ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Волшебный крючок»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Согласовано: Утверждаю:
на заседании педсовета Директор МБУ ДО ДДТ
Протокол №______
_____________ Сергеева И.В.
От «___»___________2016г. Приказ № ____ от______2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Волшебный крючок»
Возраст: 11 – 12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Каширцева Т. А.
Разработчик: Новикова Л. В.
г. Зверево
Ростовской области
2016 г.
Паспорт
дополнительной общеобразовательной программы
Название ДОП«Волшебный крючок»
Сведения об авторе ФИО: Каширцева Татьяна Александровна
Место работы: МОУ ДОД «ДДТ», г. Истра
Адрес образовательной организации:
Домашний адрес автора:
Телефон служебный:
Телефон мобильный:
Должность: педагог дополнительного образования
Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат Нет
Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней) разработана в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);
Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Ростобрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102);
Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок);
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 № 1276 "О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей" Приложение 1 (в части не противоречащей нормам действующего законодательства и касающейся критериев определения видов учреждений дополнительного образования) (далее – Приказ № 1276);
Приказом министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9.08.2010 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмом Минобрнауки России от 10.08.2015 № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»;
Письмом Минобрнауки России от 29 сентября 2006 г. № 06-1479 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации»;
Письмом Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).
Материально-техническая база В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения:
справочно-информационная литература;
изделия обучающихся прежних лет занятий;
инструкции по технике безопасности;
Инструменты и приспособления: крючки, простой карандаш, циркуль, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея, иглы швейные, портновские булавки, шило.
Материалы:
бархатная цветная бумага, цветной фетр, цветной картон; шерстяная пряжа, ворсистая проволока, нитки швейные – белые, черные и цветные;
клей момент, фурнитура для игрушек.
Год разработки, редактирования 2016 год
Структура программы Титульный лист, паспорт программы, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, методическое обеспечение программы, список литературы.
Направленность художественная
Направление декоративно-прикладное
Возраст учащихся 11 – 12 лет
Срок реализации 1 год
Этапы реализации Заключительный этап углубленного изучения программы.
Новизна в том, что она направлена на углубленное изучение предмета посредством выполнения более сложных в технологии изготовления изделий, требующих больших временных затрат и владения базовыми навыками вязания.
В основу Программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей обучающихся. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были
максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.
Дифференцированный подход в подборе изделий, схем вязания является наиболее продуктивным и позволяет каждому ребенку добиться максимально положительных
результатов.
Актуальность Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей
ребенка, развитию у детей желания активно участвовать в продуктивной деятельности,
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что
в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель Развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.
Ожидаемые результаты Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.
Общекультурные: умение организовать свободное время; наличие внутренних мотивов
личности для занятий художественным вязанием; проявление интереса к собственной
деятельности.
Учебно-познавательные: готовность к восприятию информации; умение отличать реальные события от домыслов.
Информационные: умение усваивать нужную информацию из разных источников
Коммуникативные: приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Личностного самосовершенствования: развитие личностных качеств, саморегуляции, самооценки, самоорганизации.
Специальные:
владение в совершенстве всеми приёмами вязания и свободного пользования схемами из
журналов и альбомов по вязанию и самостоятельному их составлению;
умение подбирать необходимые для изготовления и декора изделий материалы.
Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные) Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Режим занятий Учебные занятия проводятся по 3 часа два раза в неделю.
Формы подведения итогов реализации итоговая аттестация и учет полученных знаний, умений, навыков проводится в конце учебного года (открытые занятия, итоговые выставка, участие в конкурсах).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика программы:
Направленность – художественная;
Тип программы – модифицированная, составлена на основе авторских программ:
- «Художественное вязание крючком», составитель: Стебунова Светлана Фёдоровна, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей «Созвездие» г. Воронежа;
- «Ручное вязание», автор Т.А.Каширцева, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «ДДТ», г. Истра
Вид программы:
по уровню освоения – углубленная;
по целевому обеспечению - общеразвивающая;
по уровню сложности – интегрированная;
по форме организации образовательного процесса – группового обучения.
По временным параметрам – краткосрочная, реализуемая в течение 1 года.
Педагогическая целесообразность программы
Модифицированная дополнительная углубленная программа «Волшебный крючок» реализуется для детей, имеющих базовый уровень по программе «Волшебная паутинка». Активно участвовавших в различных конкурсах и мероприятиях, занимавших призовые места и показав высокий уровень в итоговой аттестации и желание родителей о продолжении занятий.
Обучаясь по настоящей программе, обучающиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.
Программа способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное, а также адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Занимаясь в объединении, обучающиеся смогут углубить свои знания и умения в области художественного вязания и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Отличительная особенность данной модифицированной дополнительной программы «Волшебный крючок» является то, что она предполагает более углубленное изучение и практическое изготовление изделий высокой степени сложности. Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития практических умений и навыков как группы , так и отдельно взятых обучающихся.
