Конспект урока по литературному чтению на тему «Русь моя, люблю твои берёзы!»


Тема урока: «Русь моя, люблю твои берёзы!»
Цель урока: обучить анализу стихотворения, помочь постичь глубинный смысл поэтического текста.
Задачи:
способствовать воспитанию трепетного, нежного чувства к родной земле, к своему Отечеству;
донести до учащихся чувства и мысли поэтов, всем сердцем любящих свою Родину;
Ход урока:
1.ЭТАП. Организационный.
Эмоциональный настрой.
(Звучит первый куплет песни «Малиновый звон» А.Морозова)
Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок, потому что к нам пришли гости (поприветствуйте улыбками гостей). Я очень надеюсь, что к концу нашего урока мы станем чуть ближе друг к другу, еще раз убедимся в том, что мы все разные и воспринимаем окружающий нас мир по-разному, но в нас есть много общего, что нас объединяет и заставляет «в унисон звучать сердца».
2.ЭТАП. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Погружение в тему урока.
Прочитайте тему урока (слова Николая Михайловича Рубцова)
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Какова связь между темой урока и эпиграфом?
Прочитайте цели урока.
В русском языке есть понятие многозначные слова, и вы со многими из них уже знакомы. Но есть еще и «многозначимые» слова, те которые много значат для каждого из нас.
Слово «Русь» - объемное и многозначное.
Прочитайте, какое значение имеет слово «Русь» в толковом словаре Т.Ф.ЕфремовойРусь – (русская земля) название государственного образования восточных славян в 9 веке на Днепре.
Прочитайте еще одно значение слова «Русь», о котором рассказывает собиратель старинных слов, писатель Станислав Романовский:
О каком значении слова «Русь» мы узнали из текста С.Романовского?
Не случайно на Руси рождались великие талантливые люди с чистой душой и светлыми помыслами. Вам, конечно, знакомы эти имена: Михаил Васильевич Ломоносов, А.С.Пушкин, Афанасий Афанасьевич Фет, Сергей Александрович Есенин, Владимир Семенович Высоцкий.
Все они любили свою Родину, Россию. Россия являлась для них «светом безмерным», милой родиной, родной стороной, родиной-матерью, великой и святой. Любовь к России возвышала и укрепляла их душевные силы и талант.
Прочитайте строки поэтов о Родине, подумайте над вопросом: чем восхищались поэты?
Петр Андреевич Вяземский
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь.
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей! Николай Михайлович Рубцов
И эти грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть
И обнимать ромашки, умирая…
Какие чувства наполняли сердца поэтов? Чем восхищаются поэты?
За каждой строчкой мы чувствуем человека, влюбленного в Россию, ее поля и луга, в необъятные просторы, человека влюбленного в свою Родину.
Поэтому при слове «родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное. Что же это «самое дорогое, заветное и родное» для вас?
Одним из наиболее почитаемых деревьев Руси была и остается береза. Для нас, россиян, это – символ Родины. Наши научные сотрудники подготовили сообщения о происхождении слова «береза» и о русских традициях связанных с этим деревом.
3.ЭТАП. Этап проверки выполнения домашнего задания и усвоения новых знаний Исследовательская работа учащихся.
1.Происхождение слова “берёза”.

2.Русские традиции
О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Береза стала поэтическим олицетворением России. Писатели, художники и поэты никогда не разделяли понятия «родина», «любовь», «береза»…4.ЭТАП. Этап применения знаний и способов действий
Игра: собери пазлы. Работа в парах. С одной стороны пазла- репродукции картин русских живописцев, на другой стороне стихотворение о березе.
Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов о березе.
5.ЭТАП. Релаксация.
Представьте себя в образе заснеженной березки. Пальцы это почки, которые спят, пальцы сжаты. Руки это ветки, которые согнулись под тяжестью снега. Замрите, пальцы напряжены. Но вот весенние солнечные лучики согрели нашу березку. Веточки-руки стряхнули снег с себя и потянулись навстречу живительным лучикам. Пальчики-почки расслабились и раскрылись, чтобы встретить солнышко и весну. Березка вытянулась и распушилась, украшенная
зеленым нарядом молодых листочков. Подул теплый весенний ветерок. Вначале зашелестели листочки-пальчики, затем закачались веточки-руки и вот уже вся крона закачалась. И березка заговорила:Ветер дует мне в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише.
Деревцо все выше-выше.
Спасибо. Вы были прекрасными березками. Теперь вам будет легче представить в своем воображении березу, изображенную поэтами А.Фетом и С. Есениным в своих стихотворениях.
6.ЭТАП. Этап обобщения и систематизации знаний
Сравнительный анализ произведений. А.А. Фета «Печальная береза» и А. Есенина «Береза»
Прочитайте известные стихотворения С.Есенина «Береза» и Афанасия Фета «Печальная береза»
1.Что общего в стихотворениях А.А.Фета и С.А.Есенина?
