Психолого-педагогическое сопровождение детей в трудной жизненной ситуации (из опыта реализации авторской программы «Красота внутреннего мира»)

Психолого-педагогическое сопровождение детей в трудной жизненной ситуации (из опыта реализации авторской программы «Красота внутреннего мира»).

Я работаю в МБОУ СОШ №145 с октября 2009 года, являюсь дипломированным сказкотерапевтом-практиком. Не первый год работая в школе, я столкнулась с тем, что в настоящее время многие девочки-подростки не получают информации о том, что такое настоящая женщина, о том, какую важную роль играет женское начало в жизни каждого человека и его семьи. Работая с девиантными подростками и детьми, оставшимися без надзора родителей, я пришла к выводу, что многие из них не видят перед глазами примера здоровых семейных отношений и их главный учитель в жизни – это улица. Так же следует отметить, что многие девочки воспитываются в семье без отца. Это не позволяет сформироваться правильному представлению о настоящем мужчине, правильном выборе будущего спутника жизни. Исходя из данной проблематики, родилась моя программа для девочек-подростков «Красота внутреннего мира».
Программа «Красота внутреннего мира» направлена на то, чтобы раскрыть творческий потенциал личности, научить находить положительные стороны в происходящих событиях, а также находить ресурсы в самом себе для преодоления кризисных ситуаций в жизни и перехода на новый уровень саморазвития.
Цель программы: помощь в осознании себя, своего предназначения, саморазвитии девочек и девушек - подростков в возрасте 14-17 лет.
Задачи программы:
Повышение уровня психологической компетентности.
Формирование представлений о своих личностных качествах.
Осознание своей роли в формировании собственной Судьбы.
Повышение уверенности в своих силах.
Развитие адекватных форм взаимодействия с окружающим миром.
Формирование чувства эмпатии.
Программа разработана для девочек и девушек в возрасте 14-17 лет. На занятиях по программе освещаются такие темы, как дружба и любовь, поиск своего призвания, история Рода, жизненные силы, сила надежды и добра. Данная программа призвана дать девушкам информацию о том, как красиво и гармонично строить отношения с миром. Программа рассчитана на 34 часа (22 занятия, с периодичностью 2 раза в неделю).
Программа состоит из двух блоков: внутриличностный и межличностный, в каждом из них по пять тем. Тема содержит в себе две части: основная часть (2часа) и закрепление (1 час). В основной части с позиции сказкотерапии освещается проблема, проводится обсуждение и выполнение упражнений, а также выполнение практического задания, связанного с темой занятия. Это изготовление какой – либо поделки, символизирующей то чувство или свойство, качество личности, о котором говорится в теме занятия. Во второй, закрепляющей части по теме, проводится обсуждение результатов прошлого занятия, рефлексия, обмен мнениями и эмоциями, связанными с изучением темы, а также символическое закрепление (полученное изделие становится неким символом, сохраняется у участника, составляется напутствие, «письмо к себе»).
Ожидаемые результаты реализации программы:
повышение уровня самооценки девочек-подростков (14-17 лет);
развитие коммуникативных навыков;
улучшение личностного самоотношения;
развитие чувства взаимопомощи и сопереживания;
развитие целеполагания.
Диагностический инструментарий:
Диагностика самооценки (методика Дембо-Рубинштейн).
Опросник САН (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б.).
Практическая апробация программы осуществляется на базе МБОУ СОШ №145 г.о. Самара с 2013 года. За время реализации программы в ней приняло участие 48 человек.
За три года апробации программы, по мнению учителей школы и родителей, у обучащихся стало наблюдаться большее проявление ответственности за принимаемые решения, умение анализировать свое поведение и управлять им, повысился интерес к творческой деятельности.
Данные результатов диагностики представлены в таблицах.
Таблица 1
Опросник «САН»

2013-2014 учебный год (24 чел.)


начало года
конец года


уровень
чел.
%
чел.
%


самочувствие
высокий
5
21
15
63


средний
16
67
9
27


низкий
3
12
-
-




активность
высокий
5
21
20
83


средний
17
71
4
17


низкий
2
8
-
-




настроение
высокий
6
25
19
79


средний
15
63
5
21


низкий
3
12
-
-


2014-2015 учебный год (24 чел.)




