное в известном. с.96-98http://dic.academic.ru/ Словари и энциклопедии на Академике. infourok.ru/material.html?mid=16429 Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс.interneturok.ru/ru/school/school.xvatit.com/index.