Конспект урока по литературному чтению на тему Казахская легенда «Танцующие березы»


Тема: Казахская легенда «Танцующие березы»
Задачи:
Раскрыть значение понятия «легенда».
Совершенствовать навык выразительного беглого чтения. Учить пересказу.
Расширять кругозор учащихся.
Развивать творческое воссоздающее воображение, фантазию, речь, память, мышление.
Содействовать воспитанию эстетического отношения к окружающему миру, воспитанию интереса к краеведению.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Тулегена Айбергена «Моя Республика».
II.Фаза вызова интереса.
Казахстан - огромная и великая страна с разнообразными природными зонами, запасами полезных ископаемых, озерами, реками, горами, знаменитыми заповедниками, с историческими памятниками, большими современными городами, с богатой культурой и славной историей.
Земля Казахстана - «молодая и древняя» одновременно хранит много тайн.
Вы можете, например, объяснить, как в Боровом появилась поляна с танцующими березами? Почему у этих берез такие причудливо-изогнутые стволы?
Ответ уходит в далекое прошлое, и найти его можно в легенде.
III.Работа с литературоведческим понятием.
1.Актуализация опорных знаний.
- Знаете ли вы что-нибудь о легендах? Какие легенды читали?
2.Объяснение учителя.
В основе легенд лежат какие-то действительно происходившие в далеком прошлом события, но об их подлинности судить трудно. Народная фантазия свободно распорядилась историческим материалом, произвольно его истолковав. В легендах реальное переплетается с вымышленным, невероятным.
Легенды бывают разные.
Есть множество легенд, связанных с Историческими личностями, с событиями, которые происходили в глубокой древности.
Особое место занимают легенды о казахских батырах, раскрывающие героизм наших предков, отважно сражавшихся с врагами.
Есть группа казахских легенд о любовных историях, завершившихся трагедией, гибелью или разлукой возлюбленных.
Значительную группу составляют легенды, привязанные к конкретной местности. В них мы находим объяснение, почему какой-либо объект имеет такое название или необычную форму.
IV.Целевая установка.
- Одну из таких казахских легенд мы будем читать сегодня. Она называется «Танцующие березы». Итак, переносимся в далекое прошло
V.Изучение нового материала.
Чтение легенды учителем.
Проверка первичного восприятия Какое произведение читали?
Что такое легенда? Прочтите определение в учебнике. Где произошло описанное в легенде чудесное событие?
Повторное чтение легенды и анализ содержания. Учащиеся читают легенду и отвечают на вопросы 2-7.
Выполнение задания, обозначенного ключиком.
Чтение легенды и составление плана для пересказа.
VI.Подведение итогов урока.Что такое легенда?
Какую легенду читали?
На какой вопрос дает ответ легенда?
Можно ли верить в подобное объяснение?
Захотелось ли вам прочитать другие казахские легенды?
VII.Задание на дом. Пересказать легенду по составленному плану.