результатов. Занятия в объединении способствуют развитию определенных черт характера, внимания, усидчивости, целеустремленности, чувства ответственности.
Задачи программы:
Обучающиеся:
совершенствовать технические навыки вязания и навыки свободного пользования
схемами из журналов и альбомов по вязанию и самостоятельному их составлению.
Развивающие:
развивать внимание, память, эстетический вкус, творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности;
воспитывать способность к саморазвитию, самовоспитанию.
Реализацию данной программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов: гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей; приоритета интереса каждого обучающего и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; непрерывности образования и воспитания; воспитывающего обучения; обеспечение учащимся комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения.
На занятиях предусмотрены следующие формы работы: индивидуальная работа;
просмотр и обсуждение видеоматериалов, презентаций, журналов мод; участие в минивыставках и итоговой выставке.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа в группе должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
- метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста обучающихся
Ожидаемый результат
В ходе реализации программы у обучающихся формируются следующие компетенции:
Ключевые:
Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.
Общекультурные: умение организовать свободное время; наличие внутренних мотивов
личности для занятий художественным вязанием; проявление интереса к собственной
деятельности.
Учебно-познавательные: готовность к восприятию информации; умение отличать реальные события от домыслов.
Информационные: умение усваивать нужную информацию из разных источников
Коммуникативные: приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Личностного самосовершенствования: развитие личностных качеств, саморегуляции, самооценки, самоорганизации.
Специальные:
владение в совершенстве всеми приёмами вязания и свободного пользования схемами из журналов и альбомов по вязанию и самостоятельному их составлению;
умение подбирать необходимые для изготовления и декора изделий материалы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Время занятий по 3 часа 2 раза в неделю, 216 часов в учебный год
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественным вязанием.
Задачи: развивать творческие способности и стремление обучающихся к творческому познанию и самовыражению;
содействовать выбору индивидуального маршрута продвижения по овладению искусства вязания и темпа его освоения;
воспитывать стремление к самостоятельному творчеству.

п./п. Дата Наименование разделов и тем кол - во часов
теория практика всего
1 Раздел 1: Вводное занятие 3 - 3
2 Раздел 2: Повторение способов вязания 1 17 18
2.1 Столбик без накида. Столбик с накидом. - 3 3
2.2 Столбик с двумя накидами. - 3 3
2.3 Игольница «Божья коровка на цветке». Вязание цветочка. 1 2 3
2.3.1. Вязание божьей коровки - 6 6
2.3.2 Оформление игольницы - 3 3
3 Раздел 3: игрушки амигуруми. 4 80 84
3.1 Игрушка «Девочка Амика». Вязание головы-тела игрушки. 1 2 3
3.1.1 Вязание головы-тела. - 3 3
3.1.2 Вязание рук. - 3 3
3.1.3 Вязание шапки с ушами. - 3 3
3.1.4 Вязание шарфика. - 3 3
3.1.5 Оформление куклы. - 3 3
3.1.6 Игрушка «Мишка». Вязание головы игрушки. 1 2 3
3.2 Вязание нижних лап. - 3 3
3.2.1 Вязание туловища - 6 6
3.2.2 Вязание верхних лап. - 3 3
3.2.3 Вязание ушей. - 3 3
3.2.4 Оформление игрушки. - 3 3
3.3 Игрушка «Бабочка». Вязание ножек. 1 2 3
3.3.1 Вязание тела. - 6 6
3.3.2 Вязание головы. - 3 3
3.3.3 Вязание ручек. - 3 3
3.3.4 Вязание крыльев. - 3 3
3.3.5 Вязание рожек. - 3 3
3.3.6 Оформление игрушки - 3 3
3.4 Пупс Йо-Йо. Вязание ног. 1 2 3
3.4.1 Вязание тела. - 6 6
3.4.2 Вязание головы. - 6 6
3.4.3 Вязание рук. - 3 3
3.4.5 Оформление пупса. 3 3
4 Раздел 4: Повторение схем. 3 6 9
4.1 Условные обозначения. Чтение схем. 3 - 3
4.2 Снежинки. Вязание по схемам. - 6 6
5 Раздел 5: Салфетки. 2 22 24
5.1 Вязание жёлтой салфетки. Вязание 1-2ряд 1 2 3
5.1.2 Вязание 3-5ряд - 3 3
5.1.3 Вязание 6-8 ряд - 3 3
5.1.4 Вязание 9-11 ряд - 3 3
5.2 Вязание прямоугольной салфетки. Вязание 1-2ряд 1 2 3
5.2.1 Вязание 3-5ряд - 3 3
5.2.2 Вязание 6-8 ряд - 3 3
5.2.3 Вязание 9-11 ряд - 3 3
6 Раздел 6: Сувениры 3 69 72
6.1 Вязание пасхальных цыплят. Вязание скорлупы-тела. 1 5 6
6.1.1 Вязание лап и крыльев. - 3 3
6.1.2 Оформление. - 3 3
6.2 Колье. Вязание мотивов. 1 14 15
6.2.1 Оформление колье - 3 3
6.3 Бело-серое украшение. Вязание маленького веера. 1 2 3
6.3.1 Вязание цветка. - 12 12
6.3.2 Вязание большого веера. - 3 3
6.3.3 Вязание колокольчиков (3 штуки). - 9 9
6.3.4 Обвязка колец. - 12 12
6.3.5 Оформление. - 3 3
7 Итоговая аттестация 3 - 3
8 Заключительное занятие. 3 - 3
Итого часов: 22 194 216
Содержание изучаемого материала
Раздел 1: Вводное занятие(3 часа).
