Литературный клуб Поэты Ближнего Зарубежья


Всупительное слово
Выставка рисунков (ГОЛУБИ из бумаги???)
Выставка книг: Бродский, Окуджава, Айтматов, Асадов, Гамзатов
Гости: старшеклассники и учителя, родители
Я бы хотела поприветствовать вас, дорогие гости. Мы рады видеть вас на нашем литературном вечере, который посвящен творчеству поэтов близкого Зарубежья, которое и Зарубежьем то сложно назвать. Наше мероприятие пройдет под девизом: «Мы разные, но Родина у нас одна». Ведь на нашу общую долю выпадали как и радостные, так и печальные моменты в истории. Ничто не объединяет больше, чем совместное преодоление трудностей, совместная защита Родины и Одна победа на всех! У нас одно прошлое, одна история, которые мы не можем и не вправе забывать. Мы вспомним сегодня таких величайших поэтов, как Расул Гамзатов, Муса Джалиль, Сайриддин Айни, Эдуард Асадов и Иосиф Бродский. Ведь все они писали на одном языке – языке души! Приятного Вам вечера!
Ведущий: На одной литературной встрече столкнулись Анна и Раиса Ахматовы. Услышав имя тогда еще молодой чеченской поэтессы, великая Анна Ахматова заинтересовалась своей однофамилицей. В перерыве они познакомились, долго говорили о творчестве, о жизни... Говорят, Анна Андреевна предрекла молодой коллеге по перу большое творческое будущее. Так оно и случилось.
Раиса Ахматова «Не уходи, любовь, повремени!». Читает Губка Александра
Не уходи, любовь, повремени!Не уходи, любовь, повремени!Еще тебе не все я песни спела,Еще не перешла того предела,Где чувства зябкой осени сродни.Да, стала я спокойней и мудрей,Но никогда расчетливой не буду,Любви твоей обрадуюсь, как чуду -Цветку среди заснеженных полей.Теперь я на признания скупа,но говорят глаза мои немало.От сердца к сердцу через перевалыСтремится понимания тропа.Страданье одолеть, но вновь страдать,Знать все ответы, но творить ошибки,Во имя той единственной улыбки,Которая любви моей подстать.И повторять тебе стыдливо:"да",И понимать неразличимый шепот,Чтоб, несмотря на горький женский опыт,Девчонкой оставаться навсегда.
Ведущий: Он всегда был центром писательской вселенной Дагестана, о нем говорили все и всюду, его цитировали, читали, ругали и хвалили, но к нему никогда не были равнодушны. Он любил и помогал молодым, потому что и сам до конца был молод. Без него мир стал иным, он сузился, как шагреневая кожа.
Расул Гамзатов «Мама». Читает Суслова Анна.
Расул Гамзатов «Берегите матерей». Читает Дудко Елизавета
Мама
По-русски мама, по-грузински нана,А по-аварски - ласково баба.Из тысяч слов земли и океанаУ этого - особая судьба.Став первым словом в год наш колыбельный,Оно порой входило в дымный кругИ на устах солдата в час смертельныйПоследним зовом становилось вдруг.На это слово не ложатся тени,И в тишине, наверно, потомуСлова другие, преклонив колени,Желают исповедаться ему.Родник, услугу оказав кувшину,Лепечет это слово оттого,Что вспоминает горную вершину -Она прослыла матерью его.И молния прорежет тучу снова,И я услышу, за дождем следя,Как, впитываясь в землю, это словоВызванивают капельки дождя.Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,И, скрыв слезу при ясном свете дня:Не беспокойся, - маме говорю я, -Все хорошо, родная, у меня.Тревожится за сына постоянно,Святой любви великая раба.По-русски мама, по-грузински нанаИ по-аварски - ласково баба
Берегите матерей
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит – души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет, –
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом – жизнь.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!..
Я произношу его:
«Мама!»
Дефиле национальных костюмов (творческие номера 1-2 мин)
Ведущий: Его стихотворения в 1960-1980-е годы были невероятно популярны среди молодёжи. Миллионы людей читали книги этого поэта – хотя иногда тексты казались наивными, сентиментальными, даже простоватыми. Но школьники, начинавшие писать стихи, делали это «по Асадову». Он обязательно рассказывал какую-нибудь историю, очень простую, которую любой неискушённый человек мог счесть своей собственной.
Эдуард Асадов «Родина». Читает Гусева Софья
Как жаль мне, что гордые наши слова «Держава», «Родина» и «Отчизна» Порою затёрты, звенят едва В простом словаре повседневной жизни,
Я этой болтливостью не грешил. Шагая по жизни путём солдата, Я просто с рожденья тебя любил Застенчиво, тихо и очень свято.
Какой ты была для меня всегда? Наверное, в разное время разной. Да, именно разною, как когда, Но вечно моей и всегда прекрасной!
В каких-нибудь пять босоногих лет Мир-это улочка, мяч футбольный, Сабля, да синий змей треугольный, Да голубь, вспарывающий рассвет.
