Выступление на педагогическом совете на тему Из опыта работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время


Выступление на педагогическом совете 23.03.2017
ТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
(из опыта работы)
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.
Часть исследователей утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.
Это две полярные точки зрения. Мне ближе третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным). «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить» - говорил Сократ. Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.  При работе я стараюсь учитывать все эти особенности. 
В своей профессиональной деятельности для потенциально одаренных детей применяю известную в науке формулу одаренности. Она состоит из трёх критериев:
мотивация, интеллект, креативность.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
1 этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь выявить интерес к своему предмету.
2 этап - внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
IIIэтап - заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругомучащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моемпредмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательскаядеятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах среднего звена.
У ребят формируется культура научной письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.
Изучив структуру олимпиады, олимпиадные задания разных лет, их типы я собрала банк олимпиадных материалов для подготовки . Это позволяет ученику работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания применительно к конкретной задаче, заданию. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах разного уровня – школьном, муниципальном, региональном
Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление - т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми - это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, и, конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада - один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
стимулирование интереса детей к истории и обществознанию;
создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
расширение информационного пространства в области истории и обществознания;
Формы работы с одаренными детьми.
Традиционными видами работ с одаренными детьми являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В рамках предметных недель применяются самые разнообразные формы и методы проведения: уроки мужества, викторины, плакатная деятельность, историческая лаборатория по исследованию исторических событий и т.п.
систематические индивидуально-групповые занятия с сильными учениками на протяжении всего учебного года;
-участие в районных, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, творческих конкурсах (очных, заочных, дистанционных);поисковая, исследовательская работа по истории и обществознанию;
-организация внеклассных мероприятий, классных часов, способствующих формированию творческой, успешной личности, стремящейся к самореализации;
- поощрение одарённых учащихся

Исходя из опыта работы, сделала выводы: а) дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован, б) дети, малозаметные, неуспешные могут выдать такие результаты, что поневоле согласишься с Сократом!