ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ РЕЧИ


И.Л. Авдеева,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
ЧДОУ «Детский сад № 217 ОАО «РЖД», г. Иркутск
ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ РЕЧИ
Современная общеобразовательная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс. В связи с этим дошкольное учреждение одной из приоритетных задач ставит подготовку детей к школе и обучение их грамоте. В том числе детей с речевой патологией.
Психологическое и психолингвистическое изучение процессов письма и чтения свидетельствует о том, что они являются сложными формами речевой деятельности, включающие большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных.
Для детей с нарушением устной речи овладение процессами чтения и письма является весьма проблематичным. Наличие речевой и другой сопутствующей патологии развития существенно тормозит детей в овладении грамотой. Они с трудом запоминают буквы, не соотносят их со звуками, долго не могут усвоить слог-слияние, являющийся основой известного метода слогового звукобуквенного чтения. Низкий словарный запас и аграмматизмы в устной речи, неустойчивость сформированных связей долго не позволяют ребёнку с речевой патологией понять смысл прочитанного. Поэтому диагностика возможных затруднений в овладении чтением и письмом в дошкольном возрасте и их предупреждение является важным моментом в подготовке ребёнка с речевой патологией к обучению в школе.
К тому же в настоящее время в общеобразовательных школах отмечается большое количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку. Специальными терминами «дизграфия» и «дислексия» уже свободно пользуются в обиходе родители и учителя.
Замена букв по принципу фонетического сходства, искажение слоговой структуры слова и нарушение границ между словами в предложении, аграмматизмы в письме, замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание, «зеркальное письмо». И это далеко не весь перечень специфических ошибок, встречающихся у учащихся.
Существуют и специфические нарушения чтения, которые не связаны с плохой техникой чтения, а вызваны совсем другими причинами: неправильное прочитывание (замены) букв, грубое искажение звуко – слоговой структуры слов в процессе чтения, аграмматизмы при чтении, неправильное прочитывание (замены) букв по принципу их оптического сходства, непонимание ребенком содержания учебного текста.
Начинаются эти проблемы ещё с начальной школы, когда первоклассники не могут овладеть грамотой в определённые программой сроки. Позже недостаточный уровень сформированности навыков чтения и письма в начальных классах мешает усвоению школьной программы в целом. Так как медленно или неправильно читающий ученик, тратит много времени на прочтение условия учебного задания, а на его выполнение совсем не остаётся.
Из всего сказанного совершенно очевидна необходимость своевременной профилактики и специфических нарушений чтения и письма. Такая профилактика должна проводиться так же еще в дошкольном возрасте.
Вместе с тем, важнейшей задачей дошкольной психогигиены остаётся профилактика переутомления и психического травмирования детей, создание в дошкольном учреждении условий, охраняющих нервную систему детей от чрезмерного перенапряжения. Ещё в 1973 году А.В. Запорожец писал, что при совершенствовании воспитательных программ необходимо учитывать не только то, что ребёнок такого возраста может сделать, понять, усвоить при максимальном напряжении, но и то, каких нервно-психических и физических затрат ему это стоит. Известно, что перегрузка, и всякое переутомление в дошкольном возрасте представляет особую опасность для состояния здоровья и дальнейшего развития детского организма.
Как же сделать обучение дошкольников безопасным? Чтобы избежать перегрузок, необходимо обучать детей только в привычной для них деятельности – игровой. Причём, обыгрывая не только сами обучающие моменты, но и каждое слово, каждый термин давать в ярком, образном варианте, интригующем и захватывающем воображение детей. Распределять весь материал на несколько лет обучения, давая, его дозировано, небольшими порциями, в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Начинать обучение как можно раньше, т.к. нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке других. Важно корректировать развитие речи детей по возрасту, а не пытаться в 6-7 лет исправить недостатки всех возрастных речевых норм за 1-2 года перед школой. Тем более, если это касается детей с ОНР, ЗПР и другими сложными дефектами в развитии.
Несомненно, учитель-логопед должен учитывать это в своей работе. Однако важно отметить отсутствие в дошкольной логопедии конкретных разработок по развитию и коррекции базовых речевых и неречевых компонентов готовности дошкольников с нарушением речи к их обучению чтению и письму, показывающих практическому логопеду этот процесс в системе и необходимой последовательности по годам обучения.
Опыт, накопленный в течение двадцатипятилетней логопедической практики с детьми, обобщённый и проанализированный, позволил нам разработать систему занятий, в которой последовательно предлагается содержание работы по профилактике общих и специфических трудностей в обучении грамоте детей с нарушениями развития устной речи.
Обучение грамоте в рамках коррекционно-воспитательной работы в дошкольном возрасте не должно быть самоцелью. Для учителя-логопеда важнее не научить речевых детей быстрому чтению и письму, как представляют себе многие педагоги и родители, а в процессе обучения грамоте выявить и предупредить возможные проявления нарушений письменной речи. Поэтому, на наш взгляд, программу и занятия для дошкольников и младших школьников с проблемами в развитии корректнее назвать не «Обучение грамоте», а «Профилактика трудностей в обучении чтению и письму у детей с нарушениями развития устной речи».