Цель: Режим работы объединения. Организационные вопросы. Организация рабочего места.
Теория. Правила техники безопасности, основы санитарии и гигиены, правила работы с инструментом - крючками, ножницами, иголкой.
Раздел 2: Повторение способов вязания(18часов).
Цель: научить четко, выполнять упражнения по вязанию крючком.
Тема 2.1: Столбик без накида. Столбик с накидом(3 часа).
Цель: научить четко, выполнять упражнения по вязанию столбиков без накида и накидом.
Практика: упражнения по вязанию столбиков без накида и накидом.
Тема 2.2: Столбик с двумя накидами (3 часа).
Цель: научить четко, выполнять упражнения по вязанию столбиков с накидом.
Практика: упражнения по вязанию столбиков с двумя накидомТема 2.3: Игольница «Божья коровка на цветке» (12 часов).
Цель: научить чистому вязанию крючком игрушек.
Теория: выбор ниток. Правила вязания игрушек. Технология выполнения игрушки (1 час).
Практика: вязание божьей коровки и цветочка. Оформление игрушки (11 часов).
Раздел 3: игрушки амигуруми(84 часов).
Цель: научить вязать игрушек амигуруми.
Тема 3.1: Кукла «Амика» (18 час).
Цель: научить вязать куклу «Амика».
Теория: выбор ниток. Правила вязания кукол. Технология выполнения игрушки (1 час).
Практика: вязание игрушки столбиком без накида. Вязание головы-тела(5 часов), Вязание рук (3 часа), вязание шапки с ушами и шарфика (6часов), оформление куклы (3часа).
Тема 3.2:. Игрушка «Медвежонок» (21 час).
Цель: научить вязать игрушку «Мишка ».
Теория: выбор ниток. Правила вязания игрушек. Технология выполнения игрушки (1 час).
Практика: вязание игрушки столбиком без накида. Вязание головы(2часа), вязание туловища (6 часов), четырех лапок игрушки (6часов) ушей (3часа). Оформление игрушки(3часа).
Тема 3.3: Игрушка «Бабочка» (24 час).
Цель: научить вязать игрушку «бабочка ».
Теория: выбор ниток. Правила вязания игрушек. Технология выполнения игрушки (1 час).
Практика: вязание игрушки столбиком без накида. Вязание головы(3часа), вязание тела (6 часов), четырех лапок игрушки (5часов), крыльев (3часа), рожек (3 часа). Оформление игрушки(3часа).
Тема 3.4: Пупс Йо-Йо (21 час).
Цель: научить вязать пупсов.
Теория: выбор ниток. Правила вязания пупсов. Технология выполнения игрушки (1 час).
Практика: вязание пупса столбиком без накида. Вязание головы(6часов), вязание тела (6 часов), вязание рук и ног (5часов) ушей (3часа). Оформление пупса (3часа).
Раздел 4: Повторение схем (9часов).
Цель: научить читать схемы.
Тема 4.1: условные обозначения. Чтение схем. (3 часа).
Цель: научить читать схемы по журналам.
Теория: условные обозначения. Чтение схем.
Тема 4.2: Снежинки (6 часов).
Цель: научит вязать снежинки по схемам.
Практика: вязание снежинок.
Раздел 5: Салфетки.
Цель: научить вязать салфетки различной формы по схемам.
Тема 5.1: вязание жёлтой салфетки (12 часов).
Цель: научить вязать по схеме.
Практика: вязание желтой салфетки по схеме.
Тема 5.2: Вязание жёлтой салфетки
Цель: научить вязать по схеме.
Практика: вязание прямоугольной салфетки по схеме (12 часов).
Раздел 6: Сувениры
Цель: научить изготавливать вязаные крючком сувениры.
Тема 6.1: вязание пасхальных цыплят (12 часов).
Цель: научить изготавливать сувенир «цыплята».
Теория: подбор ниток, технология вязания (1 час).