самочувствие
начало года
конец года


уровень
чел.
%
чел.
%


высокий
4
17
14
58


средний
15
63
10
42


низкий
5
20
-
-




активность
высокий
7
29
18
75


средний
10
42
6
25


низкий
7
29
-
-




настроение
высокий
5
21
20
83


средний
13
54
4
17


низкий
6
25
-
-


По результатам диагностики видно, что все обучающиеся, прошедшие курс занятий по программе «Красота внутреннего мира» имеют положительную динамику по показателям «самочувствие», «активность», «настроение». Так, в 2013-2014 учебном году уровень самочувствия повысился на 42%, уровень настроения на 54%, а уровень активности к концу года возрос на 62%. В 2014-2015 учебном году положительная динамика по самочувствию составила 41%, по настроению – 46%, а уровень активности повысился к концу года на 62%. Таким образом, можно сделать вывод о положительном влиянии программы на самочувствие и настроение участников ее реализации.
Таблица 2
Методика диагностики самооценки (Дембо-Рубинштейн)

2013-2014 учебный год (24 чел.)

начало года
конец года

Уровень
чел.
%
чел.
%

очень высокий
2
8
1
4

высокий
2
8
8
34

cредний
12
50
15
63

низкий
8
34
-
-



2014-2015 учебный год (24 чел.)

начало года
конец года

уровень
чел.
%
чел.
%

очень высокий
5
21
2
8

высокий
1
4
10
42

средний
12
50
12
50

низкий
6
25
-
-


Как видно из таблицы, в 2013-2014 учебном году и в 2014-2015 учебном году среди участников реализации программы «Красота внутреннего мира» мы видим стабильную тенденцию к гармонизации самооценки.
В 2015-2016 учебном году программа продолжает реализовываться в МБОУ СОШ №145.

