Педагогический проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».


Педагогический проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы. Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопункта ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Стратегия достижения поставленных целей
Педагогический проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» рассчитан на 1 год.
Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.
1 этап. Диагностический
Месяц Вид деятельности Ответственный
Сентябрь-
октябрь Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование) Учитель-логопед
Сентябрь Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика, речевого развитие ребенка, беседы с родителями) Учитель-логопед
Сентябрь Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год (составление перспективного плана коррекционной работы) Учитель-логопед
этап. Основной этап
Месяц Вид деятельности Ответственный
Октябрь Родительское собрание «Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста».
-программно-методическое обеспечение логопедической работы;
-взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содержания коррекционно – развивающего обучения;
-особенность работы учителя-логопеда с детьми старшего возраста;
-особенности работы воспитателя в группе с детьми старшего возраста;
-рекомендации педагога -психолога и учителя-логопеда родителей. Заведующая ДОУ
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Ноябрь Круглый стол для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
-результаты работы ПМПк;
-психологические особенности детей с недостатками речи;
-причины и характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
-единство требований детского сада и семьи. Заведующая ДОУ
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Декабрь Семинар-практикум для родителей и воспитателей «Эффективные способы развития речи детей старшего дошкольного возраста».
-формирование речи у детей старшего дошкольного возраста (объем словаря, словообразование, связная речь);
-взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции;
-обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:
-пальчиковый игротренинг;
-обсуждение, обмен мнениями. Заведующая ДОУ
Учитель-логопед
Воспитатель
Январь Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук»
-виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;
- рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-7 лет;
-советы родителям, имеющих леворуких детей; Учитель-логопед
Воспитатель
Февраль Круглый стол для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
-специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;
-развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;
-развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами продуктивной деятельности;
-выставка детских работ;
-обсуждение, обмен мнениями. Педагог–психолог
Учитель-логопед
Март Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека»
-игра – основной вид деятельности ребенка; 
-классификация детских игр;
-рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье. Учитель-логопед
Воспитатель
Апрель Родительское собрание «Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
-психологическая готовность ребенка к школе;
-предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
-формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка руки ребенка к письму;
-проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов) к школе, потому что…» Педагог-психолог
Учитель-логопед
Воспитатель .3 этап. Заключительный этап
Месяц Вид деятельности Ответственный
Апрель Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей, проведение ПМПкУчитель-логопед
Май Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за учебный год.
- отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, результаты обследования детей на конец учебного года;
-тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ»;
-рекомендации для родителей по работе с детьми на лето. Учитель-логопед
Воспитатели
Ожидаемые результаты
При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.