Практика: вязание скорлупы-тела(5 часов), лап и крыльев (3 часа). Оформление сувенира(3 часа).
Тема 6.2: Колье (18 часов).
Цель: научить изготавливать вязаные крючком украшения.
Теория: выбор материала и ниток (1час).
Практика: вязание мотивов. Оформление колье (17 часов).
Тема 6.3: Бело-серое украшение.(42 часа).
Цель: научить изготавливать вязаные крючком украшения.
Теория: выбор материала и ниток (1час).
Практика: вязание маленького и большего вееров(5часов), вязание колокольчиков (3 штуки) (9 часов), вязание цветка(12 часов), обвязка колец (12 часов).Оформление украшения (3 часа).
Раздел 7: Итоговая аттестация (3 часа).
Цель: выявление уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Раздел 8: Заключительное занятие (3 часа).
Цель: подведение Итогов деятельности обучающихся за третий год.
Теория: подготовка, оформление работ выставочного показа. Поощрение грамотами. Организация выставки работ.
Практика: подготовка, оформление работ выставочного показа.
В результате обучения к концу учебного года обучающиеся должны
Владеть:
приемами вывязывания игрушек;
приемами вывязывания салфеток;
приемами составления схем.
Уметь:
четко схематически изображать узоры, выполнять узоры и изделие по записи;
читать схемы;
создавать варианты узоров из одних и тех же элементов(моментов);
построить чертеж выкройки, рассчитывать петли;
вязать по схемам и описаниям;
красиво оформить выполненное изделие;
использовать в своих самостоятельных изделиях накопленныйразнообразный фонд образцов в поиске своих художественных творческих решений.
Главным критерием этого года обучения является выполнение зачетной (итоговой) работы с использованием изученных технологий.
Методическое обеспечение
Диагностический материалы:
Цель диагностики: определение успешности и эффективности освоения программы.
Формы диагностики:
участие в конкурсах различного уровня;
выставки в течение учебного года;
защита творческих работ.
Диагностические критерии технических навыков и умений, оценка работ обучающихся по вязанию крючком:
уметь выбрать из различных техник вязания (тамбурное, филейное, ажурное) наиболее приемлемое для выполнения задуманной работы;
уметь сочетать цвета в изделии;
использовать в работе разных техник вязания.
ориентироваться в схемах вязания и вязать по ним.
Контроль над выполнением программы осуществляется с помощью:
текущей проверки, которая проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы (промежуточные просмотры выполняемых работ).
фиксируется достигнутое, ставятся новые задачи, лучшую работу помещают на постоянно действующую выставку).
итоговой аттестации и учета полученных знаний, умений, навыков проводится в конце учебного года (открытые занятия, итоговые выставка, участие в конкурсах).
Цель аттестации – выявление уровня развития способностей и личностных качеств, обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
определить уровень теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области;
выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся;
выявить причины, способствующие или препятствующие полноценной реализации образовательной программы;
внести необходимые коррективы в содержание и методику образовательной деятельности.
Материально – техническое обеспечение программой
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно–гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5 кв.м. на одного обучающегося. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В наличие должны быть материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. Чтобы создать приятную, почти домашнюю обстановку, вводится необходимый компонент оформления. На стенах размещаются детские работы: панно, аппликации (как индивидуальные, так и коллективные). Обстановка помещения используется для всестороннего воспитания детей, приучает убирать помещение, поддерживать в нем порядок и украшать.
В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения:
справочно-информационная литература;
изделия обучающихся прежних лет занятий;
инструкции по технике безопасности;
Условия реализации программы
Наличие инструментов: вязальные крючки различной толщины, простой карандаш, циркуль, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея, иглы швейные, портновские булавки, шило.
Наличие материалов: пряжа и нитки разной толщины и цветов, бархатная цветная бумага, цветной фетр, цветной картон ворсистая проволока, нитки швейные – белые, черные и цветные, клей момент, фурнитура для игрушек, специальная литература.
Список литературы
Еременко Т.И. Кружок вязания. М., 1984 г.
Полная энциклопедия женских рукоделий. 1993г
Журналы «Валентина» 2009-2013 год.
Волшебный клубок. Издательство АСТ 2000год.
Ева Экснер Вязание крючком «Цветы и фрукты круглый год».
В.С. Кришталева Вязание узоров крючком 1988год.
Нелли БольгертВязанные игрушки.
Барбара Калк Веселые игрушки из помпонов 2007год.
Специальный выпуск газеты «вязание модно и просто» Вязаные игрушки
Любовь Смирнова. Вязание крючком Москва: АСТ, Минск: Харвест 2008 год.
Ольга Соколова. АмигурумиРостов-на- Дону «Феникс» 2012 год.
Список интернет-ресурсовhttp://amigurumi.com.ua/forum/index.php?showtopic=39533я
 http://www.passionforum.ru/mailer/s-946-176555