Литературно – этнографический курс «Культура народов Поволжья» Фрагмент урока в 5 классе. Тема урока « Традиции народов моего села»

этнографический курс
«Культура народов Поволжья»


Фрагмент урока в 5 классе.
Тема урока « Традиции народов моего села»


Учитель литературы Шарифова О.В.













Цель:
- познакомить детей с традициями народов, проживающих в нашем селе, привить детям интерес к различным культурам;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Задачи:
- воспитывать любовь к своей Родине,
- формировать представление о России как о многонациональной стране.
- формировать представления о народах, населяющих Поволжье,
- познакомить с культурой и традициями русского и езидского народа, вызвать интерес к национальной кухне и фольклору.
- обогащать словарь детей.

Пособия и материалы:
- фонограммы народных песен;
- мультимедийная презентация;
- блюда национальной кухни.

Предварительная работа: беседы о народах населяющих Россию, чтение сказок, рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов.
Работа с родителями: подготовка мам, бабушек к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера и т. п.



Ход урока.
Организационный момент.

О люди! Не творите в мире бед!
Едины мы – пути другого нет!
Мы многолики – то природы дар!
Пускай нас не сметёт вражды пожар!

Так говорил восточный мудрец Салех Саяди несколько столетий назад, но слова его до сих пор остаются актуальными. Потому что то здесь, то там вспыхивают межнациональные конфликты, гибнут люди. И происходит всё это потому, что не всегда мы умеем любить и уважать тех, кто находится рядом с нами, тех, кто не похож на нас. Люди, которые раздувают такие пожары не умеют любить ни людей, которые окружают их, ни свою Родину, страдающую от войн и разрушений, не умеют ценить культуру и обычаи своих предков. И для того, чтобы этого не случилось с нами , в рамках урока краеведения, мы сегодня рассмотрим ещё одну страничку «Культуры народов Поволжья» . Мы с вами уже многое узнали друг о друге, когда составляли родословное древо своей семьи, когда знакомились с историей возникновения географических названий, знакомились с устным народным творчеством разных народов Поволжья. Сегодня нам предстоит с вами решить несколько сложных , но очень важных вопросов. И я хочу задать вам свой первый вопрос.
- Как вы думаете, с чего начинается любовь к Родине?
(Любовь к Родине начинается с познания самого себя, с познания того, что окружает нас, что является таким привычным).
- А с чего мы начали познание самих себя?
( Мы уже успели изучить своё родословное древо, узнали, что обозначают топографические названия нашего района)
- Ребята, а помните ли вы какие народы проживают на территории Саратовской области?

(Русские, мордва, татары, чуваши, казахи, украинцы и белорусы, немцы, азербайджанцы, армяне, чеченцы, езиды).

- Действительно, национальный состав Саратовской области разнообразен. Волга - самая многонациональная река России. Она собрала на своих берегах русских и чувашей, мордву и мари эл, татар и башкир... Люди разных национальностей живут рядом, учатся друг у друга, перенимают традиции, кухню, слушают песни, помогают друг другу. Ведь национальные культуры каждого народа богаты и разнообразны. Мы с вами тоже живём на Волге, и мы тоже частичка России.

- К сегодняшнему уроку вы получали задание: «Выяснить, какие народы проживают в нашем селе?»
Виктор. Для того, чтобы выяснить какие народы проживают в нашем селе мне пришлось обратиться за помощью к маме. От неё я узнал, что в нашем селе проживают русские (их большинство), татары, казахи, украинцы, чуваши, езиды, армяне. А ещё я узнал, что так было не всегда. Чуть более двадцати лет назад в нашем селе проживали практически только русские, а вот когда в разных республиках начались конфликты, представители многих народов переселились в наше село.
- Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой народов, проживающих в нашем селе?
- Ну, если интересно, тогда начнём знакомство с культуры народов, чьи представители обучаются в нашем классе.
Выходит Руслан, произносит слова приветствия на своём языке.
«Езиды – это древняя нация. Езидский народ делится на несколько родов. Они различаются языком, деталями национального костюма, обычаями, но объединяет их одно – все мы чтим обычаи своих предков. Прадедушка, дедушка и бабушка рассказывали мне, что с давних-давних времен наш народ славится своим трудолюбием. Наш народ в основном занимается скотоводством (в основном – овцеводством), садоводством и земледелием. Среди езидов, проживающих в городах есть рабочие и служащие, представители научной, технической и гуманитарной интеллигенции, артисты.
Езидские женщины всегда были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Самые разные ковры, карпеты и рукодельные ткани имеют не только прикладную, но эстетическую функции. Узоры карпетов, ковров, гамашей имеют национальный колорит. То же самое можно сказать о национальной одежде и украшениях: серебряных поясах – камарах, особых головных уборах, украшеных монетами. Езиды очень уважительно и преданно относятся к своему национальному костюму - таразу. И в наши дни в селах можно встретить пожилых людей, одетых в национальный тараз. Бережное отношение к своей культуре является одной из главных езидов.
Основу культуры езидов составляют обычаи, поверья, пословицы, религиозные обряды. Особое значение имеет устное народное творчество, песни, танцы. Езиды свято хранят их. Сохранению культурных ценностей способствуют национальная школа, письменность и литература.
Артур рассказывает сказку. Послушайте езидскую народную сказку «три горсти земли»
Езидские семьи всегда очень большие. Самым главным в семье является « » - папа. А мама по езидски называется ласково – «дайо». Наша большая семья любит собираться за большим столом и кушать национальные блюда, рецепты которых передаются из поколения в поколения.
Сегодня мы хотим угостить вас одним из наших национальных блюд.
А пока вы угощаетесь, предлагаю вам отдохнуть и послушать нашу национальную музыку.

- Ребята, я благодарю Вас за интересный рассказ и угощение! Как хорошо, что в ваших семьях знают и берегут традиции своего народа!
- А мы продолжаем знакомство с особенностями национальных культур.
Игорь. В наше время трудно по одежде отличить человека одной нации от другой, и мы видим людей в национальных костюмах только на праздниках, концертах. А раньше у каждого народа был свой костюм, и, глядя на костюм, можно было догадаться, человек какой национальности перед тобой.
Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа.
Слайд
Даша. Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Она была широкой, украшалась и обязательно подвязывалась кушаком.
Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок.
Слайд
Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук.
Слайд
Алексей. Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов-"портов", поверх которых надевали верхнюю одежду "по сезону". Рубахи были широкими, длиной до колен и подпоясанные поясом. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками-"схватцами".
Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту, что было далеко не случайным. Это не только украшение, но, главное, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи.
Во все времена культура России опиралась на традиции народного творчества, бережно их сохраняла и развивала, развиваясь и обогащаясь одновременно.

-А ещё русский народ славился и славится во всём мире своим гостеприимством. И так повелось издревле.

Угощает гостей, звучит музыка.
- Спасибо ребята за интересный рассказ.
Да, ребята. Наша страна Россия большая и история у нашей страны большая и богатая событиями. Нам предстоит еще многое узнать. Но все это впереди. Давайте закончим наш урок такими словами.
Берегите Россию.
Нет России другой.
Рус. Берегите ее тишину и покой,
Артур. Это небо и солнце,
Виктор . Этот хлеб на столе,
Алексей. И родное оконце
В позабытом селе.
Даша. Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Игорь. Берегите ее
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию
Нет России другой.
Е.Синицына



























\