Выступление на педагогическом совете школы на тему: Поиск путей эффективного метода развития речи


Поиск путей эффективного метода развития речи
Пальчиковая гимнастика - «изюминка» моих уроков чтения.
Играем пальчиками и развиваем речь.
В чём заключается влияние пальцев на развитие речи?
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. «Кисть руки - это орган речи, такой же как артикуляционный аппарат. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи» М.М.Кольцова.
В.А.Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее».
Большое значение я придаю мелкой моторике руки. На каждом уроке чтения использую применение карандашей, пластилина или экрана с цветными нитками, а также физминутки. Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. «Хочешь увидеть, что спрятано в кладовой душе детей - дай свободную тему». Работа показывает, как малыш воспринимает окружающий мир, художественное произведение, которое превращается в чудесный детский язык.
Работа пальчиками способствует развитию пространственного и творческого воображения, восприятия, улучшает мыслительную деятельность и запоминание, повышает устойчивость внимания, синхронизирует работу полушарий.
Моделирование - это способ развития речи, т.к. мы всегда попутно составляем небольшие рассказы по теме, работаем над словом. Сколько изобретательности проявляют ребята, моделируя, строя карету для Золушки, ракету для полёта в космос, бабочек, цветы! Они не просто переносят рисунок на экран, они живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. Начинаю с простых заданий, например: построить ёлочку, кораблик и составить предложения. Сделали кружок, положили лучики, получилось солнышко. Составили предложение: Светит яркое солнышко. Выложили самолёт, составили предложение: В небе кружится самолёт. Выложили ёлочки (Вдоль дороги растут ёлочки). Выложили машину (По дороге мчится автомобиль). Получился рассказ: «Светит яркое солнышко. В небе кружится самолёт. Вдоль дороги растут ёлочки. По дороге мчится автомобиль». Такие упражнения учат ребят соблюдать прямой порядок слов в предложении. Можно дать готовый рисунок и по вопросам составить рассказ. Дети любят продолжать начатый рассказ. «Весело дети шли в школу. Вдруг из ворот...»
В урок включаю работу, которая направлена на обучение выбору слова, чтобы дети умели в своей речи ярко, живо рисовать всё, что видят вокруг себя, учились пользоваться словами так же, как художник красками и наоборот, красками передавать замысел произведения. В основе обучения речи детей лежат постоянно усложняющиеся упражнения в составлении небольших рассказов, непосредственно связанных с переживаниями детей, с их настроением. Для воспитания чувств и положительных эмоций помогает использование музыки, живописи, поэзии, природы, общения друг с другом.
К.Д.Ушинский писал, что «... дети часто не могут повторить того, что сказал учитель или прочитал, но стоит показать им картинку, как у них возникает стремление выразить в речи возбуждённые ею мысли и чувства».
Кроме того, я уделяю внимание на устранение всего негативного, мешающего в развитии правильной речи, и главное здесь - отсутствие и убогость творческого начала духовной жизни ребёнка, что приводит к равнодушию и отсутствию интереса к учёбе. Поэтому я стремлюсь научить открывать, творить, шагать от открытого к неизвестному. Ведь труд мысли невозможен, если нет творчества. Успех в учении - единственный источник внутренних сил в преодолении трудностей. Мною всегда руководит заповедь - дать радость каждому ученику, радость познания мира. Это, на мой взгляд, самое главное, но, пожалуй, и самое трудное, т.к. все дети индивидуальны: одни - самоуверенны, другие - пассивны...К воспитанию чувства успеха отношу игру. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Хорошо, что ребёнок учится играя, на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом. Но игра не самоцель. Главное - снять психологическую перегрузку, чтобы обучение стало интересным.
Если мне удалось добиться, что ученики, в развитии мышления которых встречались серьёзные затруднения, придумали сказку, рассказ, связали в своём воображении несколько предметов окружающего мира, значит, они научились мыслить, творить, выражать свои мысли вербально. СТ. Шацкий писал, что «Начатки творческой силы существуют почти у всех... надо лишь создать для проявления её подходящие условия».
Применение данной методики значительно способствует повышению эффективности культуры речи, снижению перегрузки и утомляемости детей.
Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира и развития речи через пальчиковую гимнастику - это характернейший признак духовной жизни личности ребёнка. Если бы ребёнок не воспринимал гармонического единства окружающих вещей и явлений - цвета, звуков, запахов, состояний, движений как красоты, являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты духовной жизни, мир его был бы хмурым и неприветливым.