И если б тогда у меня примерно Спросили: какой представляю я Родину? Я бы сказал, наверно: - Она такая, как мама моя!
А после я видел тебя иною, В свисте метельных уральских дней, Тоненькой, строгой, с большой косою - Первой учительницей моей.
Жизнь открывалась почти как в сказке, Где с каждой минутой иная ширь, Когда я шёл за твоей указкой Всё выше и дальше в громадный мир!
Случись, рассержу я тебя порою- Ты, пожурив, улыбнёшься вдруг И скажешь, мой чуб потрепав рукою: - Ну ладно. Давай выправляйся, друг!
А помнишь встречу в краю таёжном, Когда, заблудившись, почти без сил, Я сел на старый сухой валежник И обречённо глаза прикрыл?
Сочувственно кедры вокруг шумели, Стрекозы судачили с мошкарой: - Отстал от ребячьей грибной артели.. - Жалко.. Совсем ещё молодой!
И тут, будто с суриковской картины, Светясь от собственной красоты, Шагнула ты, чуть отведя кусты, С корзинкою, алою от малины.
Взглянула и всё уже поняла: -Ты городской?.. Ну дак что ж, бывает.. У нас и свои-то, глядишь, плутают, Пойдём-ка! – И руку мне подала.
И, сев на разъезде в гремящий поезд, Хмельной от хлеба и молока, Я долго видел издалека Тебя, стоящей в заре по пояс..Кто ты, пришедшая мне помочь? Мне и теперь разобраться сложно: Была ты и впрямь лесникова дочь Или «хозяйка» лесов таёжных?
А впрочем, в каком бы я ни был краю И как бы ни жил и сейчас, и прежде, Я всюду, я сразу тебя узнаю- Голос твой, руки, улыбку твою, В какой ни явилась бы ты одежде
Ведущий: Нечасто бывает так, что биография одного человека почти полностью слилась с биографией его народа, как это произошло у Садриддина Айни. Жизнь его неразрывно связана с жизнью таджиков — от черных лет беспросветного прошлого до счастливых дней настоящего времени. Жизнь и творчество Айни стали для всех символом страдного пути, пройденного его народом.
Садриддин Айни «Голос рока». Читает Титенок Софья
Я услыхал суровый голос рока,
Я был сражен мечом его жестоко,
И голос этот сжал в груди дыханье,
Померк рассудок, жизнь ушла глубоко.
Сосед сказал мне:
«Друг мой, ты не слышал —
Твой брат скончался, волею пророка:
От топора погиб на грязной плахе
В столице благородного Востока».
Мой милый друг, мой брат, надежда ока,
Далеко ты, далеко ты, далеко…
Теперь навек забуду я о славе,
О чтении, о шахматной забаве…
Навек ушел, померкло утро жизни.
Конь красоты погиб на переправе.
Не спрашивайте больше у поэта
Стихов о розе, милой, сне и яви…
И вот они идут, гремя о мести,
Стихи вражды, без рифм и без заглавий.
Мой милый друг, мой брат, надежда ока, —
Далеко ты, далеко ты, далеко…
Но говорю: падут ночные тени,
И захлебнется мир в крови гонений,
Тогда эмиры, и муллы, и шейхи
Потонут в мутном море преступлений.
Я говорю: тогда падут короны,
Обрушатся дворцовые ступени!
Я говорю: мы выйдем из темницы,
Перед рабом хан рухнет на колени!
Но ты, мой друг, мой брат, надежда ока,
Далеко ты, далеко ты, далеко…
Русская народная песня
Ведущий: Международная известность пришла к поэту уже после публикации его первого сборника на Западе в 1965 году. В СССР до 1987 года Иосиф Бродский практически не издавался. Художественный мир поэта универсален. В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. 
Иосиф Бродский «Пилигримы». Читает Карапетьян Нина
"Мои мечты и чувства в сотый раз
Идут к тебе дорогой пилигримов"
В. Шекспир
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
...И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Ведущий: Он знаменитый советский певец, прославившийся, благодаря множеству ярких песен. В его репертуаре значится около двухсот авторских композиций, каждая из которых имеет свою историю и судьбу. Булат Окуджава – это исполнитель, который стал настоящим символом своего времени, одним из самых ярких певцов своего поколения.
Булат Окуджава «Последний мангал». Читает Гумметова ГюнельБулат Окуджава «По какой реке твой корабль плывет». Читает Федосеев Владимир
Булат Окуджава «Родина». Читает Юрченко Полина

ПОСЛЕДНИЙ МАНГАЛ
Тамазу Чиладзе,
Джансугу ЧарквианиКогда под хохот Куры и сплетни,
в холодной выпачканный золе,
вдруг закричал мангал последний,
что он последний на всей земле,
мы все тогда над Курой сидели
и мясо сдабривали вином,
и два поэта в обнимку пели
о трудном счастье, о жестяном.
А тот мангал, словно пес — на запах
орехов, зелени, бастурмы,
качаясь, шел на железных лапах
к столу, за которым сидели мы.
