Статья Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;


Система оценки – это процесс, который требует четкой организации каждого этапа. Все начинается с документов, которые регламентируют саму систему оценки в образовательном учреждении. Процедура оценивания в школе определяется следующими документами:
- Положение о внутренней системе оценки качества образования;
-Положение о системе оценивания знаний учащихся 1-4 классов, реализующих ФГОС НОО;
- Положение о мониторинге качества НОО;
- Положение о портфолио индивидуально-личностных достижений учащихся.
Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки результатов освоения основной образовательной программы включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами, и внутреннюю оценку, осуществляемую самой школой – обучающимися, ПЕДАГОГАМИ, ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ, АДМИНИСТРАЦИЕЙ.
В системе оценивания в начальной школе используются:
-преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом и школой,
-субъективные и объективные методы оценивания : субъективные- наблюдение,самоанализ, самооценка; объективные - как правило основаны на анализе письменных ответов и работ уч-ся, в том числе и стандартизированных, основанных на результатах тестов или стандартизированных письменных работ;
-оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;
- разнообразные формы оценивания , выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами;
- интегральная оценка, в том числе портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
- самоанализ и самооценка обучающихся, позволяющие включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность;

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
-работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (дом. Задания, мини-проекты, презентации. Формализованные письменные задания_ разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях, разнообразные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты и др.)
- индивидуальная и совместная деятельность в ходе выполнения работ;
-результаты тестирования (результаты устных и письменных работ)
О МОНИТОРИНГЕ
Один из нормативных документов, принятых в школе, а именно Положение о мониторинге качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества НОО в период до 2016 года.
Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования в ОУ и основных показателях их функционирования в соответствии с требованиями ФГОС для определения тенденций развития системы в школе,
Основными принципами мониторинга являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.
Для осуществления процедуры мониторинга разработана циклограмма, где представлены по каждой группе результатов (предм,метапредм,личностн.) сроки проведения, диагностический инструментарий, предмет оценки, фиксирование результатов, ответственные, исполнители.
В описании системы проверочных и учебно-методических материалов мы выделили следующие позиции:
Стартовая диагностика;
Текущее оценивание;
Итоговое оценивание;
Накопительная оценка.
Немного о работе коллектива школы по данным позициям:
Стартовая диагностика проводится в начале учебного года, определяет начальный уровень компетенций учащихся, необходимый для продолжения обучения. Стартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению и результатах их предметной готовности. Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое развитие, физическое развитие, которое создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения. Диагностика предметной готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, при этом проверяется состояние пространственного и зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена и др. Диагностика общей готовности первоклассников к обучению в школе проводится школьным психологом, а диагностика предметной готовности – учителем. Пакет диагностических материалов для проведения стартовой диагностики готовности первоклассников к обучению входят:
- методические рекомендации по организации и проведению стартовой диагностики;
- цифровое информационное обеспечение управленческой деятельности учителей и психологов для проведения стартовой диагностики (таблицы в формате Excel)
Данные стартовой диагностики фиксируются в индивидуальном «Листе достижений» учащегося.
На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме «Повторение» (2-4 классы) В 1 классе по стартовой диагностике определяется исходный уровень компетенций для создания индивидуальной образовательной траектории учащихся.
ТЕКУЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Текущее оценивание – это комплексная оценка результатов образования, которая включает в себя диагностику личностных, метапредметных и предметных результатов. Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Педагоги в соответствии с рабочей программой определяют по каждой изучаемой теме объем и характер компетенций, которые формируются в процессе обучения.
Диагностика личностных результатов осуществляется через педагогическое наблюдение, анкетирование.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения (нарушения) моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований .
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Диагностика метапредметных результатов проводится с помощью тематических работ на межпредметной основе, включающих компетентностно-ориентированные задания, или через выполнение отдельных заданий.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельности. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Диагностика предметных результатов проводится через тематические диагностические работы разных видов.
Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В систему оценки предметных результатов входят:
-опорные знания по предметам, которые включают в себя ключевые понятия теории, идеи, факты, методы и т. д.
-Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение. группировка, объектов, действия анализа и синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей, поиск, анализ, преобразование, представление информации, рассуждения.
Среди учителей была создана рабочая группа, которая разработала схему, по которой составляются контрольно-измерительные материалы, и начала работу над созданием общего банка контр.-измер материалов. Каждая диагностическая работа обязательно содержит базовый уровень («ученик научится») т. к. это требование относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся и повышенный уровень («ученик получит возможность научиться»), так как именно этот уровень определяет как индивидуальные возможности ученика, так и перспективность образовательной системы ОУ.
Следующим шагом был подбор подходящих диагностических заданий, которые в ходе обсуждения дорабатывались, распределялись по уровням. Материал приходилось отбирать очень тщательно. Иногда получается так, что несколько заданий в работе могут проверять одно и тоже умение. Поэтому создание диагностических работ требует определенной системности. Мы определили объем диагностической работы: базовый уровень и 1/3 от базового это задания повышенного уровня. К каждой работе прилагается спецификация, в которой прописывается назначение работы, документы, определяющие ее место в образовательном процессе, система оценивания, перевод баллов в оценку, коды ответов. Далее полученные результаты заносятся в таблица образовательных результатов ( удобно в формате Excel). Таблицы включают в себя информацию как по предметным, так и по метапредметным результатам. Информация автоматически обрабатывается и учителю, администрации предоставляется результаты следующего характера: какая тема была усвоена, какие УУД сформированы (в %), а над чем еще нужно работать.
В комплексе развитие всех видов результатов можно увидеть при участии учащихся в научно-практических конференциях младших школьников, презентациях проектов.

Итоговое оценивание мы понимаем как оценивание за каждый год обучения и итоговое оценивание выпускников начальной школы.
Здесь можно выделить две составляющие:
накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений уч-ся, их продвижение в освоении планируемых результатов
и оценки за стандартизированные письменные итоговые работы, характеризующие уровень усвоения уч-ся основных формируемых способов действий в отношении системы знаний.


НАКОПИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА
Здесь мы говорим о ПОРТФОЛИО учащегося. Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, которая является средством мотивации личностного развития. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирование личного отношения к своим результатам и осознание своих возможностей. В начальной школе такая форма оценивания, как портфолио, должна носить обучающий характер, быть инструментом, с помощью которого формируется контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников.
В нашей школе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений мл. школьников и представляет собой подборку личных работ уч-ся, в которую входят творческие работы, отражающие его интересы; лучшие работы, отражающие прогресс в обучении по предметам; авторские продукты учебно-познавательной деятельности. Структура Портфолио определяется локальным актом школы «Положение о портфолио учащихся начальной школы», в котором изложены :
основные цели и задачи портфеля достижений,
структура и разделы;
принципы работы с портфолио;
формы и критерии оценки портфолио
Задачи этой деятельности:
-своевременно отмечать успехи ученика;
-поддерживать высокую учебную мотивацию;
-поощрять активность и самостоятельность уч-ся, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
-формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников УУД. Личностные УУД – воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса;
Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации; познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения.
С помощью П.можно оценивать метапредметные результаты и по результатам оценки делаются выводы о сформированности у уч-ся универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний; сформированности основ умения учиться; индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
ИТОГ
Таким образом, принятая в школе система оценки результатов освоения основной образовательной программы служит для получения объективной информации об уровне и качестве начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и
позволяет:
-отслеживать индивидуальный прогресс уч-ся в достижении планируемых результатов;
-обеспечивать информативную обратную связь для обучающихся, учителей и родителей;
-отслеживать эффективность образовательной программы.



15