Доклад на педагогическом совете на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся путем реализации проектной деятельности»


Доклад на педагогическом совете
ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»
на тему:
«Развитие творческих способностей обучающихся путем реализации проектной деятельности»
Я, Джаватова Эльвина Рустемовна, работаю воспитателем 8-Б класса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Лозовская специальная школа- интернат». Стаж моей педагогической работы 5 лет. Моим педагогическим кредо является известная жизненная мудрость, высказанная В.А Сухомлинским: «Дети должны жить в мире творчества, красоты, сказки, рисунка и фантазии». Поэтому, одним из важнейших направлений деятельности в нашей школе- интернате является развитие творческих способностей обучающихся.
Статья 44 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу творчества: каждый гражданин нашей Родины имеет право на участие в культурной жизни государства. В процессе творческой деятельности у обучающихся с особыми потребностями усиливается ощущение собственной личностной значимости.
Познакомившись с идеями Дьюи, Киллпатрика, Шацкого, Полат, я решила шире применять в повседневной практической деятельности метод проектов, предлагая строить процесс обучения и воспитания в своём классе на активной основе, через целесообразную деятельность обучающихся, сообразуясь с их интересами, стараясь показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях и умениях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Поэтому в течение нескольких лет я работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию проектной деятельности».
Для решения проблемы мною была поставлена цель: развитие творческих способностей обучающихся в процессе педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром, создание условий для нравственного, коммуникативного и эстетического самовыражения личности.
Чтобы достичь намеченной цели, в ходе работы были поставлены следующие задачи:
– развитие у школьников художественного вкуса, творческих способностей;
– развитие мелкой моторики рук, аккуратности и бережливости;
– развитие стремления к самообразованию и самовоспитанию.
Чтобы детально изучить особенности школьников моего класса в данной сфере, я провела диагностическое обследование. В исследовании были применены следующие методы диагностики: собеседование с обучающимися, метод наблюдения, анкетирование. Анализ результатов диагностики показал, что уровень сформированности навыков в области художественно-эстетического образования у моих воспитанников не достаточно высокий.
Поэтому, начиная проектную деятельность, совместно с моими воспитанниками на нашем первом классном собрании «Творческий старт», мы определили основные направления работы и составили план мероприятий по реализации данного проекта. Знакомя школьников с принципами нашей совместной работы, я ориентировала их на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую они будут выполнять, применяя знания из различных областей науки, технологии, творческих областей.
Знакомство с различными видами творческой деятельности начала с проведения внутригрупповых творческих мини-конкурсов, изготовления различных поделок «Красота из соленого теста», «Волшебство креповой бумаги». Обширную информацию ребята получили в ходе проведения классных часов: «Мой любимый художник», «Красота вокруг меня», тренингов «Кем я хочу стать», «Творчество во мне и вокруг меня».
Очень интересным и продуктивным для ребят стало самостоятельное знакомство с творчеством выдающихся поэтов, писателей и художников. Итогом данного этапа работы над проектом стало проведение цикла «Вечеров знакомств», на которые в качестве эксперта мы приглашали учителя изобразительного искусства.
Работу по развитию творческих способностей я продолжаю и во время самоподготовки. Проводя коррекционные занятия по развитию речи, по формированию навыков правильного чтения, автоматизации и введения в речь поставленных звуков я использую игры: «Дополни слово», «Найди слово в слове», «Закончи предложение». Особенно нравится моим воспитанникам на самоподготовке заниматься описанием картин известных художников по их репродукциям, чтение и анализ литературных произведений. Исходя из собственного опыта, используя пример из жизни литературных героев, школьники учатся высказывать свою точку зрения, описывать видение проблемы, используя индивидуальный творческий подход.
Одно из основных мест для проведения самостоятельных изысканий моих воспитанников – школьная библиотека. Используя литературу, ребята раскрывают для себя новый мир творчества и искусства, что благотворно влияет на развитие коммуникативных и образовательных потребностей.
Идя в ногу со временем, даю возможность обучающимся черпать информацию в системе Интернет. Детям нравится занятия, на которых используются мультимедийные презентации, включающие фотографии и тексты, с добавлением музыкального и голосового сопровождения.
Ежегодно в нашей школе-интернате проходят общешкольные мероприятия, посвящённые важным праздничным датам, в которых принимают активное участие в том числе и учащиеся моего класса. Используя принципы проектной деятельности, в ходе подготовки к ним ребята самостоятельно распределяют между собой обязанности, используя мои услуги советчика-консультанта, а затем исполняют перед сверстниками вокально-хореографические композиции, сценки, творческие номера.
С целью продолжения самообразования, развития художественных способностей и эстетического вкуса моих учащихся я планирую проведение экскурсий, посещение выставок и музеев. Ребята познакомились с замечательными творениями Венициаиова, Репина, Шишкина, Куинджи, с работами выдающихся мастеров крымского искусства Айвазовского, Богоявского, Волошина, с произведениями современных художников.
Осматривая экспозиции музеев, ребята узнали много нового, познакомились с различными техниками создания художественных работ, стали применять их элементы в своей деятельности. На данной стадии реализации проекта у моих воспитанников начало формироваться умение самостоятельно ставить цели и добиваться их достижения, создавать художественные образы в рисунках.
Возможность проявления творческих способностей даёт внеурочная деятельность. Здесь я применяю такие виды работ как бисероплетение, квиллинг, модульное оригами, лепка из холодного фарфора, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, и речевых навыков, глазомера, формируют пространственное мышление, развивают целеустремленность.
Больше всего моим воспитанникам понравилась техника «Канзаши». В рамках работы над проектом она помогла моим ребятам в развитии познавательной активности, расширении кругозора и развитии практических умений, оказала влияние на воспитание терпения, аккуратности, дала возможность не только воспринимать красоту, но и создавать её своими руками.
На завершающем этапе нашей работы над проектом, собрав воедино все созданные творческие произведения, мои ребята решили продемонстрировать их своим сверстникам. Результатом деятельности стала общешкольная выставка, где были представлены прекрасные оригинальные поделки, рисунки, аксессуары для одежды.
На этапе анализа результатов проектной деятельности, исходя из итогов диагностики, я заметила, что у воспитанников возрос интерес к экспериментированию с различными материалами. Они научились планировать свою работу, стали более трудолюбивыми, дисциплинированными, сплочёнными, дружными. Повысился творческий и культурный уровень каждого воспитанника.
Но моя работа на этом не заканчивается. Я планирую и дальше работать над развитием творческих способностей своих воспитанников. Надеюсь, что занимаясь творчеством, они сумеют в дальнейшем применять полученные знания и умения в различных областях, что облегчит им сознательный выбор профессий и последующее овладение специальностями.