Выступление на педагогическом совете.Использование игр на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС НОО.


Адиятуллина Винера Искандаровна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов»
Использование игр на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС НОО. (Слайд 1,2)
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре так, как игра составляет основное содержание жизни ребёнка младшего школьного возраста. (Слайд 3) Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Игровые моменты можно применять на разных этапах уроках, как с целью формирования мотивации к изучаемой теме, так и в качестве разрушающей силы интеллектуальной пассивности учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках. Систематическое и целенаправленное использование игровых методов даёт определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Выделяя воспитательные, образовательные и развлекательные игры, невозможно провести четкую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. В ходе игры все участники охвачены игровым процессом, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций. Игра, должным образом построенная, помогает скорректировать поведенческие нарушения, гасить конфликты, преодолевать трудности общения, а также помогает справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют нормальному самочувствию и общению. Ведь именно в ходе игр, школьники имеют возможность получить новые впечатления, приобрести социальный опыт и общение друг с другом совершенно не так, как в обычной школьной жизни. А учитель поможет детям осознать свою уникальность, стать более терпимыми, внимательными, испытывать меньше стрессов, страхов, и чувствовать себя менее одинокими. Важно научить детей простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, доводи начатое дело до конца, цени то, что у тебя есть, не обижай других людей, не ожидай от других, что они прочтут твои мысли. Говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь, не нападай на других, когда тебе плохо.
(Слайд 4)Учитывая многофункциональность игры, на уроке ее можно использовать, как:
разминку;
способ переключения с одного вида деятельности на другой;
способ развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения);
способ развития кругозора, осведомленности;
возможность проявления двигательной активности;
способ развития навыков саморегуляции, управления своими психическими состояниями и действиями;
способ реализации творческих способностей и проявления индивидуальности (оригинальности, самобытности, нестандартности);
способ эмоционального выражения важных для ребенка событий, переживаний, мыслей;
способ снятия нервно-психического напряжения;
способ формирования социальных навыков;
вознаграждение за хорошую работу.
Какие же игры и игровые упражнения я использую на наших уроках?
Практическая часть. (Слайд 5-10)
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаю карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Игровые ситуации делаю разнообразным, изменяя героя, сюжет, правило. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.
“Молчанка”. Данная игра помогает учащимся отработать устный счёт. Дети чувствуют себя свободно, непринуждённо, с интересом участвуют в игре.
Игры «в слова». Игры «со словами»
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр провожу с ограничением времени, в течение которого выполняется задание. Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
«Дополни слово»
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
«Кто больше сочинит»
Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.
Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т.д.
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ - ЗИМА.
«Из слогов — слова»
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.
Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван)
Составить слова по конструкции
Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.
а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:
б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.
За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв
Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.
Например: ФОТОГРАФИЯ — риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.Добавлять другие буквы воспрещается!
Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ— домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.
(Слайд 11) Исходя из своего педагогического опыта, могу сделать вывод, что дети любят игры на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае я не прекращаю игровой процесс, но делаю более жесткими правила игры. На протяжении всего процесса игры на уроке необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация  между детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если я это замечала, то вмешивалась в ход игры и отвлекала внимание детей на решение других проблем в самой игре. (Слайд 12) «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Я считаю, что игра помогает учащимся развиться в личностном плане. Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других.
(Слайд 13) Спасибо за внимание!