Презентация консультации для учителей начальных классов и родителей на тему Виды нарушений письма и причины их возникновения


ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Дисграфия- частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связанно с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи . Причины дисграфии Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы. Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).Леворукость (особенно переученная).Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа. Чтобы отличать дисграфические ошибки от орфографических надо помнить о принципах русского письма: 1. фонетический - слово пишется так, как оно слышится, сохраняя все звуки (для этого необходим очень хороший слух и биологический и фонематический, сформированность зрительного гнозиса и буквенного анализа). 2.морфологический - каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот принцип письма требует очень хорошей памяти).3.традиционный (исторический) - например, написание всех словарных слов; правило «жи - ши» пиши с буквой «и», хотя мы слышим «ы». Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций: 1.записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А, если у ребенка, например, при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие). 2.буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена ребёнком, т.е. в работу включается речедвигательный анализатор. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи. 3. таким образом: «услышал слово», «проговорил» - теперь в работу включается речезрительная функциональная система, т.е. идет процесс перевода фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв. 4. теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» - движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции: - кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); - кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки. 5.для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить noрядок звуков или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок:пропуск гласных и согласных;перестановка слогов в слове;добавление букв или слогов;недописывание окончаний слов;слитное написание слов, предлогов со словами;неумение производить анализ текста на предложения. ВИДЫ ДИСГРАФИИ1. Ошибки, обусловленные неправильным звукопроизношением - артикуляторно-акустическая дисграфия Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Нарушенное звукопроизношение.Пример: нарушено произношение [ш]: Наса скола самая лучсая на свете. 2.Ошибки, обусловленные нарушением фонемного распознавания - акустическая Причины: недифференцированность слухового восприятия; недостаточное развитие звукового анализа и синтеза;Пример: нарушена дифференциации звуков по звонкости-глухости: Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки. В этой реке запрещаеца купаца. Нарушено различение сходных звуков С-Ц, Ч - Щ: К нам прилетели птисы. У меня есть щасы. 3. Ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза – дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Причина: Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.Примеры:Ошибки при стечении согласных: диктант-дик?а?т Пропуск гласных: Собака-с?бакаДобавление букв: Таскали-тасакали; Пропуски, перестановки, искажения слогов: Литература – лиратетура. 4. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений – аграмматическая дисграфия Причины: - недоразвитие грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений; -нарушение синтаксического оформления речи; - билингвизм (двуязычие).Примеры: Захлестнула - нахлестнула; козлята – козленки; над столом – на? столом; много деревов; дети бежит. 5. Ошибки, обусловленные недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений- оптическая дисграфия Причины: Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений; Проявления:Замены и искажения графического и моторного образа буквы;Зеркальное письмо;