Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе коррекции речевых нарушений у учащихся школы V вида


Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда
в процессе коррекции речевых нарушений у учащихся школы V вида
Анализ литературы показал, что проблема взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной школе V вида мало изучена. Больше освещены вопросы взаимодействия логопеда и воспитателя, логопеда и учителя начальных классов. Поэтому подобный опыт накапливался нами в течение многолетней работы.
Контингент специальной (коррекционной) школы V вида – это дети с тяжелыми нарушениями речи: дизартрией, алалией, ринолалией, ОНР (II-III ур.), заиканием, которое в последние годы все чаще осложняется ОНР.
Тяжелые нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.
Обучение в СКОШ V вида ведется по программе общеобразовательной школы. Трудности её усвоения учащимися с нарушениями речи обусловлены не только ведущим нарушением, но и недостаточностью неречевых процессов: памяти, внимания, зрительно-пространственного анализа и синтеза, произвольной регуляции, нарушениями мелкой моторики и т.д. Таким образом, ребенок с речевыми нарушениями требует создания особой развивающей и коррекционной психолого-педагогической среды, а для адекватной коррекционной помощи понимания не только речевых, но и психологических особенностей.
Известно, что создание специальных условий при взаимодействии логопеда и психолога, оказание совместного коррекционно-развивающего воздействия способствует формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.
В нашей школе успешно осуществляется это взаимодействие по следующим направлениям:
- диагностическое
-коррекционно-развивающее
- консультативное
- психолого-педагогическое просвещение
- аналитическое
Диагностическое направление осуществляется на первом этапе логопедического сопровождения и включает в себя всестороннее обследование речи, познавательной деятельности и эмоционально-личностных особенностей детей.
 Нарушения речи могут касаться разных её сторон, а это значит, что обследование должно быть разносторонним, и выявлять звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, состояние общей, мелкой ручной и артикуляционной моторики. Со второго класса также обследуется чтение и письмо. Все полученные данные фиксируются в речевой карте, затем проводится их качественный и количественный анализ, который позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.
Психологом и логопедом определяется межполушарное взаимодействие, ведущая модальность ребенка, особенности работоспособности, когнитивной и эмоциональной сферы. Психолог, проведя углубленную диагностику, составляет психологическую характеристику каждого ребенка, указав его «сильные» и «слабые» стороны. Со всеми результатами обследования знакомят педагогов школы на диагностическом педсовете, в котором участвуют логопеды, психолог, учитель, воспитатель, социальный педагог, медицинский работник и администрация.
С октября по апрель включительно осуществляется II этап логопедического сопровождения, на котором реализуется коррекционно-развивающее направление, а также консультирование, психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.
В зависимости от речевого заключения и психологического портрета ребенка строится дальнейшая коррекционная работа, осуществляемая на индивидуальных, подгрупповых или групповых занятиях, которые проходят во второй половине дня. В центре внимания работы логопеда всё время должно оставаться наиболее пострадавшее звено того или иного речевого нарушения. Так, например, при дизартрии это будет обучение звукопроизношению, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания; при алалии – это активизация, расширение словаря; при ринолалии – формирование фонетически правильной речи.
Параллельно с этим психологом ведется коррекционная работа по развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативных функций, которая строится в большей степени на вербальном материале. Логопедом также осуществляется коррекция высших психических функций. Таким образом, коррекция психологической составной в структуре дефекта реализуется комплексно.В процессе логопедического сопровождения в первом классе основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи (обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматически правильной речи), и профилактике нарушений чтения и письма. Психолог, в свою очередь, на занятиях по предупреждению школьной дезадаптации проводит работу по активизации и пополнению словаря, например, эмоциональной лексики.
Начиная со второго класса, на логопедических занятиях происходит закрепление навыков правильного произношения, преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложной слоговой структуры, устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении. На психологических коррекционно-развивающих занятиях «Развитие умственных способностей школьников» ведется работа по развитию мыслительных процессов на словесном материале. Дети учатся составлять логико-грамматические конструкции, которые формируют грамматически правильную речь. Кроме того, проводятся индивидуальные занятия с учащимися, имеющими трудности школьной адаптации. Как правило, это дети со сложной структурой речевого дефекта.
Известно, что в коррекционной школе V вида логопедическая работа ведется на протяжении всех лет обучения, в том числе в среднем звене. В этот период делается упор на развитие связной устной и письменной речи, коррекцию дизорфографии. Таким образом, осуществляется помощь учителю русского языка в подготовке к ГИА. Профориентационная работа психолога по личностному и профессиональному самоопределению учащихся способствует дальнейшей успешной социализации выпускников.
 Наряду с коррекционной работой специалистов важна и помощь родителей. Они должны знать цели, которые ставят логопед и психолог при работе с ребенком, ожидаемые результаты и предполагаемые сроки коррекции. Особенно важно закрепление родителями полученных результатов коррекционного воздействия.
    Например, при коррекции звукопроизношения логопед ставит звуки, автоматизирует, дифференцирует. В свою очередь учитель контролирует правильность звукопроизношения, подбирает соответствующий лексический материал. Задача родителей - следить за правильным произнесением звуков тогда, когда ребенок находится вне школы. Для заикающихся – это соблюдение особого речевого режима.
Логопеды и психологи также широко проводят психолого-педагогическое просвещение родителей. Приводим темы родительских собраний: «Приёмы, способствующие формированию фонематического слуха у учащихся 1 класса», «Особенности логопедической работы в школе V вида», «Помощь родителей при формировании у детей навыка чтения», «Трудности адаптации первоклассников с тяжелыми нарушениями речи», «Приемы развития памяти и внимания», «Упражнения, способствующие обогащению и активизации словарного запаса».
Просветительская работа ведется и для педагогов. В рамках этого направления один раз в четверть (в каникулярное время) проводятся спецсеминары, на которых рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Приводим примеры тем спецсеминаров: «Развитие когнитивных способностей учащихся на вербальном материале», «Развитие речи учащихся на уровне текста», «Методы и приемы коррекционно-развивающей работы, способствующие развитию связной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи», «Коррекция нарушений чтения: практические упражнения».
В течение года специалистами ведется консультативная работа с педагогами и родителями по проблемам обучения, развития, коррекции речевых и неречевых функций. Регулярно оформляются стенды «Уголок логопеда и психолога», «В помощь родителям и педагогам».
Последний, III этап, проходит в мае. На этом этапе идёт отслеживание динамики речевого и психического развития учащихся, анализ результатов коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик и методов коррекционно-развивающего воздействия, выявляются проблемные зоны, в соответствии с которыми ставятся задачи на новый учебный год.  
Таким образом, совместная работа логопедов и психолога позволяет лучше понять структуру дефекта, и облегчает поиск оптимальных путей коррекционного воздействия, а также снижает риск школьной дезадаптации учащихся с тяжелыми нарушениями речи.