План-конспект занятия
для девочек – подростков 15 лет
по теме «Предназначение»
Цель занятия: составление представления о личном предназначении.
Задачи:
Раскрытие понятия «предназначение».
Самоактуализация.
Развитие рефлексии и самопознания.
Предварительная подготовка: участницы одевают бейджи с именами.
Приветствие.
Добрый день, дорогие девушки!
Итак, готовы ли вы отправиться в сказочное путешествие? Тогда в путь!
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Цель: создание благоприятной творческой атмосферы.
У каждой участницы в руках волшебная палочка, ее они выбирают самостоятельно из предложенных вариантов, либо изготавливают заранее и приносят на занятие. Все вместе произносят слова: «Пусть откроются волшебные врата в Сказку!» и делают взмах палочкой.
Арт - упражнение «Мой портрет в виде предмета».
Цель: самоактуализация, развитие рефлексии.
Участники рисуют свой портрет в виде какого-то предмета, рассказывают, чем он может послужить людям, объясняют ассоциации своего сходства с данным предметом.
Работа со сказкой.
Сказка о Шерстинке
Шерстинка была беспокойной. Она постоянно размышляла о смысле своей жизни, строила планы, мечтала о далеких путешествиях. Не хотелось ей спокойно сидеть на овечке, вся ее сущность была устремлена вперед, в будущее. «Как же будет хорошо, когда я наконец стану свободной и свершится мое предназначение – я превращусь в какую-нибудь красивую, нужную вещь, буду согревать кого-то, дарить свою нежность и преображать окружающий мир!» - думала наша Шерстинка.
И вот наконец настал тот момент, о котором она много с волнением думала – пришел человек с большими ножницами и остриг овечку! Так Шерстинка отправилась в путешествие по свету.
Ей предстоял сложный путь! Сначала ее долго мыли, сушили, чесали. Не сказать, чтобы эти процедуры доставляли Шерстинке удовольствие, но она стойко их перенесла. Потом ее куда-то долго везли, и наконец она попала на фабрику. «Какая хорошая шерсть!» - сказал рабочий. Шерстинка очень обрадовалась этим словам и наполнилась гордостью: «Вот, не зря я так долго ждала этого момента и терпела все эти процедуры, меня оценили по достоинству!» Но дальше ее ждало кое-что по-интересней – волшебное преображение! Шерсть покрасили, и она приобрела красивый золотой оттенок. Как же нравился Шерстинке ее блеск. Она была гладкой и шелковистой – хоть сейчас в самый лучший наряд.
Шерсть расфасовали, упаковали в тюки и повезли в магазин. Тесно и душно было Шерстинке в пакете, но дорога оказалась недолгой. В магазине ее положили на полку, и она стала ждать.
День проходил за днем, но никто не забирал Шерстинку. Она стала грустить. Многие ее соседи уже отправились к своим хозяевам, а она все ждала и ждала.
А в это время Мастерица вынашивала свою идею. Она хотела сделать самый красивый, неповторимый палантин с золотым узором. Эта идея пришла к ней, когда она любовалась осенним лесом, который раскинулся за окном. Мастерица нарисовала эскиз и стала подбирать материалы. Она выбрала красивый шелк, кудри и волокна, но ей недоставало шерсти для воплощения ее идеи. Мастерица еще не знала точно, какого цвета должна быть шерсть. Она стала собираться в город, надеясь, что в магазине сможет подобрать то, что ей нужно.
Шерстинка была на грани отчаяния. Вот уже несколько недель она лежала на полке и не могла больше этого выносить – она рвалась вперед, ей не хотелось лежать вот так без дела.
И тут в магазин зашла Мастерица. Она огляделась по сторонам и ахнула от окружавшего ее изобилия. Около часа она перебирала материалы, разглядывала шерсть, и вот наконец ее взгляд упал на пакет в котором лежала наша Шерстинка. «Это то, что нужно!» - подумала она, взяла пакет и прошла с ним на кассу. Еще несколько часов в пути и они оказались дома.
В доме Мастерицы Шерстинка расположилась на просторном столе. Рядом располагались ее новые соседи – другие материалы для проекта Мастерицы, с которыми она быстро подружилась. Когда Шерстинка увидела эскиз палантина, она поняла, что сбылась ее Мечта. Теперь исполнится ее предназначение, она станет частью чего-то большого и красивого и будет согревать и украшать свою хозяйку.
Мастерица работала несколько дней. Шерстинка не знала, что будет так тяжело – ее мочили, мяли и комкали, раскатывали и отжимали. Наконец работа была завершена – на свет появился воздушный золотой палантин, будто сотканный из света. Шерстинка уже и не была Шерстинкой – она стала частью чего-то большего. Объединившись с другими окружающими ее материалами, она превратилась в прекрасную работу своей Мастерицы.
Все, кто видел этот палантин, восхищались его легкостью и сиянием. Многие люди предлагали купить его, но Мастерица вежливо отказывала. Эта работа, сделанная с такой Любовью, была слишком дорога ее сердцу.
Еще долгие годы палантин согревал свою хозяйку холодными вечерами. А наша Шерстинка стала счастливой – она обрела себя и свое предназначение.

Обсуждение сказки.
Вопросы для обсуждения:
- Какова основная мысль сказки? (Подводим участниц к мысли о том, что все мы – частичка большого мира).
- О чем постоянно думала Шерстинка? (о смысле жизни).
- Какие мысли к нам приходят, когда мы думаем о смысле жизни? (Для чего я живу в этом мире, что я могу дать этому миру).

Творческое задание - создание коллажа на тему «Мое предназначение».
Цель: самопознание, развитие рефлексии.
Уважаемые участницы, предлагаю вам создать коллаж, в котором вы отразите то, как понимаете свое предназначение. Выполняя эту работу, ответьте себе мысленно на вопросы:
Кто Я?
Для чего Я пришла в этот мир?
Что Я могу дать этому миру?
Вы можете использовать все имеющиеся материалы, свободно передвигаться, обсуждать происходящее и задавать вопросы, делиться впечатлениями.
Оборудование: листы бумаги, клей, карандаши, фломастеры, ножницы обычные и с фигурным краем, цветная бумага, помада, тени.
Обсуждение.
Участницы кратко презентуют свои работы, рассказывают о том, что они видят в своем предназначении.
Эссе на тему «Мое предназначение».
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Что вам понравилось/не понравилось на занятии?
Что нового вы узнали сегодня о себе?
Как вам поможет эта информация в дальнейшем?
Какие у вас есть вопросы/пожелания?
Ритуал выхода.
Все вместе произносят слова: «Мы говорим Сказке «До свидания!» с любовью и благодарностью!» и делают взмах палочкой.
15