«…Когда я была маленькой, очень любила ходить в цирк. Там я познакомилась с клоунами. Это весёлые, нарядные люди, которые смешат других людей. С тех пор я с ними дружу. Я хотела бы и вас познакомить с моими клоунами, но они не смогут к нам приехать. Кто же будет смешить зрителей в цирке в их отсутствие?! Клоуны отправили вам свои портреты и разные интересные задания. Сегодня мы познакомимся с одним из них. У него необычное имя …». С этой выдуманной истории начинается процесс обучения и до самого его окончания клоуны всё время незримо рядом с детьми, помогая легко и свободно обучиться в игре.
Процесс обучения рассчитан на три - четыре года: начиная со среднего дошкольного возраста (4-5 лет), включая старший (5-6 лет) и заканчивая подготовительным к школе возрастом (6-7). В случаях тяжёлого речевого диагноза можно начинать работу и в младшем дошкольном возрасте. Содержание работы и простота подачи учебного материала позволяет это. Любой год обучения может быть как в системе, так и самостоятельным для каждого возраста. Вновь прибывшие дети легко вливаются в учебный процесс, независимо от своего возраста и речевого диагноза, т.к. каждый год обучения является полноценным по своему содержанию, не зависящим от предыдущего и последующего. Вместе с тем, прохождение курса коррекционного обучения в целом позволяет ребёнку усвоить учебный материал в более щадящем режиме, легко и непринуждённо.

Как правило, затягивающийся процесс обучения чтению детей с речевой патологией не оставляет времени для осуществления главной логопедической задачи – предупреждения специфических нарушений письменной речи.
Дети, обучающиеся чтению по данной системе не испытывают особых трудностей. Методика обучения чтению, рекомендуемая нами позволяет этот сложный процесс разложить на составляющие и давать материал парциально, что значительно облегчает обучение детей чтению. Так, слог-слияние дети усваивают ещё в старшем дошкольном возрасте, причём, даже не зная букв. Происходит это на уровне звуков, оформленных в условном графическом изображении с помощью специальных игровых приёмов. Поэтому, обучение чтению в подготовительном к школе возрасте происходит легко, путём введения букв вместо условных графических значков (символов).
Помимо этого, дети уже в среднем дошкольном возрасте к концу 1-го года коррекции, не зная букв, способны:
- различать понятия «звук» - «слово»- «предложение»;
- последовательно называть гласные звуки в слове и обозначать их графически,
- определять ударный гласный звук;
- делить слова на слоги;
- уметь определять количество слов в предложении и условно обозначать его границы с помощью специальных графических символов (данных в приложении программы);
В старшем дошкольном возрасте, к концу 2-го года коррекционного обучения, помимо умения выполнять полный звуковой анализ слов и предложений, с помощью новых специальных условных графических изображений, дети легко могут:
- выделять и обозначать в слове ударный слог;
- уметь отличать прямой слог от обратного и изображать их в слове условно графически в составе предложения;
- заочно познакомиться с правилом написания предложения: первое слово в предложении начинается с большой буквы, а в конце ставится точка; с правилом написания имён собственных.
С первого года коррекционного обучения данная система коррекционных занятий рекомендует использовать специальные игровые приёмы, задания, упражнения, дидактические игры, методические пособия, рабочие тетрадки. Это позволяет детям в процессе обучения много рисовать, раскрашивать, печатать по клеточкам, тем самым развивать пространственную ориентировку, внимание, память, мыслительные процессы, воображение, усвоить название основных цветов и их некоторых оттенков, подготовить руку к письму. Таким образом, к началу обучения грамоте у детей сформированы все необходимые процессы.
За счёт этого, на 3-м году коррекционного обучения появляется дополнительное время для более основательного усвоения и закрепления детьми образа букв, на дифференциацию сходных букв по фонетическому и оптическому признаку; на усвоение « сложных» букв:
- йотированных гласных;
- букв, обозначающих только один твёрдый согласный звук (ЖШЦ);
- букв, обозначающих только один мягкий согласный звук (ЧЩЙ);
- букв, не обозначающих звуки (ь, ъ)
Обучение детей грамоте происходит не только на уровне слов, но и предложений, и связной речи. К концу 3-го года коррекционного обучения дети читают и печатают в цветном звукобуквенном варианте не только предложения, но и небольшие тексты. Данной работе посвящается 10 специальных занятий: «От связной речи к звуку».
Большая роль в работе над предложением отводится предлогам. Дети учатся слышать предлог в предложении и печатать его отдельно от других слов. Дети знакомятся и со знаками препинания (.!?) и понимают их значение в предложении.
Закрепление в звукобуквенной печати лексико-грамматических категорий тоже является важной задачей по предупреждению аграмматизмов на письме.
В конце коррекционного обучения проводится итоговая диагностика.
Эффективность данного опыта доказывается катамнестическими данными, полученными в результате личных бесед с родителями детей, прошедших коррекционно-воспитательное обучение в данной системе от начала и до конца. Большая часть этих детей без проблем прошли школьную адаптацию. Они не только не имели специфических ошибок в письменной речи, но и отмечали успехи в обучении русскому языку в начальной школе. Среди них были дети, имевшие в дошкольном возрасте различную по сложности речевую патологию (ФНР, ФФНР, ОНР, СНР при ЗПР).
Данная система коррекционно-воспитательных занятий рецензирована профессором кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии Иркутского госпедуниверситета, признана актуальной, эффективной, отвечающей всем необходимым требованиям.