И я клянусь вам, что я увидел,
как он в усердье своем простом,
как пес, которого мир обидел,
присел и вильнул жестяным хвостом.
Пропахший зеленью, как духами,
и шашлыками еще лютей,
он, словно свергнутый бог, в духане
с надеждой слушал слова людей...
...Поэты плакали. Я смеялся.
Стакан покачивался в руке.
И современно шипело мясо
на электрическом очаге.
***
По какой реке твой корабль плывет
до последних дней из последних сил?
Когда главный час мою жизнь прервет,
вы же спросите: для чего я жил?
Буду я стоять перед тем судом -
голова в огне, а душа в дыму...
Моя родина - мой последний дом,
все грехи твои на себя приму.
Средь стерни и роз, среди войн и слез
все твои грехи на себе я нес.
Может, жизнь моя и была смешна,
но кому-нибудь и она нужна.
***
Родина
С войной мы стали вдруг взрослее,  а дни не ждут: скорей, скорей...  С недолгой юностью своею  я распрощался на заре.  Прощай! И затихали речи,  как будто слов запас иссяк,  и шла, и шла ко мне навстречу  земля, о помощи прося.  Сожженный дом, изрыто поле,  народ, бредущий на восток...  Мне душу тот пейзаж изжег.  Я был как будто крепко болен,  а боли той унять не мог. Но как издревле, как когда-то  в походах трудных повелось,  меня усталые солдаты  лечили песнями до слез.  Не отыскать сильнее средства,  и драгоценней всех даров  мне было верное соседство  тех бездипломных докторов.  Не потому, что был на диво  хорош мотив и ночь плыла,  а потому, что с тем мотивом  мне в сердце Родина вошла.  И обожгла своей любовью,  печалью горькою до дна: и понял я, что нам обоим судьба назначена одна. Судьба земли, войной объятой, побед размеченные дни... Ах песни, песни. Сколько правды тогда раскрыли мне они. В них было всё, чем люди дышат, что как зеницу берегут, вот почему, певцов забывши, забыть их песен не могу.
Ведущий: В 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля все же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года. В 1956 году писателя и активиста назвали Героем Советского Союза
Муса Джалиль «Варварство». Читает Кочина Анастасия
Варварство
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Ведущий: Литературную известность Фазилю Искандеру принесла публикация повести «Созвездие Козлотура» в «Новом мире» в 1966 году. Среди других его произведений — эпопея «Сандро из Чегема», притча «Кролики и удавы», рассказы о мальчике Чике.
Искандер удостаивался различных почетных наград, включая ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени. Также являлся почетным членом Российской академии художеств.
Фазиль Искандер «В Сванетии». Читает Петрова Анна
В Сванетии
Никогда не позабуду
Этот сванский хуторок.
Он возник подобно чуду
Среди каменных дорог.
Здесь эпоха на эпоху
Навалилась впопыхах,
Здесь российскую картохуСван сажает на полях.
Край форели и фазана
В пене с головы до пят.
Во дворе любого свана
Свой домашний водопад.
Над дорогой в диком крене
Хищно замерла скала.
На лугу схлестнулись тени
Самолёта и орла.
Океан травы и света
Вчетвером проходим вброд.
…Домик сванского поэта.
Стой! Хозяин у ворот.
Вмиг откуда-то из чащи
Доставляет мальчуган
Два ведра воды кипящей –
Злой, пузырчатый нарзан.
Ощущают, словно голод,
Жаждой выжженные рты
Сладостно томящий холод,
Холод цинка и воды.
Напились. Глядим на башни,
Влажный пот стирая с лиц.
Это сванский день вчерашний
Смотрит из кривых бойниц.
Вот он, дух средневековья,
Романтические сны.
Гордой кровью, бедной кровью
Эти камни скреплены.
А хозяин – дело чести –
Шуткой потчует друзей,
Сдав оружье кровной мести
В исторический музей.
Здесь оружьем не бряцают,
Вместо вражьих черепов
Вдоль стены ряды мерцают
Турьих выгнутых рогов.
Сколько лиц! Восток и Запад
Льнут к хозяйскому теплу.
Запах трав и дружбы запах
Лучшей из приправ к столу.
Уважаемые гости, на этом наше мероприятие, к сожалению, подходит к концу. Но мы не прощаемся, а говорим до новых встреч. И я хотела бы поблагодарить моих дорогих участников, спасибо Вам ребята за ваши эмоции и чувства, вы смогли дотронуться до струн души, наверное, каждого сидящего в зале. Также я хотела бы поблагодарить Наталью Павловну за чудесную выставку рисунков и Людмилу Васильевну, которая предоставила замечательные книги. Екатерина Сергеевна, без Вашей технической помощи мы бы тоже не справились. И, конечно, огромная благодарность нашей Администрации, которая предоставила такую возможность воплотить этот вечер в жизнь.
А сейчас я приглашаю всех желающих пройти с нами во двор и выпустить шары мира в небо, чтобы оно всегда оставалось голубым и мирным!