Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Выступление на педагогическом совете: Реализация ФГОС НОО: результаты, проблемы, пути их решения.Каракутова Светлана Николаевна учитель начальных классов Главная функция классного руководителя - воспитание Обновление деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС Развивать творческую личность Создавать ситуацию успеха «Научить учиться» Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов? Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (п.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:Фиксировать цели оценочной деятельности.Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.Фиксировать условия и границы применения системы оценки Какие нужны новые формы и методы оценки? Нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.д.Необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.Это сугубо личная сфера, поэтому проводить такую диагностику необходимо только в виде неперсонифицированных работ. Система контроля дополняется новыми формами контроля результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);результаты учебных проектов;результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников. Необходимо принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу («пятибалльную»).Современная шкала оценивания построена по принципу «вычитания»: ищутся ошибки, чтобы понизить отметку.Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных? Комплексная оценка результатов- это общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты, которые фиксируются в таблицах образовательных результатов.Самое главное, что все оценки и отметки, помещаемые в таблицах нужны для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития. Какими должны быть границы применения системы оценки? При введении новой системы оценки образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки:Постепенное внедрение : от простого к сложному.Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться.Сокращение до минимума «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем.Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Какой опыт нам поможет? Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС. Правило 3. Сколько ставить отметок?По числу решённых задач. Правило 2. Кто оценивает?Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Правило 1. Что оцениваем?Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные. Правило 4. Где накапливать оценки и отметки?В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио») Правило 5. Когда ставить оценки?Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. Правило 6. По каким критериям оценивать?По признакам уровневой успешности:1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний). Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов) Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. 1 класс 2011- 2012 учебный годБ. – базовый,  П. – повышенный уровеньБазовый уровень- 14 ч – 53% .Повышенный уровень- 3ч.- 12% ( Каракутова В., Мелешко М., Чернова Т.)Не достижение Базовой подготовки- 9 ч.- 34 % (Федечкина Настя, Уразова Вика, Федяков Вадим, Пономарёва Алина, Иващенко Артур, Усачёва Влада, Юрьев Саша, Бабкин Кирилл, Сорокин Сергей).    2 класс 2012 – 2013 учебный год Б. – базовый,  П. – повышенный уровеньБазовый уровень- 14 ч – 53% .Повышенный уровень- 4ч.- 16% (Каракутова В., Мелешко М., Павленко Л., Чернова Т.)Не достижение Базовой подготовки- 8 ч.- 31 % ( Федечкина Настя, Уразова Вика, Федяков Вадим, Пономарёва Алина, Усачёва Влада, Юрьев Саша, Бабкин Кирилл, Сорокин Сергей).    3 класс 2013- 2014 учебный год Б. – базовый,  П. – повышенный уровеньБазовый уровень- 17 ч – 65% .Повышенный уровень- 1ч.- 4% (Каракутова В.)Не достижение Базовой подготовки- 8 ч.- 31 % (Федечкина Настя, Уразова Вика, Федяков Вадим, Пономарёва Алина, Усачёва Влада, Юрьев Саша, Бабкин Кирилл, Сорокин Сергей).    4 класс 2014- 2015 учебный год Б. – базовый,  П. – повышенный уровеньБазовый уровень- 14 ч – 58% .Повышенный уровень - 2ч.- 8% (Каракутова В., Чернова Т.)Не достижение Базовой подготовки- 8 ч.- 33 % (Федечкина Настя, Уразова Вика, Федяков Вадим, Пономарёва Алина, Суханова Лиза, Юрьев Саша, Бабкин Кирилл, Сорокин Сергей).    Уровень сформированности учебной компетентности по классу: Оценивание метапредметных результатов УУД(универсальные учебные действия) ПознавательныеКоммуникативныеРегулятивныеЛичностные Личностные УУДМотивация учебной деятельностиЦель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения.Оцениваемые УУД: действия направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (самоопределение и смыслообразование).Результаты диагностики показали, что 9 человек (36%) имеют высокий уровень мотивации, 10 человек ( 40 %) – средний и 6 человек 24%) низкий уровень учебной мотивации. Познавательные УУДЛогическое мышление.Цель: выявление уровня развития операций логического мышления – анализа и сравнения.Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия.Результаты диагностики показали, что высокий уровень показывают 8 человек (32%), 12 человек (48%) – средний и 5 человек (20%) демонстрируют низкий уровень развития данного вида познавательных УУД. Регулятивные УУД.Объем внимания и его концентрация.Цель: определение объема внимания (по количеству просмотренных записей) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).Оцениваемые УУД: умение контролировать свою деятельность.Результаты диагностики показали, что высокий уровень показывают 7 человек (28%), 11 человек (44%) – средний и 7 человек (28%) демонстрируют низкий уровень развития данного вида УУД. Коммуникативные учебные действияЦель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществления сотрудничества.Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий и в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).Результаты диагностики показали, что 100% детей показали положительное отношение к школе, 100% обучающихся имеют доверительные и конструктивные отношения с учителем. Однако испытывают проблемы в общении с соседом по парте 22% обучающихся и 8% обучающихся – с родителями.   В Стандарте второго поколения определен «портрет»выпускника начальной школы:любящий свой народ, свой край и свою Родину;уважающий и принимающий ценности семьи и общества;любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Спасибо за внимание!