3.При помощи каких выразительных средств языка авторы передают настроение в своих стихотворениях?
3. В какое время года поэты описывает берёзу? Где она находится?
4.В какое время суток описывают берёзу?
В центре внимания обоих поэтов - убранные морозом березы. Они стоят под окнами красивые, зимние, нарядные, на снежинках блестит свет зари.
5.В чем различие этих стихотворений?
Рассмотрим подробнее произведение «Печальная береза» А.Фета.
Анализ произведения А.Фета «Печальная береза»
1.Назовите эпитеты? Какая береза у А.Фета? (печальная) Как вы думаете почему?
2.Траурный наряд – авторское название снежного убранства. Что же это за наряд?
Как он нарисован А.Фетом? Сама береза надела этот наряд?
3.Подберите слова синонимы к слову разубрана (одета, наряжена, украшена).
У А.Фета береза печальна, у нее траурный наряд. Хотя она и разубрана морозом, сама же безучастна. Она как спящая красавица под окнами дома.
4.С чем сравнивают ветки? (как гроздья винограда).
Сравнение совершенно летнее для описания зимних веток в лесу. Но такое сравнение ветвей березы с гроздьями винограда только подчеркивает хрупкость красоты. Как спелые виноградины осыпаются на землю, так и легкое прикосновение птиц к ветвям березы может погубить ее красу.
5. Как автор относится к березе?
Ему приятна и эта картина, и снежная русская зима, и скромная береза, одетая в «траурный наряд» -это выражение подчеркивает хрупкость красоты березы.
6. Что же находится в движении?
В стихотворении передано лишь движение света и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна.
7. ЭТАП. Этап контроля
Индивидуальная работа у доски: два ученика работают у доски, заполняют таблицу.
А.Фет «Печальная береза» С.Есенин «Береза»
Эпитеты печальная, траурный белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый
Сравнение Как гроздья винограда Точно серебром, снежною каймой, белой бахромой
Олицетворение Прихотью мороза разубрана Береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит
Анализ произведения С.Есенина «Береза»
1.Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.
Береза у него белая. Определение «белая» вызывает в памяти множество образов: белый свадебный наряд невесты, белокаменная церковь, белый свет, белая Русь. Белый цвет в старину отождествлялся с божественным: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых
2. Прочитайте, как описывает поэт ветки берёзы. «Распустились кисти» о чем ещё мы так говорим? (о цветах). Как называется такой прием? Сравнение.
3. Вспомните значение слов «кисти», «кайма», «бахрома». Почему Есенин использует слова, которые обозначают украшения одежды, или сравнения с шалью, платком?
4.Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение. Докажите это строчками из стихотворения.
Благодаря олицетворению «принакрылась» создается одушевленный образ березы, которая предстает живой, во многом похожей на женщину.
6.Как автор относится к берёзе? (Поэт удивляется, любуется, радуется, восхищается, поражается красотой берёзы.)
7. Как представлен мир вокруг берёзы?
Береза как бы противостоит застывшему во сне зимнему снежному царству, холоду и морозу.
8.Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
Подготовка к выразительному чтению
Теперь, когда мы внимательно разобрали стихотворения, нам надо выбрать нужную интонацию для чтения.
Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?
Громко или не очень громко? (Негромко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу. Неторопливо, так, чтобы все слышали, а также постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)
Выразительное чтение стихотворений.
Выводы сравнительного анализа:
В центре обоих стихотворений - поэтический образ березы. И А.А.Фет, и С.А.Есенин с великим мастерством передали чувство восхищения родной природой.
Оба поэта используют в стихотворениях эпитеты, олицетворения, сравнения, но у каждого из них свое восприятие образа березы.
Сегодня мы лишь слегка приоткрыли дверцу в творческую поэтическую мастерскую двух великих художников и увидели, как по-разному видят один и тот же образ березы два поэта. Посмотрите, на ваши картины с изображением берез, каждый из вас по- своему воспринимает окружающий мир, у каждого своя неповторимая береза.
Напротив выставки «Люблю березу русскую» представлена еще одна выставка ваших работ «Береги природу». Почему, как вы думаете?
Какие правила поведения в лесу вы должны помнить?
Когда ты наедине с прекрасным, оно воспринимается лучше и глубже. Светлеет душа. Думаешь: всегда будут в твоей жизни и травы, и цветы, и белоствольные березки с тонкими ветвями и ажурной, словно кружевной кроной, с душистым, весенним березовым соком, этой живительной влагой, которая лечит и исцеляет.
Но для этого надо сохранить все то, что мы имеем.
8 ЭТАП. Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание: закончить предложение в ваших листах-опорах.
Мозговой штурм «Входишь в березовую рощу и чувствуешь…»
9.ЭТАП. Этап подведения итогов занятия
Итог урока: Мы все чувствуем и воспринимаем окружающий мир по-разному, но в нас есть то, что нас объединяет. Что это?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается с этого урока?
10.ЭТАП. Рефлексия