Развивающая предметно — пространственная среда как ключевой фактор художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста

Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как ключевой фактор художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Слайд 2
Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное значение для всестороннего развития ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она формирует представления о красоте, вкус, ценностные ориентации.
Согласно ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятия музыка, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной деятельности детей.
Предметно-пространственная среда выступает, в данном случае, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Слайд 3
Карабанова О.А. и Алиева Э.Ф., авторы методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с целью максимальной реализации образовательного потенциала развивающей среды считают целесообразным классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Слайд 4
Функциональный модуль, согласно их трактовке, это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельности для организации пространства для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Авторы предлагают оборудовать разнообразные функциональные модули, например «Игровая», «Музыка», «Физкультура», «Логопед» и другие. В процессе формирования среды, педагогу рекомендовано учитывать интегративные качества образовательных областей, а следовательно, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей.
(Раздаточный материал)
Рассмотрим алгоритм формирования развивающей предметно-пространственной среды на примере функционального модуля «Творчество». Предлагаю Вашему вниманию паспорт функционального модуля «Творчество». Он включает в себя список игрушек и оборудования, которые педагог или родитель, как полноправный участник образовательных отношений, может выбрать для формирования развивающей среды в направлении художественно-эстетического развития детей. Обращаю Ваше внимание, что данный перечень предложен авторами-разрабочиками методических рекомендаций по формированию развивающей среды.
Перечень компонентов функционального модуля содержит рекомендованное количество игрушек и оборудования в зависимости от возрастной детской группы. Для формирования развивающей среды в условиях семьи, Перечень содержит рекомендованный минимальный комплект различных компонентов для родителей.
Таким образом, при формировании развивающей среды в детском саду или в условиях семьи, паспорт функционального модуля «Творчество» позволит определить компоненты для выполнения конкретных образовательных задач.
В соответствие с вышеуказанными рекомендациями, а также с учетом возрастных особенностей воспитанников (я работаю в старшей группы), с учетом требований примерной основной общеобразовательной программы, созданы следующие условия для художественно-эстетического развития дошкольников.
Все предметы убранства и оборудования гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования, обусловлен максимальным обеспечением условий для художественно-эстетического развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Наличие учебной, игровой, бытовой зон в групповом помещении используется в соответствии с основными принципами, прописанными в ФГОС. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.
В учебной зоне группы размещены:  «Галерея творчества», центр природы, мини-библиотека, центр сенсомоторного развития, центр музыкального развития, центр экспериментирования.
Слайд 5
В «Галерее творчества» имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, в т.ч.: белая бумага, разного формата, цветной картон, восковые мелки, карандаши, гуашь и кисти разного диаметра, самоклеющаяся бумага, трафареты, образцы для рисования, пластилин, доски, стеки, предметы искусства, бросовый и природный материал для художественного труда.
Многообразие материала дает возможность продуктивно использовать его в разных видах занятий по художественному воспитанию, при этом создавая их вариативное содержание для развития творческих способностей детей, их самостоятельности. Все материалы расположены так, что дети могут свободно подходить к ним и пользоваться.
Слайд 6
Центр сенсомоторного развития  «Умные пальчики» предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений, реализации самостоятельной творческой деятельности. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговицы и молнии и т.д.
Слайд 7
В центре живой и неживой природы «Райский уголок» созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней.
Слайд 8
Центр музыкального развития «Веселые нотки» способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В достаточном количестве имеются музыкальные инструменты, игрушки, картотеки песен, музыкальных игр, танцев, коллекция дисков музыкальных, классических и современных произведений. Различные виды театров, театрализованные костюмы, маски, декорации.
Слайд 9
Мини-библиотека расположена на стеллаже и несет функцию развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства. В ней представлены книги в соответствии с программными требованиями, - на одних полках авторские книги, на других – произведения устного народного творчества, загадки, портреты поэтов и писателей.
Слайд 10
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закрепления знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных возможностей детей и гендерной специфики.
Слайд 11
В группе создан «Детский театр». В самостоятельной деятельности дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Детский театр сочетает в себе уголок ряженья, в котором есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.
Слайд 12
Также, с учетом регионального компонента в группе создана «Мастерская народных ремесел».
В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей конкретной возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей более  старшего возраста, так называемая «зона ближайшего развития».
Таким образом, созданная в группе предметно-пространственная среда, на мой взгляд, способствует художественно-эстетическому развитию детей. Дети свободны в поведении со сверстниками и взрослыми, имеют добрый нрав, улыбчивы, свободно рассказывают стихи, хорошо поют и танцуют, любят рисовать и конструировать.
Хочется отметить, что формирование предметной и образовательной среды происходит в тесном сотрудничестве с воспитателем по изодеятельности, Гульнарой Винеровной Габдуллиной и другими специалистами детского сада.
Слайд 12
Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.










15